Проектная деятельность "Расписная матрёшка"
проект (младшая группа)

Герасимова Евгения Дмитриевна

Проблема: современные родители не прививают у детей интерес к национальной культуре, они не воспитывают у них уважение и бережное отношение к  традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. А так же для педагогов, проблема использования игрушек для решения различных педагогических задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Игрушка – матрешка при всей простоте, несет в себе  многое для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Поэтому я решила с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей,  к народному творчеству через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Актуальность темы: проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательной программой. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Расписная матрёшка"37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №138»

«Расписная Матрёшка»

Познавательный

Коллективный

Среднесрочный – 2 недели

Дети первой младшей группы №13

Воспитатель, Герасимова Евгения Дмитриевна

2023г

Структура проекта

Проблема: современные родители не прививают у детей интерес к национальной культуре, они не воспитывают у них уважение и бережное отношение к  традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. А так же для педагогов, проблема использования игрушек для решения различных педагогических задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Игрушка – матрешка при всей простоте, несет в себе  многое для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Поэтому я решила с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей,  к народному творчеству через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Актуальность темы: проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательной программой. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств у детей первой младшей группы через знакомство с народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта: 

формировать представления о русской народной игрушке;

вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Необходимые материалы, оборудование: Игрушка матрёшка, дидактические игры с матрёшкой, настольно-печатные игры, музыкальное сопровождение, пластилин, узоры из цветной бумаги, печатные карточки, познавательный мультфильм.

Предлагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; коллективная работа детей и воспитателя – «Расписные узоры матрёшки».


Содержание проекта

Этапы проекта

Деятельность детей

Деятельность педагога

Деятельность родителей

1.Подготовительный

Рассматривание иллюстраций;

Прослушивание музыкальных композиций;

Ознакомление с подвижными играми, пальчиковыми гимнастиками;

Ознакомление с народной игрушкой матрёшкой.

Подбор методической литературы по теме;

Подбор материала, дидактических, настольно-печатных, пальчиковых и подвижных игр;

Подготовка игрушки матрёшки;

Подготовка музыкальных композиций;

Подбор стихотворений по теме.

Ознакомление с темой проекта;

Ознакомление с информацией о народной игрушке матрёшке;

Ознакомление с картотекой игр с матрёшкой.

2.Основной

Участие во всех видах деятельности

Организация и проведение:

Беседы/общение: «Русская матрешка», «Из чего сделана матрешка».

Игры – ситуации: «А у нас сегодня гость», «Матрешка попляши».

Дидактические игры: «В какой руке матрешка», «Знакомимся с матрешкой», «Собери матрешку», «Найди матрешке дом».

Подвижные игры:  «Догони матрешку», «Шли матрешки по дорожке».

Пальчиковые игры: «Матрешки», «В гости к нам пришла матрешка», «Матрешка»

Рисование «Мы веселые матрешки»

Занятие по познавательному развитию

«Матрешка – деревянная игрушка»

Речевое развитие. Чтение художественной литературы.

Стихотворение Л. Громова «Матрешка»

Занятие по речевому развитию

«Народная игрушка – матрешка»

Занятие по художественно – эстетическому развитию.

Продуктивная деятельность лепка «Узоры для матрешки»

Художественная литература

Стихи З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», В. Приходько «Матрешка на окошке», А. Кулешова «Кукла славная – матрешка», Г. Лагздынь «Матрешка», потешка «Как у нашей у Матрешеньки».

Художественно – эстетическое развитие. Музыка.

Музыкально – коммуникативные игры: «Мы матрешки, вот такие крошки», «Мы веселые матрешки», «Танец с ложками», «Танец с платочками»

Консультация «Матрешка-сказка»;

Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;

Интерактив  «А есть ли у Вас дома матрёшки?»;

Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».

3.Заключительный

Познакомились с народной игрушкой матрёшкой;

Познакомились с росписью игрушек;

Разучили новые танцы, подвижные игры,  пальчиковые гимнастики;

Участие в коллективной работе.

Вынесены задачи на будущее в работе по данной теме;

Пополнение знаний по данной теме;

Организация коллективной работы.

Пополнение знаний в работе о  патриотическом воспитании детей;

Разучивание с детьми различных игр с народными игрушками.

Список литературы: 

Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.

Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.

Приложение 1

Пальчиковые игры на тему «Матрешки»

Игра «Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами
идут по столу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)

Игра «Матрешка»

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Загадки на тему «Матрешки»

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (Матрешка)

 

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы (Матрешки)

 

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (Матрешка)

 

Разноцветные подружки,
Перепрятались друг в дружке. 
(Матрешка)

 

 

 

Приложение 3

Стихи на тему «Матрешки»

Матрешка — очень интересная развивающая игрушка и стихи про нее очень веселые и задорные.

Мы матрешки,

Вот такие крошки

Как у нас, как у нас

Чистые ладошки

Мы матрешки,

Вот такие крошки

Как у нас, как у нас

Новые сапожки

Мы матрешки,

Вот такие крошки

Поплясать, поплясать

Мы хотим немножко. (Л. Олифирова)

 

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая. (В. Орлов)

 

На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные матрёшки-сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке. (Н. Радченко)

 

Эти русские матрешки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдешь. (Джулия Рум)

 

Кукла славная — матрешка,

Где-же ручки,

Где-же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Вот матрешка — мама,

Вот матрешки — дочки,

Ротик — будто ягодки,

Глазки — будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод. (А. Кулешова)

 

Давай-ка с тобой

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка. (Ю. Володина)

 

Как в большой-большой матрешке,

Есть поменьше, на немножко,

Ну а в ней — еще немножко,

Ну а в ней — матрешка-крошка,

Ну а в крошке — никого.

Их четыре же всего. (Р. Карапетьян)

 

Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир! (С. Иванов)

 

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются матрёшки. 
(Е.Крысин)


В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки. 
(Р. Карапетьян)

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой. 
(Л. Громова)


Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод. 
(А. Кулешова)



 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Картотека игр с матрешкой

Речевое упражнение «Познакомься с матрешкой»

Кто это? Это Матрешка. Матрешка хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут?

Очень приятно. А как зовут тебя? Приятно познакомиться.

Игра-забава «Спрячься за платочком»

Возьми в руки платочек (за уголки, с помощью взрослого). Спрятались за платочком. Где же наши детки?  Покажитесь. Вот где наши детки! (Можно, выглядывая из-за платочка, говорить «ку-ку». Повторить два раза.)

Дидактическая игра на обучение величине предмета «Большая-маленькая»

Эта игрушка не простая, внутри нее живет другая.

Воспитатель раскладывает матрешку и читает потешку.

Вот семь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В гости к нам сюда идут -

Всех матрешками зовут.

Покажи самую большую матрешку. Покажи самую маленькую матрешку.

Динамическая пауза «Мы матрешки»

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас розовые щечки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас модные прически.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас пестрые платочки.

Мы Матрешки, вот такие крошки

А у нас, а у нас красивые сапожки.

Дети выполняют движения по тексту.

Строительно-конструктивная игра «Домик для матрешки»

Давай построим домик для матрешки. Поставь кубик, а затем сверху на кубик поставь крышу. Вот какой красивый домик получился.

Гимнастика для глаз «Где матрешка»

Отыщи глазками матрешку.

Воспитатель отходит от детей и поднимает матрешку вверх над головой, затем отводит ее влево, вправо, опускает вниз.

Дидактическое упражнение на развитие фонетического слуха, чувства ритма и координацию движений «Сыграй для матрешки»

Наша матрешка очень любит слушать музыку, петь и танцевать. Возьми погремушку (бубен) и сыграй для матрешки. Под фонограмму песни «Мы матрешки».

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)

Игра: «В гости к нам пришла матрешка»

Задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное доброжелательное отношение к новеньким.

Я веселая матрешка,

В гости к вам хочу прийти,

Но дорожку к вам, ребята,

Очень трудно мне найти.

Вы похлопайте в ладошки

И кричите все: «Матрешка!»

Я услышу и приду

Вам веселье принесу.

Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Игра «Матрешка»

Вот-вот какой у меня платочек,

Пойди попляши, Катенька, дружочек (подходит к Кате и выводит ее в центр круга).

Уж я свой платочек Кате повяжу (повязывает).

Всем ребяткам Катеньку покажу (показывает).

Вот-вот, вот так вот Катенька идет,

Песенку веселую нам поет.

Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.

Маме с папой Катеньку похвалю.

Все дети хлопают в ладоши, Катенька танцует.

Игра «Матрешка»

Веселее, Катенька, попляши,

Мы тебе похлопаем от души.

Детки, дружно хлопайте в ладошки

Катеньке и мне, матрешке.

Матрешка приглашает еще одного ребенка, игра повторяется. Матрешка хвалит детей, говорит, что хочет поиграть с ними.

Подвижная игра «Ой, что за народ?»

Для игры вам понадобится большая матрёшка. Вы медленно идёте, а ваш малыш за вами, в руках у вас матрёшка. Держите ее лицом от себя, чтобы она смотрела на малыша, когда вы повернетесь к нему.

Ой, что за народ за матрёшкой идёт?
(ребёнок идёт медленно за вами)
Вы и матрёшка поворачиваетесь:
А-а! вот какой народ!
Быстро – быстро убежали,
Только ножки замелькали.
(ребёнок убегает)
Вы отворачиваетесь вместе с матрёшкой и снова медленно идёте:
Ой, что за народ в барабаны громко бьёт?
(Ребёнок изображает игру на барабане и громко произносит: «Бум! Бум!»)
Матрёшка поворачивается:
А-а! вот какой народ!
Быстро – быстро убежали,
Только ножки замелькали.
(ребёнок убегает)
Ой, что за народ тихо – тихо идёт?
(Ребёнок идёт крадучись)
Матрёшка поворачивается:
А-а! вот какой народ!
Быстро – быстро убежали,
Только ножки замелькали.

Игра «Мы матрешки»

Мы матрешки, Мы матрешки,

Поплясать хотим немножко. (стоя на месте, поворачиваем головой то вправо, то влево)

Мы матрешки, мы матрешки,

У нас новые сапожки. (выставляем вперед то одну, то другую ногу)

Мы матрешки, мы матрешки,

Побежать хотим немножко. (бегаем по комнате)

Мы матрешки, мы матрешки,

Погуляем по дорожке. (степенно ходим по комнате)

Мы матрешки, мы матрешки,

Ох, устали наши ножки. (садимся на корточки и обнимаем колени руками)

Мы матрешки, мы матрешки,

Снова пляшут наши ножки. (стоя на месте, притопываем ножками)

Мы матрешки, мы матрешки,

Всем поклонятся матрешки (кланяемся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Буклет «В какие игры можно играть с матрешками?»

1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).

2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - забудьте одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.

3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

4. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, поменьше, самую маленькую.

5. Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку  нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

6. Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

7. По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

8. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

9.  Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

10. Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте  из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются. В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

Проектная деятельность "Русская матрёшка"

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.Несмотря на кажущуюся п...

Проектная деятельность "Мы матрёшки расписные крошки"

Проект для детей раннего возраста....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность «Весёлая матрёшка»

quot;Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".  Е. ФлёринаВоспитатели: Едемская Ларис...

Проектная деятельность «Русские матрёшки»

Проект "Русские матрёшки" расчитан на детей старшей группы. Тип проекта исследовательско - творческий, краткосрочный. Проект направлен на формирование у детей  интереса к творчеству, пр...

Конспект развлечения "Здравствуй, Матрёшка!" в старшей группе в рамках проектной деятельности "Русская Матрёшка"

Данный проект направлен на формирование  интереса к народным традициям, обрядам, быту, посредством знакомства с народной ирушкой - матрёшка....