Картотека "Беседы о человеке"
материал (средняя, старшая группа)

Бураковская Елена Александровна

Картотека "Беседы о человеке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besedy_o_cheloveke.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ №

КАК БЕРЕЧЬ ГЛАЗА?

Цели: 

– продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз;

– развивать зрительное внимание, наглядно-образное мышление;  

– воспитывать гуманное отношение друг к другу, культурно-гигиенические навыки.  

Оборудование и материал: мяч, воздушный шар, куб, кирпичик, набор матрёшек, листы картона разных цветов и оттенков; две картинки для игры «Найди различия»; косынка или бумажный колпачок; картинки о болезнях глаз; картинки для дидактической игры «Как беречь мои глаза?».

Ход занятия

1. Для чего нужны глаза?

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками.  

ОЧКИ

– Что стряслось у тети Вали?

– У неё очки пропали!

                                                            С. Михалков

Воспитатель показывает, а дети повторяют движения: образовывают два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединяют на переносице.

– На какую часть лица мы надели наши очки? (На глаза.)

– Сколько глаз у человека?

– Для чего нужны глаза?  

Дети отвечают.

– Я уже вам рассказывала, что глаза не только различают все предметы – игрушки, цветы, дома, дорогу, но и указывают, где они находятся: далеко или близко, их форму, размер и цвет.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть предметы и  определить их форму: мяч, воздушный шар, большой куб, кирпичик; размер: набор матрёшек разной величины; расстояние предметов по отношению  друг к другу.

– Человек полагается на зрение больше, чем на другие чувства. Глаза легко приспосабливаются к самой разной освещённости – от яркого солнечного света до почти полной темноты; улавливают они и различия между множеством оттенков того или иного цвета.

Воспитатель показывает цвета и их оттенки: розовый, бледно-голубой, темно-синий. Дети называют.

– Оттенков у каждого цвета много. Только один чёрный имеет больше тридцати оттенков. Именно поэтому мир вокруг нас кажется таким красивым.

2. Игра «Найди различия».  

Воспитатель предлагает детям рассмотреть две «одинаковые» картинки и найти между ними восемь различий. Дети по очереди находят отличия и называют их.

Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на значимость «глаз» в жизни человека.

3. Игра-забава «Жмурки!».  

Воспитатель предлагает детям спокойно разойтись по разным углам комнаты. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель со словами «Где же наши дети?» пытается кого-нибудь поймать. Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот где наши дети!»

П р и м е ч а н и е. В этой игре активную роль выполняет воспитатель. Но по желанию он может предложить кому-нибудь из детей роль ведущего. Вместо повязки во время игры можно использовать яркий бумажный колпак, который надевается глубоко, прикрывая верхнюю часть лица.

4. О болезнях глаз.

– Часто наши глаза заболевают или мы начинаем плохо ими видеть, тогда надо обращаться к специальному врачу – офтальмологу. Врач-офтальмолог осматривает глаза при помощи специального прибора. Сквозь зрачок он обследует глазное дно. (Показ картинки.) 

– Некоторые нарушения зрения можно исправить с помощью очков или контактных линз. (Показ картинки.)

– Самые распространённые недостатки – неясная видимость близких или далёких предметов – дальнозоркость или близорукость.

– Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок видит хорошо предмет на расстоянии 7 см, а для пожилого человека необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

– Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения. Особенно вредно читать лёжа, во время поездок в транспорте.

– Близорукость и дальнозоркость исправляются очками. Впервые очки появились в стране Италии.

– Ещё есть такое заболевание, которое называется дальтонизмом, его еще иногда называют цветовой слепотой. Дальтонизм встречается часто у мальчиков и нечасто у девочек. Людей с таким заболеванием называют дальтониками, они не различают некоторые цвета. Заболевание передаётся по наследству от папы к сыну.

– В нашей стране живут люди, которые лишены зрения. Это слепые люди – инвалиды, они ориентируются в пространстве с по-мощью палочки, и им необходимы наша помощь и поддержка.

5. Дидактическая игра «Как беречь мои глаза?».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с правилами гигиены и безопасности наших глаз (см. конспект занятия «Как беречь глаза?» для детей 1-й младшей группы). Картинки кладёт обратной стороной вверх. Дети берут по очереди по одной картинке, рассматривают, а затем объясняют их содержание.

6. Упражнения для глаз.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр и выполнить упражнения для глаз:

– Отведи глаза в сторону (за рукой воспитателя).

– Поморгай.

– Повращай глазами, чтобы всем, кто на тебя смотрит, стало страшно.

– Закрой глаза, ляг и расслабься (1–2 минуты под приятную спокойную музыку).

КОНСПЕКТ №

ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ

Цели:

– формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица (цвету глаз, волос, кожи, форме носа, ушей), манере ходить, говорить;

– закрепить понятие «семья»;

– учить называть всех членов семьи;

– учить детей оперировать в своей речи знакомыми словами: глаза, уши, нос, волосы и др.;

– развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки;

– воспитывать доброе отношение к людям, независимо от их внешности.

Оборудование: групповая фотография; зеркала; картинки с изображением людей с разным цветом кожи; портреты куклы Кати; цветные карандаши; картинки для дидактической игры «Найди отличия».

Ход занятия

1. Рассматривание фотографии.

– Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (Фотография нашей группы.) 

– В прошлом году мы все вместе фотографировались в Новогодний праздник.

Дети рассматривают, находят себя, друг друга.

– Я уже рассказывала, что хотя люди похожи строением своего тела друг на друга, но в то же время все мы очень разные, как на этой фотографии.

– Вспомните, чем же люди различаются? (По полу, по возрасту, по росту и т. д.).

– Сегодня мы продолжим находить отличия между нами.

2. «Все люди разные».

Воспитатель приглашает детей за стол, раздаёт маленькие зеркала.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

– Что это? (Глаза.) 

– Посмотрите на свои глаза, у каждого из вас свой цвет. У Серёжи – голубые глаза, у Тани – зелёные, а у меня – синие. Значит, люди могут отличаться по цвету глаз.

Носить легко,

Считать тяжело.

Не сеют, не сажают –

Сами вырастают.

– Что это? (Волосы.)

– Покажите свои волосы, какого они цвета?

– Волосы у всех людей разные: длинные или короткие, светлые или тёмные, прямые или кудрявые.

– У нашей Тани какие волосы? (Длинные, чёрные и волнистые.)

– У Серёжи? (Дети называют.) 

– А у меня?

– Посмотрите на эти картинки? Кто на них? (Две девочки.)

– Чем они отличаются? (Цветом кожи.) 

– У них разный цвет кожи, у одной – светлая белая кожа, а у другой – тёмная, почти чёрная.

– Оказывается, на Земле живут люди и с разным цветом кожи.

– Послушайте  з а г а д к у:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

– Что это? (Нос.)

– Ещё одна  з а г а д к а:

У зверушки – на макушке,

А у нас ниже глаз.

– Что это? (Уши.)

– Ещё, ребята, мы отличаемся и формой носа, губ, ушей.

Дети  смотрят  в зеркала и друг на друга, сравнивают эти части лица.

– Но люди отличаются между собой не только внешне, но и манерой говорить, ходить. Например, Серёжа у нас очень шумный, подвижный, громко разговаривает. А Таня – спокойная девочка, говорит тихо, ласково.

– Все мы с вами неповторимы! Только один такой Серёжа! И только одна у нас такая Танечка!

3. Физкультминутка.

П р и м е ч а н и е. Слова сопровождаются соответствующими движениями.

НА БОЛОТЕ ДВЕ ЛЯГУШКИ

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет –

Всем друзьям физкульт-привет.

4. Портрет для Кати.

– Ребята, наша Катя принесла задание. Каждый из вас будет раскрашивать её портрет: глаза, волосы, губы. Полученные рисунки подарим ей.

Звучит музыка. Дети смотрят на Катю и раскрашивают части её лица, выбирая и называя соответствующие цвета карандашей. Воспитатель помогает детям. Катя рассматривает портреты и благодарит детей.

5. Итог занятия.

Дидактическая игра «Найди отличия».

Детям предлагается набор картинок с изображением разных людей. Дети должны найти сходства и различия между ними. 

КОНСПЕКТ №

МОЯ СЕМЬЯ

Цели:

– формировать представление детей о семье, о сходстве родственников, близнецов;

– закрепить знания детей о различии полов;

– учить отвечать на вопросы воспитателя;

– расширять словарный запас: генеалогическое древо, двоюродный брат, близнецы;

– выучить новую зарядку

– развивать мелкую моторику рук;

– воспитывать любовь к своей семье.

Оборудование: картинка с изображением семьи; схема генеалогического древа семьи одного из детей; куклы Ваня и Катя; наклейки; грамзапись.

Ход занятия

1. Что такое семья?

– Ребята, посмотрите на эту картинку. Кого вы видите? (На картинке изображены мама, папа, сын и кот.)

– Как можно их всех назвать одним словом? (Семья.)

– Правильно. Мама, папа, сын и даже кот – это семья! У каждого из вас тоже есть семья. И у меня есть семья.

– Назовите свою семью.

Дети по очереди называют членов своей семьи, воспитатель помогает.

– Семья может быть большая, как у Серёжи, или маленькая, как у Тани. Как правило, в каждой семье дети бывают похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Например, моя дочь больше похожа на меня, а Серёжа  похож  на папу. И каждый из вас похож на кого-то из своей семьи.

В одной семье могут жить люди разного возраста. Посмотрите на генеалогическое древо семьи нашего Серёжи.

Заранее заготовлен рисунок генеалогического древа любого ребёнка с фотографиями его родственников: дедушка и бабушка, отец и мама, дядя и тётя, брат и сестра, двоюродный брат.

– Ещё в семье могут родиться близнецы, которые имеют почти одинаковую внешность. Их нужно рассматривать очень внимательно, чтобы определить, кто есть кто. (Показ картинки.) 

– И даже животные, которые живут в вашем доме, тоже – члены семьи, и о них надо заботиться.

2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья!

    Ф. Фребель

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов: «А вот и вся семья» – второй рукой охватывать кулачок.

3. Украсим одежду.

Стук в дверь.

– Ребята, кто к нам пришёл? (Ваня и Катя. Дети здороваются.)

– Кто из них мальчик? А кто девочка?

– Почему они такие грустные? Как выдумаете?

П р и м е ч а н и е. На куклах бесцветная белая одежда.

– На их одежде пропал цвет и все рисунки. Давайте украсим их наряды. Мальчики украшают платье Кати, а девочки – костюм Вани.

Воспитатель даёт детям готовые наклейки: цветы, игрушки, облака и др. Дети отклеивают и аккуратно украшают одежду кукол. Звучит музыка.

4. Итог занятия.

– Ребята, что такое семья?

– Кто такие близнецы? – Почему дети похожи на своих родителей? 

КОНСПЕКТ №

Я – ЧЕЛОВЕК

Цели:

– формировать представление детей о частях лица человека, о том, что люди обитают почти повсюду на Земле;

– учить пантомимике;

– расширять словарный запас (брови, глаза, нос, ресницы, губы, уши; джунгли, пустыня, тундра);

– активизировать в речи детей слова: вода, мыло, пенится, умоется;

– воспитывать доброе отношение к кукле, культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: кукла Катя; тазик с тёплой водой; мыло; полотенце; картинки для дидактической игры «Чего не хватает?»; картинки с изображением разных частей лица; картинки с изображением разных городов, а также мест, где живет человек.

Ход занятия

1. Умоем куклу Катю.

– Ребята, мы сегодня пойдём в гости к нашим куклам.

Воспитатель и дети направляются в домик кукол, здороваются и обращают внимание на куклу Катю.

– Ой, посмотрите, что случилось с куклой Катей? (Катя сидит отдельно от других кукол, у неё очень грязное лицо.)

– Она такая грустная. Почему?

– Что же делать? Как помочь Кате? (Дети предлагают её умыть.)

– Давайте поскорее пойдем и умоем лицо нашей кукле.

На столе стоит тазик с тёплой водой.

Во время умывания воспитатель рассказывает стихотворение. Дети помогают умывать Катю.

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Катенька умоется

Причешется, оденется.

                           С. Капутикян

– Молодцы, ребята! Какое чистое стало лицо у Кати. Вытрем его полотенцем.

– Катя вам улыбается и говорит: «Спасибо!»

2. Знакомимся с частями лица.

– Ребята, а что же есть на лице у нашей Кати? (Ответы детей.) 

– На лице у каждого человека есть глаза с ресницами, а над глазами – брови.

– Покажите у себя на лице.

Воспитатель показывает на кукле.

– Сколько глаз у Кати? (Два.) И у человека – два.

– Это что у Кати? (Нос.) 

– Покажите свой нос. Сколько у человека носиков?

– У человека один нос и две ноздри.

– Покажите рот у Кати. А теперь – свой. Сколько у вас ротиков? (Один.) 

– Часть рта на лице называется – губы. Вытяните свои губы, как будто вы целуете маму.

– Это что? (Уши.)

– Покажите свои уши. Сколько ушей у человека? (Два уха.)

– Ребята, а вы умываете своё лицо по утрам?

– Надо каждый день умываться с водой и мылом!

– Давайте поиграем!

3. Потешка «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Дети сопровождают слова потешки движениями рук. Можно пропеть 2 раза.

4. Чего не хватает?

Воспитатель предлагает каждому ребёнку внимательно рассмотреть вырезанные из картона и фланели формы лица человека и определить, где есть недостающие части лица. Ребёнок должен найти и правильно приставить недостающие части. Например: есть глазки и рот, но нет носа и ушей.

5. Человек побывал везде!

Воспитатель сопровождает свой рассказ соответствующими картинами.

– Ребята, человек никогда не сидит на месте. Он постоянно изучает окружающий мир. Транспорт позволяет ему быстро перемещаться в пространстве. Человек изучает небо и космос, используя самолёт и ракету. Он побывал и в морских глубинах.

Люди живут почти всюду на Земле. Они живут в джунглях, в городах, в пустыне и тундре. Их тела приспособились к разной погоде: и к жаре, и к холоду. (Показ картинки.) 

– Где живёте вы? (В городе.)

– Куда вы ездили отдыхать летом? (На море, на дачу, за Волгу и т. д.).

– Когда вы станете большим, вы тоже сможете побывать в разных городах, странах, узнаете много нового и интересного.

6. Пантомима.

Плечи говорят? Я горжусь.

Спина говорит? Я очень старый.

Палец говорит? Иди сюда.

Голова говорит? Да! Нет!

Что делает ухо? Я слышу птичку.

Что делает нос? Нюхает цветок.

Как рот говорит? М-м-м, я люблю это варенье.

Дети выполняют все движения в соответствии со словами стихотворения.

7. Итог занятия.

– Кого мы сегодня с вами умывали?

– Что находится на лице у человека?

– Где может жить человек? 

КОНСПЕКТ №

МОИ ГЛАЗА

Цели:

– формировать представление детей о глазах человека, об их строении и значении в нашей жизни;

– учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память;

– расширять словарный запас: радужная оболочка, зрачок, глазное яблоко, веки и др.;

– познакомить с новой сказкой;

– воспитывать гуманные чувства к людям-инвалидам.

Оборудование: маленькие зеркала, различные картинки с изображением глаз, листы с основными цветами и их оттенками.

Ход занятия

1. Мои глаза!

– О чём же мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Это вы узнаете из моей загадки.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза.)

– Сколько глаз у человека? (Два.)

– Глаз – это орган зрения. Посмотрите на свои глаза в зеркало, вы увидите круглое цветное пятнышко. У одних оно коричневое, серое, зелёное, голубое. Это радужная оболочка.

Посредине видна чёрная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие. Оно называется зрачок. (Воспитатель показывает на картинке.) Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют уменьшенное изображение того, на что направлен глаз.

Глаз круглый, как яблоко. Его даже так и называют – глазное яблоко. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой прозрачной оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется «роговица».

Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановят наши брови. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержат наши ресницы. А если несколько пылинок и попадут в глаз, их тотчас слизнёт мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники»- стеклоочистители на стекле автомобиля.

Слёзы, размываемые веком по поверхности глазного яблока, поддерживают влажность и чистоту глаз. (Показ картинки.)

Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами раньше, чем ты об этом подумаешь.

Благодаря мышцам двигаются глаза быстро и синхронно, то есть сразу вместе. (Показ картинки.) 

2. Зачем нужны глаза?

– Ребята, а зачем нам нужны глаза? (Чтобы видеть.)

– Едва открывшись, наши глаза начинают зрительно воспринимать окружающий мир. Глаза не только различают все предметы – деревья, кусты, дома, дорогу, но и указывают, где они находятся – далеко или близко, их форму, размер и цвет.

– Посмотрите в окно на наш участок. Что на нём самое большое? (Машина.) 

– Какого цвета? (Синяя.) 

– От нас машина далеко или близко? (Далеко.) 

– Наши глаза различают не только основные цвета, но и их оттенки – тёмно-красный, розовый, бледно-голубой. (Показ картинки.)

– Врач-офтальмолог осматривает глаза при помощи специального прибора. Сквозь зрачок он обследует глазное дно. (Показ картинки.)

– Некоторые нарушения зрения можно исправить с помощью очков или контактных линз. (Картинка.) 

3. Малоподвижная игра «Кого не хватает?».

Все дети стоят в ряд около своих стульчиков. Воспитатель вызывает Серёжу и предлагает ему внимательно посмотреть на ребят и запомнить, кто где стоит. Затем Серёжа отворачивается и закрывает глаза. Воспитатель показывает рукой на любого ребенка, и он убегает в спальную комнату. Серёжа открывает глаза и называет имя того ребёнка, которого не хватает. Игра продолжается, и водящим становится тот ребёнок, имя которого назвал Серёжа.

4. Упражнения для глаз. (См. Дополнительный материал, с. 122.)

5. Сказка про Катю. (См. Дополнительный материал.)

Беседа с детьми о прочитанной сказке.

– Теперь представь себе, как плохо слепому человеку. Слепые ориентируются в пространстве с помощью палочки. И такие люди не могут видеть всей красочности окружающего мира. Мы с вами должны относиться с уважением и пониманием к таким людям.

– Почему мы с вами должны относиться с уважением и пониманием к таким людям? 

КОНСПЕКТ №

ИЗУЧАЕМ СВОЕ ТЕЛО

Цели:

– учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо); рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь;

– учить различать запахи и вкусы;

– закрепить цвета (синий, красный, желтый, оранжевый);

– провести игру на закрепление органов чувств;

– закрепить понятие «много», «один»;

– развивать речь, память, внимание;

– воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения.

Оборудование: кукла Доктор Айболит; голубая ткань; скамейка; цветы; корзина; зубная щетка (7 шт.); картинка с человеком; органы чувств (глаза, уши, нос, рот); апельсин, лук; зубочистка; картинки с изображением различных ситуаций; магнитофон.

Ход занятия

1. Сюжетно-ролевая игра «Встреча с доктором».

– Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Ну а теперь я приглашаю вас на прогулку. Пойдемте гулять.

Воспитатель предлагает детям представить, что они выходят на прогулку.

– Ой, ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Воспитатель незаметно достает куклу – Айболита.)

– Кто это? (Доктор Айболит.)

Доктор (куклу водит и говорит за нее воспитатель или кто-либо из детей). Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются. 

– Что Доктор Айболит делает? (Лечит людей, зверей.)

– Правильно, ребята, когда мы болеем, всегда обращаемся к доктору, который и помогает быстрее выздороветь.

Доктор. Я приглашаю вас на поляну с волшебными цветами. Но чтобы попасть туда, надо перейти через речку по мостику. (Дети должны представить, что они переходят через речку.)

Осторожно, не упадите, а то замочите ноги!

Посмотрите, на какую красивую поляну мы пришли!

(Дети представляют, что они на поляне.)

– Сколько здесь цветов? (Много.)

– Да, как много здесь цветов! Эти цветы не простые, а волшебные.

– Соберите каждый по одному цветку и принесите мне в корзину.

– Ой, ребята, какие красивые и необычные цветы мы собрали, хотите рассмотреть? (Да.)

– Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся.

2. Беседа об органах человека.

– Ребята, какого цвета этот цветок? (Желтого.)

– Что нарисовано в середине цветка? (Глаз.)

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

– Для чего нужны глаза? (Чтобы видеть, смотреть на мир.)

– Где у вас глаза, покажите.

– Давайте закроем глаза.

– Ничего не видно, темно.

– Когда глаза болят, человеку очень плохо, поэтому их надо постоянно беречь.

– Ребята, а как надо беречь глаза? (Не сыпаться песком, осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.) 

– Какие это могут быть предметы? (Карандаши, палки, вилки, ножницы и др.)

– Что мы делаем каждое утро со своими глазами? (Умывание водой.)

– Посмотрите на эту картинку. Что нельзя делать? (Близко смотреть телевизор.)

– Правильно, молодцы!

– Какого цвета этот цветок? (Красный.)

– Что здесь нарисовано? (Нос.)

Есть прямые носики,

Есть носики-курносики.

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

– Покажите свой нос.

– Зачем нужен нос? (Чтобы дышать, через нос идет воздух в легкие человека.)

– Давайте и мы подышим носом. (Всем носом, а потом по очереди каждой ноздрей.)

– Нос нужен, чтобы не только дышать, но и различать запахи.

– Ребята, понюхайте. Что это? Чем пахнет? (Луком.)

– Это что? Понюхайте. (Апельсин.) 

– Разные это запахи или одинаковые? (Разные.)

– Вот видите, ребята, оказывается, без носа нам не прожить.

– Как же нос надо беречь?

 Нельзя ковырять в носу пальцем или острым предметом.

 Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. (Показ картинки.)

– Если вы заболели и начался насморк, что нужно делать?

 Сморкаться в свой носовой платок или чистую салфетку.

– Но и сильно сморкаться тоже нельзя, это может привести к заболеванию уха.

– Этот цветок какого цвета? (Оранжевый.)

– Что нарисовано на этом цветке? (Рот и зубы.)

– Покажите свой рот (скажите «а»), постучите зубами.

– Для чего нужен рот?

– В рот мы кладем пищу и различаем ее вкус.

– Помните, мы с вами нюхали лук, а теперь давайте его попробуем.

Дети пробуют.

– Лук какой? (Горький.)

– Теперь попробуйте апельсин. Он какой? (Сладкий.)

– Для чего нужны зубы? (Жевать пищу.) 

– Как надо ухаживать за зубами?

– Да, утром и вечером чистить вот такой зубной щеткой, на которую намазывают зубную пасту. Зубы будут крепкие и красивые.

– Вы чистите дома зубы?

– Молодцы!

– Какого цвета этот цветок? (Синий.)

– Что на нем нарисовано? (Ухо.) 

Ушки, ушки

У зверей на макушке.

А у вас, ребята,

Покажите, где ушки?

– Зачем нужны нам уши? (Чтобы слышать.)

– Сейчас вы закроете уши, а я скажу слово и посмотрю, услышите вы его или нет. Только крепко-крепко закройте.

Воспитатель говорит шепотом.

– Мячик.

– Вот видите, ребята, уши нужны, чтобы слышать окружающие звуки.

– Как надо беречь уши? (Пока картинки.) 

 Нельзя засовывать в уши острые предметы; нельзя слушать очень громкую музыку; надо мыть уши по утрам водой с мылом.

– Ребята, а чтобы лучше запомнить те органы человека, о которых мы сегодня говорили, я спою вам песенку. А вы слушайте, помогайте и за мной повторяйте.

3. Физкультминутка.

С добрым утром, глазки!

(Слегка дотрагиваются до глаз.)

Вы проснулись?

(Да!)

С добрым утром, ушки!

(Трогают руками ушки.)

Вы проснулись?

(Да!)

С добрым, утром, носик!

(Дотрагиваются до носика.)

Вы проснулись?

(Да!)

С добрым утром, ротик!

(Трогают ротик.)

Ты проснулся?

(Да!)

Глазки смотрят.

Ушки слушают.

Носик дышит.

(Сделать глубокий вдох.)

Ротик кушает.

(Ам, ам, ам.)

Мы проснулись!

4. Работа с картиной.

– Доктор Айболит, тебе понравилось, как наши дети называли органы чувств и помогали мне рассказывать? (Да! Молодцы!)

– Вы знаете, ребята, Доктор Айболит лечил одного художника, и тот подарил ему картину. Хотите посмотреть? Но художник не успел ее закончить, а Айболит не знает, что делать. Давайте поможем. (Да.) 

– Кто это? (Мальчик, человек.)

– Что не успел нарисовать художник? (Глаза, рот, нос, уши.) 

– Вот возьмите. Что это? (Раздает детям картинки с изображением органов человека.)

– Где должны быть глаза? нос? и т. д.

– Посмотрите, какой красивый человек у нас получился!

– Какой он? (Веселый, грустный.) 

– Закончили мы картину, Доктор Айболит.

– Молодцы, ребята! И за вашу работу я принес вам подарки.

– Что это? (Зубные щетки.)

Чисти зубы,

Чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

Воспитатель раздает щетки.

– Что надо сказать доктору? (Спасибо.)

– Давайте попрощаемся с гостями. 

Загадки по теме «Человек»

О. П. Власенко

Две ноги, две руки, а голова одна.

И та мыслей всяких полна.

                                            (Человек.)

На голове они растут,

Косы все из них плетут.

А мальчишкам косы не идут,

Поэтому так часто их они стригут.

                                            (Волосы.)

Вот загадка про тебя,

Про тебя и про себя:

Частокол их окружает,

От соринок так спасает.

Утром открываются,

На ночь закрываются.

                            (Глаза.)

Его носит человек

И не устает весь век.

                            (Имя.)

Из ларца, из ларца

Тридцать два молодца.

                            (Зубы.)

Вместе мы, когда идём,

Ночью тоже мы вдвоём.

Сядем – мы опять вдвоём,

Кто ж всегда везде вдвоём?

                              (Ноги.)

Вот две дырочки в горе,

Запах ловят везде.

                              (Нос.)

По пять на каждой руке,

По пять на каждой ноге.

                              (Пальцы.)

Тук-тук-тук! Мотор стучит,

Пульс послушать нам велит.

С ним ты спишь, с ним идёшь,

Разговариваешь и поёшь.

                                (Сердце.)

У кого из вас его нет,

Тот не может дать ответ.

                                     (Язык.)

Чем мы дышим? Что за орган?

Отвечайте, дети, хором ...

                                    (Легкие.)

Орган главный ум даёт,

Кто его нам назовёт?

                                 (Мозг.)

А про что в народе так говорят:

«Одни – боятся, другие – делать все норовят»?

                                               (Про глаза и руки.)

На станциях переливанья вновь

Клич брошен: срочно сдайте ... (кровь).

Нет важнее артикуляционного аппарата.

Что ж входит в его состав, ребята?

                               (Губы, зубы, язык, нёбо.)

        Пальчиковая гимнастика.

1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

3. «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

4. «Волчок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

5. «Пожарные». Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

6. Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли И головки убирали.

Вот так, вот так –  Так головки убирали. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....

Программа "Я-человек, ты-человек, мы- люди"

Программа направлена на формирование у старших дошкольников представлений о человеке как биосоциальном организме....

Конспект тематического дня «ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЕТЕ, А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ» ИЛИ. «НЕ ОДЕЖДА КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ДОБРЫЕ ДЕЛА».

Детям нужны не поучения, а примеры.Жозеф ЖуберФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: 1. Вы говорите: «Это слишком дорого». Они слышат: «Счастье без денег невозможно». Лучше ск...

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе.«Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»подготовительная к школе групп...