ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТА «ЛОГИКО-МАЛЫШ» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
статья (подготовительная группа)
Аннотация
В данной статье рассматривается использование в работе по развитию речи с детьми с расстройством аутистического спектра развивающего планшета «Логико-малыш», а также даны подробное описание и рекомендации к использованию данного пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_docx.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТА «ЛОГИКО-МАЛЫШ» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
В данной статье рассматривается использование в работе по развитию речи с детьми с расстройством аутистического спектра развивающего планшета «Логико-малыш», а также даны подробное описание и рекомендации к использованию данного пособия.
Ключевые слова
Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, формирование коммуникативных навыков, развивающие пособия для детей.
Мы все знаем, что учебно-дисциплинарная модель воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) основана на личностно-ориентированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Также мы знаем, насколько эффективно использование дидактических пособий нового поколения в успешном обучении данной категории детей.
Мы хотим представить, а может быть напомнить нашим коллегам, функции развивающего пособия «Логико-малыш», а также рассказать о преимущества использования его в развитии речи и логического мышления детей с РАС.
Прежде всего, планшет «Логико-малыш» помогает решить одну из главных задач развития ребенка – развить его речь ( и это особенно ценно в работе с данной категорией детей, ведь мы знаем, что проблемы в сфере коммуникации стоят очень остро).
Но также можно использовать данное пособие для развития мыслительных операций, в частности, логического мышления и памяти.
Следовательно, развивающий планшет «Логико-малыш», как и все новейшие методики и разработки, используемые в дошкольной педагогике, призван решать задачи всестороннего развития детей.
В условиях работы ресурсной группы с детьми с РАС мы регулярно проводим занятия с использованием планшета «Логико – малыш».
Применяя в работе данное пособие, можно проводить как подгрупповые так и индивидуальные занятия.
Что же такое развивающий планшет «Логико-малыш»?
Это пластмассовый планшет размером 23*28 см с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями, которые приобретаются дополнительно. В каждом комплекте содержится 8 двухсторонних карточек, а также методические указания для родителей и педагогов. Планшеты «Логико-Малыш» используют педагоги в 30 странах мира, в том числе в России. «Логико-Малыш» представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет.
Как работать с планшетом «Логико-малыш»?
Все фишки расположите в нижнем ряду планшета.
Выберите карточку из комплекта. Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом, выполните остальные задания.
Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.
Снова проверьте результат на ответной стороне. На ответной стороне на красной полосе расположены дополнительные вопросы или темы для бесед.
Комплекты карточек к планшету «Логико-малыш» представлены несколькими сериями «Мир природы», «Математика», «Развитие речи», «Психология», «ОБЖ», «Бытовая культура».
В работе с детьми с расстройством аутистического спектра мы наиболее часто используем комплекты карточек из серии «Развитие речи», о которых расскажем подробнее. Данная серия представлена шестью комплектами карточек разной категории сложности.
Комплект «Поймай» звук» направлен на освоение фонетических (звуковых) и орфоэпических норм родного языка, умение различать на слух и внятно произносить схожие звуки, на дифференциацию и автоматизацию звуков.
Комплект « Поймай» слог» содержит упражнения на правильное и четкое произношение слов и звуков, поиск слов с определенными слогами, с одинаковыми первыми и последними слогами.
Комплект «От звука к слову» направлен на воспитание звуковой культуры речи, формирование фонетического слуха, словаря и грамматического строя речи, развитие связной монологической речи.
Комплект «От слога к слову», в котором дается представление о различии слога и слова, анализ двух-трехсложных и более слов, конструирование слова по заданному условию.
Комплект «Глаголы», в котором представлены упражнения для применения глаголов, описания действий, состояний, движения.
Комплект «Прилагательные», в котором представлены упражнения для применения прилагательных в качестве описания и характеристики предметов.
При помощи пособия «Логико – малыш» педагог может осуществлять различные методы и приемы обучения, в результате чего становится возможным:
систематизировать знания ребенка об окружающей действительности в игровой форме;
оперативно проводить контроль усвоенных знаний и сформированных умений и навыков;
развивать логическое мышление, речь.
Словарную работу на обогащение, уточнение и активизацию словаря, работу с грамматическими категориями, развитие связной речи можно проводить также с карточками из серии «Мир природы», «Бытовая культура», «Психология».
В 2021 году коллективом логопедов детских садов было разработано пособие «Логико-Малыш. Новые карты», которое доступно в электронном варианте. Данное пособие открывает новые возможности проведения логопедической коррекции у детей дошкольного возраста при проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Карточки пособия разделены по разделам:
- Материал по автоматизации и дифференциации звуков К, Т, Д, Г, Х;
- Материал по автоматизации и дифференциации звуков С, Ш, З, Ж;
- Материал по автоматизации и дифференциации звуков Л, Р.
Таким образом, планшет «Логико-малыш» позволяет:
- В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Комплексно развивать речь, логическое мышление, внимание, память и воображение;
- Повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек;
- Использовать "Логико-Малыш" в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от базовой программы.
Если же говорить о решении именно речевых задач, то планшет «Логико-малыш» помогает:
- в воспитании звуковой культуры речи (автоматизация и дифференциация поставленных звуков);
- в формировании навыков звукового анализа и синтеза слов (умения подбирать слова, сходных по звучанию, деления на слоги и определение их количества, положение в слове и т. д);
- в формировании словаря (антонимов, синонимов, прилагательных, глаголов, признаков, животных и их детенышей, классификации, ассоциации, обобщения, слов-рифм и т. д);
- в формировании грамматического строя речи (образование падежных окончаний существительных в ед. и мн. числах, уменьшительной формы и т.д.);
- в развитие связной монологической речи (построение предложений от простых к сложным, описательных рассказов и т. д.).
Анализ результатов использования развивающего планшета «Логико-малыш» с целью развития речи детей с расстройством аутистического спектра свидетельствует о положительной динамике в речевом развитии всех детей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация развивающей работы в детском саду с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Начало формыКонец формыКОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (не говорящий) второй год обучения.Тема: Слово «Мама...
Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельно...
Игры на развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра
Нарушение речи у детей с РАС одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у кото...