Ценный педагогический опыт " Проект "Огород на окне""
проект (подготовительная группа)
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за растениями. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod.docx | 995.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117»
МБ ДОУ «Детский сад № 117»
654038, г.Новокузнецк, Кемеровская область, проспект Советской Армии, № 25-А
тел. 52-30-34, e-mail: detsad117@yandex.ru
Познавательно – исследовательский проект
на тему:
«Огород на окне»
в подготовительной группе
Воспитатели : Клименко Т.А
Шевкунова Е.И
Новокузнецк, 2023 г.
Познавательно – исследовательский проект на тему:
«Огород на окне»
Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать.
Тема проекта: «Огород на окне»
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №5, родители воспитанников, воспитатели.
Вид проекта: познавательный исследовательский, творческий, информационный.
Продолжительность: среднесрочный (1,5 месяца) 13 февраля -31марта
Актуальность:
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за растениями. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата. Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что дошкольники, прошедшие «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будут участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями, а так же на участке детского сада. И родители, получив необходимые советы и рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление).
6. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
8. Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
1. Ознакомление детей с культурными и дикорастущими растениями.
2.С помощью исследовательской работы выявление детьми многообразия и разнообразия посевного материала.
3. Формирование у детей бережное отношение к растительному миру.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на окне.
Для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных
ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений,
самореализация.
Для педагога:
Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с
детьми и родителями, самореализация.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
- Приобретение необходимого оборудования.
2. Подбор информационного материала.
3. Подбор иллюстраций с изображением растений.
4. Подбор художественной литературы.
5. Беседа с родителями.
6. Оформление огорода на подоконнике.
Организационно - практический этап:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (занятия, беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение), уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений. Заключительный этап:
Подводятся итоги, выставка творческих работ детей, итоговая беседа.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме.
3. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
Для педагога:
- Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по
самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями,детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания,играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
II. Организационно - практический этап:
- Беседы:
« Что такое огород и что на нём растёт»
«Какие растения можно вырастить на окне».
«Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
«Полив и уход за растениями на «огороде».
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами .
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
- ОД «Царство растений»
Цель:Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.
«Во саду ли, в огороде».
Цель: Углублять знания детей про овощи и фрукты, особенности их выращивания и способы употребления в пищу,Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями (садовод, овощевод). совершенствовать умения детей отвечать на вопросы и отгадывать загадки, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, воспитывать Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.
Познавательно- исследовательская деятельность.
- Посадка семян культурных растений.
Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
- Опыт - наблюдение за ростом рассады помидор, огурцов, болгарского перца, базилика.
Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.
- Наблюдения за ростом корневой системы лука в разных условиях.
Цель: выявить наиболее благоприятные условия для выращивания лука.
Экспериментальная деятельность
«Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
«Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
«Земля и растение»
Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.
«Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания семени и роста.
«Солнце и растения».
Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений.
«Тепло и растение»
Цель: выявить потребности растения в тепле.
«Человек и растение».
Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Трудовая деятельность в «Огороде на окне»
- Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями
- Составление графика полива огорода
- Организация дежурства,
- Коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
- Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
- Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление,
прореживание. Пикировка рассады томатов, огурца, цветов.
Дидактическая игры:
- «Чудесный мешочек»
- «Отгадай по вкусу»
- «Во саду ли, в огороде»
- «Найди овощ по описанию»
Подвижные игры:
- «Вершки и корешки»
- «Баба сеяла горох»
- «Огород»
Настольно - печатные игры:
- «Ботаническое лото»
- «Овощи – Фрукты»
Сюжетно-ролевой игры:
- «На даче»,
- «Овощной магазин».
Игры – путешествия
«Разноцветные плоды растений»
Взаимодействие с семьей.
Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена удобрения), консультации, памятки.
Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода.
III. Заключительный этап
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада» Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети узнали необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Проведена выставка детских рисунков
Список литературы
1. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
Ценный педагогический опыт использования интеллектуальной – игры викторины «Что? Где? Когда?» с детьми дошкольного возраста
Ценный педагогический опыт использования интеллектуальной – игры викторины «Что? Где? Когда?» с детьми дошкольного возраста...
Ценный педагогический опыт исследовательской деятельности в детском саду «Мы – огородники».
Ценный педагогический опыт исследовательской деятельности в детском саду «Мы – огородники»....
Ценный педагогический опыт " ПДД в летний период"
Консультация для родителей по ПДД в летний период...
Ценный педагогический опыт "Безопасность на воде для дошкольников"
Памятка для родителей по безопасному поведению на воде летом...
Ценный педагогический опыт "Картотека стихов об овощах"
Представляю вашему вниманию картотеку стихов об овощах...
Ценный педагогический опыт "Картотека бесед на тему "Огород на окне""
Представляю цикл бесед на тему "Огород на окне"...