Работа педагога в период адаптации детей к условиям ДОУ"
методическая разработка
Работа с родителями,
которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых:
пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Профессия воспитателя детского сада - одна из благородных и нужных людям.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.
Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Исход адаптации.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.
Адаптационный период считается законченным, если:
* Ребенок ест с аппетитом;
* Быстро засыпает, вовремя просыпается;
* Эмоционально общается с окружающими.
* Играет.
Вывод:
Адаптация - это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация - это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды - внутренняя и внешняя - остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.
В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды.
Главным педагогическим условием успешной адаптации ребёнка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнаёт об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.
Приложение 1
Лист педагогической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления __________________________________________________________
Индивидуальные особенности _________________________________________________________
Привычки ________________________________________________________________________
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
Показатели физического здоровья | Аппетит | в группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дома |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Сон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Стул |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Мочеиспускание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Воспитатели: _________________________________
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели физического здоровья | аппетит | хороший | выборочный, ест долго | отказ от еды |
сон | глубокий | засыпает с трудом | тревожен во сне | |
стул | регулярный | учащенный | запор | |
мочеиспускание | регулярное | учащенное | редкое |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов
Лист психологической адаптации
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления ___________________________________________________
Индивидуальные особенности ___________________________________________________
Привычки ____________________________________________________________________
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | примечание | |||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Социальные контакты | с детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Познавательная и игровая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Реакция на изменение привычной ситуации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Педагог-психолог _____________/__________
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с детьми | инициативен, контактен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | инициативен, контактен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | активен, проявляет интерес | активен при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов
Приложение 2
Анкета для родителей:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________ (какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие _____________________________________(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
- Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей
В) действия родителей
- Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место
5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?
Ваши пожелания___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Список используемой литературы
1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
2. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
4. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
5. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
6. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
7. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.-М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
10. Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
12. Черных И.//Воспитание бережного отношения к воде/ДВ №7 – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОУ
консультация для воспитателей ДОУ...
Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...
Особенности работы педагога в период адаптации детей
Статья раскрывает особенности работы воспитателя группы раннего возраста в период адаптации детей...
"Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям детского сада"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»
Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...
Консультация «Особенности работы воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ»
При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного. Четкий режим дня, ...
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада
Консультация для педагогов дошкольного учреждения...