Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (консультация для родителей)
консультация
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ravitiya_poznavatelnyh_prtsessov_u_detey_zpr.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
(консультация для родителей)
Учитель-дефектолог: Климова А.Н.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
1. Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.
2. Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.
3.Память. Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
4. Мышление. Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов. Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста:
- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,
- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,
- отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),
- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,
- несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».
- у дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
5. Речь. Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.
Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в специализированные сады или группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
Основной целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.
Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов ДОУ к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития специалист должен осуществлять на основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дет...
Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...
Консультация: "Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Консультация: "Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР"
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.Дошкольник...
Консультация: «Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР»
Консультация учителя-дефектолога для педагогов...
Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...