Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Герои - земляки»
методическая разработка (старшая группа)
В современных условиях, одним из актуальных направлений работы в детском саду является патриотическое воспитание.
Поэтому, работа пореализацие задач по патриотическому воспитанию невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края, своего поселка.
Дошкольный возраст, главный период становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма: любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Быть патриотом - значит ощущать себя составляющей частью Отечества. Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека.
Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнает, что Родина – это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geroi_-zemlyaki.doc | 78.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №30
муниципального образования
Усть – Лабинский район
Краснодарский край
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе на тему
«Герои - земляки»
Автор-составитель:
Петрова Оксана Владимировна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
п. Вимовец
2022г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Герои - земляки» |
Разработчик проекта | Петрова Оксана Владимировна |
Цель и задачи проекта | Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Задачи проекта: -познакомить и обогатить знания детей о героях –земляках Великой Отечественной войны; -развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.); -способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков; -создать методический архив, посвященный землякам героям ВОВ п.Вимовец. |
Вид проекта | Среднесрочный |
Тип проекта | Исследовательско – творческий |
Сроки и этапы реализации проекта | Сроки реализации проекта: январь – май 2022г. Подготовительный этап – январь–февраль 2022 г.; практический этап –февраль– апрель 2022г.; заключительный этап – май 2022 года. |
Перечень основных мероприятий |
на тему войны;
|
Участники проекта | Педагоги, дети, родители старшей группы; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре. |
Ожидаемые результаты | Реализация проекта позволит: -сформировать у детей представления о музее и его назначении, основных правилах поведения в музее; -развить организаторские и творческие и способности; -научить воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, анализировать их; -повысить их мотивационную потребность к изучению истории родного поселка; -выработать позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа; -способствовать повышен6пию профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников. |
Целевые группы проекта | Дети старшего дошкольного возраста, педагоги. |
Актуальность проекта
Без любви к человеку нет любви к Родине.
В современных условиях, одним из актуальных направлений работы в детском саду является патриотическое воспитание.
Поэтому, работа пореализацие задач по патриотическому воспитанию невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края, своего поселка.
Дошкольный возраст, главный период становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма: любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Быть патриотом - значит ощущать себя составляющей частью Отечества. Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека.
Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнает, что Родина – это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Подведя итоги мониторинга по разделу «Социализация», уровень сформированности гражданской принадлежности, патриотических чувств основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др., я выясняла знание детьми своего домашнего адреса. В ответах детей часто повторялась улица Батохина. И выяснилось, что ребята незнают, почему она так называется «Н.М.Батохина». Так же дети владеют скудной информацией о земляках - героях, которым посвящен памятник в парке нашего поселка. Так возникла идея создания проекта, название которому придумали вместе с детско - родительским сообществом «Звездочки» «Земляки -герои». Вместе обсудили и определили план работы по проекту. В проекте мне было важно подвести детей к пониманию и осознанию, что наш многонациональный народ и наша армия победили в Великой Отечественной войне, потому что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье и мир людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Эти задачи я успешно могу решить с помощью музейной педагогики, так как именно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Я предположила, если наши воспитанники старшей группы познакомяться с предмета быта, культуры, истории, что позволит каждому ребенку в полной мере ощутить себя частью великого народа, великой страны.
Таким образом, в план моей работы входит: экскурсия в музей МБОУ СОШ № 16, к памятнику героям - землякам; организована работа по созданию альбома «Мой герой», презентации «Бессмертный полк п. Вимовец», «Главный человек в истории поселка Н.М.Батохин»; создание мини – музея «Без прошлого нет будущего». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиций, ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
Данная идея возникла по результатам анкетирования родителей. Многие из них крайне редко посещают музеи с детьми.
Занимаясь с детьми и родителями созданием мини – музея, я стараюсь формировать у дошкольников чувства гордости, уважения, сопричастности к прошлому, развивать познавательно - исследовательские способности, приобщать детско – родительское сообщество к музейной педагогике.
Анализ проблемы
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Нормативно – правовое обеспечение | |
Наличие | Отсутствие |
1 Локальные акты: - договор с родителями (законными представителями) воспитанников; - лицензия МБДОУ№30 на право ведения образовательной деятельности; | - |
Организационное обеспечение | |
1. Наличие в МБДОУ№30 основной образовательной программы; программы воспитания МБДОУ30; 2. Наличие парциальных программ: Программа «Я — человек»(С.А.Козлова) | 1. Отсутствие методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств |
Кадровое обеспечение | |
Педагог, реализующий проект «..» , имеет -высшую квалификационную категогрию. Музыкальный руководитель –первую квалификационную категогрию. | |
Материально – техническая база | |
Наличие группового помещения МБДОУ№30; Наличие - детской литературы; - мультимедийного оборудования; - музыкального центра. Наличие группового сайта «Звездочки» | Отсутствие: - современного учебно – методического материала, дидактических игр, методических пособий и видеоматериалов. |
Внешняя среда организации | |
Возможности | Ограничения и риски |
Взаимодействие с родителями воспитанников (создание в группе мини- музея наполнение его учебно – методическими пособиями, играми, видеоматериалами и др.); Взаимодействие с социумом (экскурсия в музей МБОУ СОШ № 16, к памятнику героям - землякам; «Главный человек в истории поселка Н.М.Батохин»; Изучение дополнительных программ и методических материалов; Вовлечение всех участников целевых групп в онлайн-общение | Недостаточное финансирование МБДОУ; Внебюджетные средства (помощь родителей);
|
Проблема - у детей мало информации о земляках, их подвигах, значении патриотизма для малой Родина.
Новизна материала
Новизна материала проекта отражает новые подходы в воспитании гражданско-патриотических чувств по средствам музейной педагогики у детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на взаимодействие с разными социальными партнерами. В проект включены нетрадиционные интерактивные формы: виртуальный мини-музей, который может посетить любой желающий, ознакомиться с альбомом «Мой герой» узнать много новой информации о героях – земляках, собранную в онлайн-общение с родственниками героя. Это позволяет поддерживать неослабевающий интерес к теме проекта, его мероприятиям.
Цель проекта: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
-познакомить с улицей Н.М.Батохина и обогатить детей информацией о героях-земляках Великой Отечественной войны;
- развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);
- способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков; создать методический архив, посвященный землякам героям ВОВ п. Вимовец.
- воспитывать чувство патриотизма через создание мини – музея «Без прошлого нет будущего»
Партнёры проекта
Ключевые партнеры | Содержание деятельности |
Заведующая МБДОУ | Осуществляет - разработку локальных актов МБДОУ№30; - создаёт условия для реализации мероприятий по проекту; - заключает договоры с социокультурными учреждениями города; - создаёт условия для творческой работы педагогов МБДОУ№30. |
Старший воспитатель | Занимается подбором методической литературы, наглядного и видеоматериала, координирует работу педагогов по реализацие проекта. |
Основные партнеры Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Родители | Осуществляют реализацию мероприятий проекта: -проводит занятия, беседы, -обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, пословицам, творческим пересказам, заучиванию стихотворений; -организует экспериментальную деятельность; -творческие мастерские; -экскурсии; -проводит тематические праздники, принимает активное участие в разучивании песен, направленных на воспитание патриотических чувств к своей Родине, работает с родителями; -проводит спортивные мероприятия с включением игр на военную тематику; -принимают участие в организации и проведении экскурсий, целевых прогулок, -участвуют в поисковой работе по сбору информации и экспонатов для создания альбома «Мой герой», мини-музея «Без прошлого нет будущего», -участвуют в творческих выставках: «С чего начинается Родина?» и др.; |
Целевые группы проекта
Целевые группы | Краткая характеристика |
Дети 5 – 6 лет | В старшем дошкольном возрасте происходит общее развитие личности, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Формируется устойчивая привычка задавать вопросы (Почему?) и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети способны прогнозировать последствия своих действий. Благодаря увеличению объёма памяти и развитию произвольного внимания, уровень самостоятельности дошкольников повышается. Им доступны приёмы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. Дети проявляют интерес к познавательной и исследовательской деятельности. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение. |
Родители | Заинтересованность в социальном развитии детей. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания. |
Педагоги | Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень. |
Механизм реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап Подготовительный | Январь Февраль2022 г. |
2.Поисковая работа, сбор информации: рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих события войны и составление по ним рассказов. 3.Подбор экспонатов для мини – музея «Без прошлого нет будущего». 4.Подбор открыток, статей из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок о героизме, об армии. 5.Создание альбома «Мой герой». 6.Создание презентации «Бессмертный полк п. Вимовец»; «Именем героя названа улица Н.М.Батохин» 7.Организовать целевую прогулку по улице, названной именем героя войны и ветерана труда Н.М.Батохина. 8. Разработать перспективный план работы по реализации проекта. |
II этап Практический (творческий) | Февраль - Апрель 2022г. |
3.Установить связь с семьей Н.М. Батохина. 4. Организовать экскурсию в музей МБОУ СОШ № 16, к памятнику героям - землякам; 5.Создать и оформить альбом «Мой герой» 6.Создать настольно-печатные игры «Экскурсия по улицам поселка Вимовец», «Четвертый лишний». 7.Оснащение мини-музея экспонатами. 8. Разучивание стихотворений, танцев и песен к празднику 9 Мая «Днь Победы |
III этап Заключительный (презентационный) | Май 2022г. | 1.Осуществить мониторинг уровня познавательной активности детей (нравственно - патриотический аспект). 2.На сайте группы ознакомить родителей с презентацией «Бессмертный полк п. Вимовец»; с альбомом «Мой герой». 3.Познакомить родителей, детей других групп с книгой памяти «Наши земляки –герои ВОВ» 4.Презентация настольно-печатных игр «Экскурсия по улицам поселка Вимовец», «Четвертый лишний». 5.Организовать альбом - экранизацию событий жизни и подвига героя Советского союза Н.М. Батохина. 6.Провести праздник «Спасибо Вам, родные наши деды!» 7. Выступить на мероприятие посвященном Дню Победы в п. Вимовец. 8.Возложить цветы к памятнику землякам – героям. 7.Создать методический архив по итогам проекта. 8.Выступить на педагогическом совете МБДОУ№30 с презентацией проекта «Герои - земляки». 8.Презентовать результаты проекта родителям. |
Принципы, лежащие в основе проекта:
- учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
- последовательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
- интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);
- наглядности (иллюстративность, наличие фотографии героя, памятников, и т. д.);
- личностно-ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
- безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея;
- непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
- партнёрства: музей является результатом сотрудничества социума, родителейи детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Формы и методы организации деятельности детей
В процессе реализации по созданию мини-музея используются различные формы деятельности:
традиционная, комбинированная, интегративная и практическая ООД, беседы, игры, праздники, конкурсы, викторины,коллекционирование, экскурсии и другие.
Методы организации деятельности детей:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
- практический (изготовление макетов, конструирование военной техники создание мини-музея и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский – самостоятельная поисково– практическая деятельность.
Основные направления деятельности
Данный проект разработан на 5 месяцев обучения. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Для лучшего усвоения детьми материала, а также удобства педагога, в работу лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий.
Первый блок – поисково-собирательский, который приобщает к музейной культуре, знакомит детей с героями ВОВ, видами вооруженных сил Российской армии; с понятием «музей», формой работы – экскурсией и правилами поведения в общественных местах.
Второй блок – экскурсионный, где организуются экскурсии, целевые прогулки.
Третий блок – экспозиционный (оформление мини-музея, выставок художественного творчества).
Сроки реализации проекта
Январь – Май 2023 г.
Календарный план мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Анкетирование | Выявление уровня заинтересованности детей и родителей в реализации проекта «Герои - земляки» | Январь 2022г. | Воспитатель |
2. | Мониторинг | Анализ возможности участия целевых групп в реализации проекта | Январь 2022г. | Ст. воспитатель |
3. | Проведение «Круглого стола» | Выяснение уровня знаний по данной тематике, ознакомление с идеей проекта | Февраль 2022 г. | Воспитатель |
4. | Поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, подбор экспонатов для мини-музея, видеоматериалов идр.) | Создание условий для реализации проекта | Январь- Февраль 2022 г. | Ст. воспитатель Воспитатель |
5. | Организация цикла бесед по книгам о Великой Отечественной войне. | Уточнение и расширение знаний детей о музее, о героях ВОВ | Февраль 2022 г. | Ст. воспитатель и Воспитатель группы |
6. | Заключение договоров с социокультурными организациями по проведению совместных мероприятий | Обеспечение возможности сотрудничества | Февраль 2022 г | Заведующая МБДОУ№30 |
7. | Организация экскурсий в музей МБОУ СОШ № 16, целевых прогулок по улице, названной именем героя , к памятнику героям –землякам. | Воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности | Февраль Март Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель, Воспитатель Родители |
8. | Создание мини-музея «Без прошлого нет будущего» в группе детского сада. | Поддержание устойчивого интереса к проекту, к военной тематике | Март Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель, Воспитатель Родители |
9. | Организация с детьми совместной образовательной деятельности по теме «Знание истории своей Родины – основа патриотизма»: | Уточнение и расширение знаний о своей Родине, развитие умений и навыков в художественном творчестве детей | Февраль Март Апрель 2022 г. | Ст.воспитатель, Воспитатель., Музыкальный руководитель |
Беседа «Кто такие герои?»
| формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну, родной поселок; воспитывать любовь к Родине, её культуре и истории своего народа; познакомить с героями России и п.Вимовец. | Воспитатель | ||
Презентация «Н.М.Батохин»- | познакомить детей с земляком, Героем Социалистического Труда Н.М.Батохиным, с марта 1953 директора опытно-производственное хозяйство «Ладожское». | Воспитатель | ||
Творческие рассказы детей «Мой прадедушка - Герой»- | развивать умения детей рассказазывать о своем герое, о его подвигах; воспитывать чувство гордости, что дедушка герой.(из рассказа родителей) | Воспитатель | ||
- лепка «Медали наших прадедов»; - конструирование (оригами)« Танки», «Самолеты»; Аппликация «Голубь мира» и др. - рисование «С чего начинается Родина», «Салют Победы» и др. Заучивание стихотворений «Чтобы не было войны», «День Победы», «На радио», «Дедушкины друзья».. Заучивание песен: «Пусть будет мир». Слушание гимна нашей страны, разучивание песен: «Спасибо вам родные наши деды!»; «Вечный огонь»; Разучивания танцев: Кадриль «Катюша»; «Салют». | ||||
10. | Совместное детско-родительское творчество: изготовление обелиска | Вовлечение родителей в проект | Январь Февраль Март Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель, Воспитатель |
11. |
| Поддержание устойчивого интереса к проекту | Март Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель, Воспитатель Родители |
12. |
| Развитие творческих способностей, познавательного интереса | Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель, Воспитатель Родители |
13. |
| Обобщение знаний детей о герое войны, памятных местах города Прокопьевска, оптимизация работа с родителями | Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель, Воспитатель Родители |
14. |
| Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов | Март Апрель Май 2022 г. | Ст. воспитатель Воспитатель Родители |
15. |
| Развитие познавательных интересов | Декабрь 2022 г. | Ст. воспитатель. Воспитатель Родители |
16. | Творческая выставка - экранизация событий жизни и подвига героя Н.М. Батохина | Развитие творческих способностей | Апрель 2022 г. | Ст. воспитатель. Воспитатель |
17. | Проведение праздника «Спасибо Вам, родные наши деды!» | Развитие творческих способностей | Май 2022 г. | Ст. воспитатель Воспитатель Родители |
18. | Выступить на мероприятие, посвященном Дню Победы в п. Вимовце. Возложить цветы к памятнику землякам –героям. | Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей | Май 2022г. | |
19. | Создание методического архива по теме проекта. | Завершение работы над проектом | Май 2022 г. | Все участники проекта |
20. | Мониторинг познавательного развития детей для всех участников образовательного процесса | Отследить динамику развития познавательной активности детей | Май 2022 г. | Старший воспитатель |
21. | Выступление на педагогическом совете в МБДОУ№30 с презентацией проекта «Герои - Земляки» | Подведение итогов, рефлексия | 30 мая 2022 г. | Старший воспитатель, воспитатели |
Предпологаемые результаты
Реализация проекта позволит:
-сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее и его назначении, основных правилах поведения в музее;
-развитьу воспитанников творческие и организаторские способности;
-воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, научить анализировать их;
-повысить их мотивационную потребность к изучению родного края;
-выработать у воспитанников позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;
-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.
В результате обучения дети должны:
- различать основные виды, функции музея;
- знать правила поведения в музее;
- знать некоторые события в истории ВОВ;
-знать биографию героя Н.М.Батохина, в честь которого названа улица в п.Вимовец;
- знать о подвиге земляков - героев;
- уметь правильно вести себя в музее;
- создавать экспонаты для мини-музея по собственному замыслу;
- оценивать результат своей работы.
Оценка результатов
Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:
уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о музее;
уровень сформированности гражданско-патриотических чувств.
Мониторинг проводился с использованием следующих методов: беседы с детьми и дидактической игры.
Уровень познавательного развития детей
- Диагностическая карта уровня развития познавательной активности (знания детей о музее).
Количественные и качественные показатели свидетельствуют о положительной динамике в познавательном развитии детей и сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о музее. (Приложение 1)
Воспитанников привлекают книги, вещи и предметы с музейной тематикой; они с удовольствием занимаются сбором информации для музея, рисуют, моделируют ситуации. Детей привлекают рассказы о назначении и видах музея, о коллекционировании различных предметов,об истории создания первых музеев. Они имеют четкое представление о том, какиеправила поведения должен соблюдать человек в музее, знают кто такой экскурсовод, экспонаты и мн.др.
Уровень познавательного развития детей представлен в Приложение1.
Уровень сформированности гражданско-патриотических чувств
Большинство детей имеют представления о герое Н.М.Батохине, его подвиге, эмоционально откликаются и переживают события военных лет. У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины. (Приложение 2)
Уровень основной направленности и вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс
2. Изменение личности и деятельности педагогов:
- качество творческой деятельности в разработке и реализации проекта;
- изменение содержания и форм совместной образовательной деятельности с детьми;
- личностный рост педагогов (участие в конкурсах, семинарах, методической работе).
3. Педагогическая компетентность родителей в области познавательного развития детей (патриотический аспект)
- изменение отношения родителей к деятельности, интересам и развитию своего ребёнка;
- участие в совместных мероприятиях, анкета для родителей.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения работы над проектом открылась возможность его дальнейшего развития.
Дальнейшая реализация данного проекта позволит продолжить работу по формированию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики:
- создать методический архив по теме проекта;
- разработать методические рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств;
- использовать интерактивные формы в работе с детьми;
- публиковать материалы проекта в печатных изданиях и интернет – сайтах, участвовать в конкурсах различного уровня.
Таким образом, анализируя положительную динамику результатов работы по организации мини-музея, я пришла к выводу: гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное место в организации образовательного процесса в детском саду. Я уверена, что системная, последовательная работа средствами музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа России в разное историческое время.
Используемые источники
1. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников / – М., 2008.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
3. Дудникова С. А., Детский сад от А доЯ//Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. – № 6. –2007.
4. Дыбина О.В., Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста /–Тольятти: ТГУ, 2009.
5. Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина?//Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
6. Музейная педагогика: Из опыта методической работы // под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
7. Мониторинг в детском саду// под редакцией Ермолаева С.Д., Спб, Детство-пресс, 2011.
8. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду// Дошкольное образование. – N 22. –2002.
9. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38—42.
10. Хабарова Т.В., Педагогические технологии в дошкольном образовании /–Спб, Детство-пресс, 2011
11. Интернет - ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос».
Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос». Цель: познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями косм...
Познавательный проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Мой папа самый лучший»
Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию, любви и уважения к членам своей семьи, в частности к отцу. Приобщение детей к ...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ – 9 МАЯ».
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ – 9 МАЯ»....
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Мы помним! Мы гордимся!»
В современных условиях возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарнос...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «День Победы».
Актуальность: патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результ...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «9 мая… Мы помним, мы гордимся!»
Педагогический проектпо нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группена тему: «9 мая… Мы помним, мы гордимся!»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Я помню, я горжусь».
Цель проектаФормирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с подвигом советских людей в годы ВОВ.Задачи:1. Обобщить и расширить знания детей о Вел...