"Головоломки в дошкольном образовании"
методическая разработка
Использование различных головоломок в ДОУ для всестороннегог развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.golovolomki.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся,
развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих
игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются
головоломки. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая
необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Именно поэтому мы решили присоединиться к новой инновационной площадке «Мир головоломок». С …… 2022 года нашему детскому саду присвоен статус Всероссийской инновационной площадки "Образовательный модуль "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников". В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия, - важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. От того насколько развивается логическое мышление у ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть успешность освоения программы школьного обучения. Так пришла идея создания и реализации проекта «Умные игры»
Цель проекта: развитие логического мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста при помощи игр головоломок
Задачи:
- формировать у дошкольников интерес к логическим играм;
- развивать мыслительную деятельность;
- мотивировать детей к использованию головоломок в повседневной жизни;
- изготовление с детьми игры «Танграм»
- организация в ДОУ уголка «Умных игр»
В процессе реализации проекта с детьми проводились различные викторины, читалась соответствующая литература, проходило знакомство с интересными играми, такими как:
«Тетрис»
Тетрис, изобретение русского программиста Алексея Пажитнова – увлекательная игра, которая уже много лет остается популярной и не теряет своих позиций. Она нравится всем без исключения – и взрослым, и детям! Тетрис развивает логику, реакцию, сообразительность, а кроме того, помогает весело провести время. А чтобы сыграть в него, вовсе необязательно сидеть за компьютером, достаточно сделать и разукрасить фигуры из картона, игровое поле и увлекательная игра готова.
КОЛУМБОВО ЯЙЦО
Головоломка, получившая название «Колумбово яйцо», внешне похожа на него. Это – овал. Он схематически делится на десять различных частей. Из этих элементов создаются различные силуэты – предметы, птицы, животные, абстрактные картинки. Несмотря на всю кажущуюся простоту технологии, такая игра заставляет включать воображение, анализировать. С ее помощью формируется пространственное представление. Для игры используются как однотонные, так и цветные элементы. Вторые рекомендуются для детей более старшего возраста, которые уже способны не просто складывать фигуры, но и создавать разноцветные картины.
Танграм.
Эта знаменитая головоломка родом из Китая. По легенде ее изобрели учителя сына императора — математик, художник и философ.
Головоломка представляет собой квадрат из семи геометрических фигур. Передвигая и расставляя фигуры, можно придумать более 6 миллионов композиций. Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами. Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер.
СЛАГАЛИЦА
Знакомство с головоломкой «Слагалица» можно начинать с 4 лет. Игра-головоломка состоит из 7 плоских геометрических фигур, уложенных в коробочку (в некоторых заданиях коробочка используется как элемент игры) и серии карточек с заданиями трех видов и трех уровней сложности. Её автору удалось представить более 300 вариантов различных фигур. Игры-упражнения с головоломкой «Слагалица», полезны для детей, поскольку в ненавязчивой форме учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют понятия формы; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части; помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигуры складывают на столе при помощи пальцев.
СКЛАДУШКИ
Головоломка "Складушка" - одна из головоломок В.И. Красноухова. С помощью головоломки развивается логическое и пространственное мышление, внимание, зрительная память и моторика рук. Головоломка учит аккуратности и точности, умению анализировать и синтезировать. Способствует развитию усидчивости и самостоятельности. Знакомство с игрой можно начать с 2-2,5 лет.
СОБЕРИ ПО ОБРАЗЦУ
«Составь по образцу» предназначена для развития мелкой моторики пальцев рук, сенсорного и тактильного восприятия; для индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности детей. Игра может проводится и с усложнением : перед ребенком выкладывается полностью набор геометрических форм, задание: выбрать только те формы, которые необходимы для создания данного предмета. Игру можно обыграть по своему усмотрение, главное, чтобы детям было интересно, увлекательно и доставило радость.
На заключительном этапе проекта, была проведена игра – викторина по правилам дорожного движения с использованием игры – головоломки «Складушки», в которой дети показали свои знания ПДД и отлично справились с задачей поставленной в игре.
Продуктом проекта стало изготовление игры - Танграм совместно с детьми. А также в нашем детском саду мы организовали уголок «Умных игр», в котором собрали различные игры соответствующие возможностям и уровню развития детей разных групп.
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи различных развивающих игр-головоломок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден
Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...
Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.
ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...
Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.
Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование головоломки "Судоку" в работе с дошкольниками
Одним из способов развития интеллектуальных способностей — является головоломка. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»! При решении головоломки происходит разв...