"Описание развивающей предметно - пространственной среды"
материал

Ничипорчук Елена Викторовна

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_rpps_wecompress.com_.docx732.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

«Описание

развивающей

предметно-пространственной

среды»

Подготовила:

Ничипорчук Е.В.,  воспитатель

г. Канск

2023 г.


Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.

Развивающую среду в группе организую, структурируя ее по видам детской деятельности, которая обеспечивает свободу выбора деятельности каждого ребенка, исходя из его интересов и возможностей, что повышает познавательную активность, развивает инициативность, самостоятельность, любознательность.

Развивающая предметно-пространственная среда группы организована мною с учетом требований ФГОС. Она удовлетворяет потребности ребенка в общении, обеспечивает разнообразие детской деятельности.

Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и представлено центрами активности.

Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению.

Оборудование размещено в группе по принципу гибкого и вариативного использования пространства, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Все игры и материалы расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним, это побуждает моих воспитанников быть самостоятельными.

Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, свободное место на полу – стимулирует у детей познавательно-исследовательскую, игровую, двигательную активность.

В зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и индивидуальных возможностей детей, пространство группы постоянно трансформируется.

Полифункциональность просматривается в использовании детской мебели, ширм, крупного строительного материала, платков, мягких модулей; присутствует природный материал, который используется в различных видах детской деятельности.

В группе созданы условия для игровой деятельности детей, включающие в себя: атрибуты, предметы-заместители, игрушки, неоформленный материал.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе так же учитывала гендерно-дифференцированный подход, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого ребенка, создать положительный эмоциональный климат в группе.C:\Рабочая папка\фото\для аттестации\IMG_20230908_175544.jpg

В группе оборудованы информационные стены – магнитные доски, деревянные планшеты, детский магнитно-маркерный мольберт, где дети могут размещать материалы к тематическим проектам которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, памятки, рисунки, схемы-алгоритмы, информационные листки и т.д.

Группа оснащена телевизором, музыкальной колонкой, ноутбуком.

Среда периодически преобразовывается, обновляется с учетом «зоны актуального развития» ребенка, специфики детского восприятия, изучаемой темы.

Особенно большие изменения в развивающей среде происходят при организации проектной деятельности. В развивающей среде после работы над проектом остается «продукт проекта»: игры, альбомы, макеты, книжки-малышки, мини-музеи, коллекции, которые напоминают детям о коллективной исследовательской работе, возвращают детей к теме и активизируют их. Продукт проекта, как элемент детской субкультуры, делает группу неповторимой и по-настоящему детской.

Мною были проведены такие проекты, как «Из чего можно сделать посуду?», «Бездомные животные нашего города», «Огонь – друг, огонь - враг», «Золотая осень, в гости просим», «Мы маленькие финансисты», интерактивный музей в чемодане «Дидактические игры г. Канска».

C:\Рабочая папка\фото\работа в разновозрастной лето\IMG_20230123_102843.jpg

C:\Рабочая папка\фото\работа в разновозрастной лето\IMG_20230127_110817.jpgC:\Рабочая папка\фото\работа в разновозрастной лето\IMG_20230130_144943.jpgC:\Рабочая папка\фото\работа в разновозрастной лето\IMG_20230130_134450.jpg

В приемной имеются:

- визитная карточка «Наша группа». Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых;

- «стена творчества», которая служит для знакомства всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных выставок.

Разделив пространство группы на центры активности, они получились достаточно изолированные и вместе с тем открытые для наблюдения и взаимодействия взрослых и детей. Каждый центр активности имеет название, логотип, алгоритм работы в нем, схемы-алгоритмы для самостоятельной деятельности детей.

 

Центр сюжетно-ролевых игр «Мы играем» позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Центр оснащен атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и гендерной принадлежности – куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными и т.д. В нем представлены сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Гараж», «Мы пожарные», «Строители», «Автобус», «Моряки».C:\Рабочая папка\фото\для аттестации\IMG_20230908_173502.jpg

C:\Рабочая папка\фото\для аттестации\IMG_20230908_172301.jpg

Все необходимые для разворачивания игры материалы и атрибуты хранятся в отдельных контейнерах, коробках; широко используется и неоформленный материал, имеются маркеры игрового пространства (мягкие модули, ширмы, детская мебель, тумбы, чехлы на стульчики, напольный коврик ПДД), которые дают возможность реализовать собственные фантазии, организовать игру по своему замыслу.

Центр речевого развития и книги «Волшебные страницы». Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. Центр создан для формирования навыков восприятия художественной литературы, умения общаться с книгой, расширения кругозора об окружающем мире, речевой активизации. Книги подобраны по образовательной программе и возрасту детей. В центре представлены игры на развитие речи («Расскажи сказку», «Сказочное лото», «Собери картинку»), игры для развития мелкой моторики: различные мозаики, бусы, пазлы; материал для развития устной речи, дыхательные тренажеры «Сдуй снежинку» и «Надувные шарики».C:\Рабочая папка\фото\для аттестации\IMG_20230908_165318.jpg

Также представлены портреты авторов детских художественных произведений (поэтов и писателей), книжки-самоделки, любимые книжки детей, тематические альбомы: «Мебель», «Посуда», «Одежда» и др., книги, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки об окружающем мире.  Весь материал обновляется в соответствии изучаемой темой проекта.

Центр математики «Развивайка» содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений. Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, временно-пространственные отношения, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, лепбук «Дни недели», «Время суток».

C:\Рабочая папка\фото\для аттестации\IMG_20230908_164644.jpg

Привнесла дидактические игры, выполненные своими руками: «Вазы и цветы», «Подбери шорты к футболке», «Сколько предметов?». Часть материалов изменяется в соответствии с темой недели.

Центр «Науки и природы». Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о свойствах предметов, многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями.

Для организации исследовательской деятельности имеется различное оборудование для проведения опытов и экспериментов, календарь природы, модель «Времена года», комнатные растения с паспортами на них, а также совместно с детьми и родителями, созданные коллекции монет, пуговиц, ракушек, камешков, гербарий. Здесь же представлены буклеты, альбомы, о временах года, животных, овощах, фруктах, альбомы «Причуды природы», «Природа Красноярского края» составленный совместно с детьми и т.д., схема ухода за комнатными растениями, алгоритм «Расскажи о времени года», картотеки опытов и экспериментов, индивидуальные блокноты для зарисовки наблюдений и экспериментов ребенка, дидактические игры по ознакомлению с природой «Кто, где живет?», «Вершки и корешки», «Свойства предметов» и т.д. В зимний период времени года организую совместно с детьми «Огород на окне».

Центр музыки и театра «Игрушки от Петрушки» способствует формированию у детей интереса к музыке, развитию творческих способностей, преодолению застенчивости и робости. В центре находятся разнообразные детские инструменты: пианино, металлофоны, барабаны, бубны, дудочки, погремушки, гармошка, «шумелки» (изготовленные совместно с детьми), создана фонотека «Времена года», «Народная, классическая и современная музыка», «Звуки природы», «Детские песни», музыкально – дидактические игры «Ритмические полоски», «Музыкальное лото», «Не ошибись» и т.д.  Совместно с родителями пополнили центр книжками – малышками «музыкальные инструменты», «Правила поведения в театре», «Виды театров».

Совместно с родителями привнесли в центр различные виды театра по русским народным сказкам, шапочки-маски, мобильную ширму для театральных постановок, подиум. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь в группе увлекательнее, разнообразнее.

Центр «Островок безопасности» для формирования осознанного выполнения правил безопасного поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей на улице, дома, в природе. В центре находится макет улицы для освоения правил дорожного движения, здесь же расположены атрибуты для использования в сюжетно-ролевых играх и обыгрывания различных ситуаций, набор нагрудных дорожных знаков, дидактические игры «Учим дорожные знаки», «Основы безопасного поведения в быту», «Правила безопасности на дороге», тематические альбомы, наборы картинок, лэпбук по ПДД «Это должен знать ребенок», который изготовили совместно с детьми и их родителями.

Большой популярностью у ребят пользуется «Творческая мастерская», где они реализуют свои замыслы и фантазии. Результаты творческой деятельности находят отражение в предметно-развивающей среде группы. В данном центре имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изо деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Центр оснащен образцами изделий декоративно-прикладного искусства, альбомами репродукций картин известных художников и художников города Канска, алгоритмами рисования и лепки предметов окружающего мира, дидактическими пособиями «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Гжель», индивидуальными папками для работ детей.  

Центр патриотического воспитания «Родные просторы» способствует накоплению и расширению представлений детей о стране, крае, городе. В центре расположены такие атрибуты как: портрет президента РФ, губернатора Красноярского Края, главы города, флаг России, герб России, карта Красноярского края, глобус; созданный совместно с детьми и родителями фотоальбом семейных фотографий, «Традиции и обычаи г. Канска», «Мой город», «Моя семья», «Природа Канска и Канского района», «Никто не забыт и ничто не забыто», кейсбук «Русские богатыри», куклы в национальных костюмах, а также настольно-печатные игры: «Наша Родина», «Чудеса России» т.д.

Для эффективной реализации регионального компонента организовала в группе интерактивный музей в чемодане «Дидактические игры», что способствует формированию у детей основ гражданственности, патриотизма.

Спортивный уголок «Здоровячок».  Уголок активности по физическому развитию служит для удовлетворения потребности ребенка в движении и приобщении его к здоровому образу жизни. Для игр на физическое развитие, профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики подобраны наборы предметов: мешочки с песком, массажёры для ног, су-джок, бросовый и природный материал (шишки, крышки и т. д.), мячики-ежики, игры с ленточками «Кто быстрее», мячи разного размера; обручи, веревки, скакалки, кольцеброс, флажки, платочки, набор кеглей, тактильные коврики, «Дорожка Здоровья», изготовленные совместно с родителями.C:\Рабочая папка\фото\для аттестации\IMG_20230908_174250.jpg

Привнесла в центр дидактические пособия «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», фотоальбом «Спортсмены Красноярского края», книжки-малышки самоделки «Здоровое питание», «Мы за ЗОЖ», маски для подвижных игр.

Центр конструирования «Мы строители» предназначен для развития конструктивных способностей у детей. В центре находится крупный строительный и пластмассовый конструктор, настольный деревянный неокрашенный конструктор, конструктор «Лего», игровые наборы для обыгрывания построек: транспорт, фигурки животных, людей и т.д.; схемы выполнения построек, неоформленный материал: коробки, деревянные дощечки, трубки, веревочки.

Центр финансовой грамотности

  1. Дидактические игры: «Угадай, где продаются», «Хочу - надо», «Деньги», «Купи другу подарок», «Кто что делает?», «Магазин игрушек», «Валюта стран», «Лото».
  2. Пазлы на экономические темы.
  3. Лэпбук - банкомат : «Юные экономисты».
  4. Кейсбук: «Финансовая грамотность».  
  5. Консультации, брошюры для родителей.
  6. Атрибуты к сюжетно ролевой игре «Сбербанк».
  7. Наглядный материал «Денежные знаки народов мира» - папка раскладушка.
  8. Картотека игр по финансовой грамотности для старших и подготовительных групп (в папках).
  9. Комплект книг в электронном варианте «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
  10.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5 -7 лет.
  11.  Мультфильмы: серии «Богатый бобренок», «Уроки тетушки совы».
  12.  Экономический словарь для детей старшего дошкольного возраста.
  13.  Картотека сказок по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет.

Для эмоционального комфорта и психологической разгрузки воспитанников в группе создан уголок уединения «Мой маленький домик». Здесь ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть интересную книгу, фотоальбом «Я и моя семья» или просто помечтать. Мною изготовлены различные игры для снятия стресса, для умения мириться между собой, маски эмоций, подушечка «Мирилочка».C:\Рабочая папка\фото\рппс\IMG_20231006_173639.jpg

В группе оборудованы:

- уголок именинника «У меня сегодня день рождения». Ребенок – центральное лицо в коллективе;

- уголок «Мы дежурные» позволяет детям с удовольствием обучаться хозяйственным делам, приучает детей к аккуратности, самостоятельности, трудолюбию;

- стенд «Мое настроение» способствует развитию эмоционально - чувственной сферы у детей;

- стенд «Зажги свою звездочку» с фотографиями детей, занимающихся определенной деятельностью, для демонстрации талантов и способностей;

 

В результате: такая организация развивающей среды позволяет мне мотивировать детей, выбирать интересное для себя дело, развивать у воспитанников инициативу, самостоятельность, творчество, дает возможность эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе...

Описание развивающей предметно-пространственной среды.

описание развивающей предметно пространственной среды в доу....

Описание развивающей предметно-пространственной среды группы

Презентация развивающей предметно-пространственной среды старшей логопедической группы...

Описание развивающей предметно - пространственной среды

В данном разделе представленна  предметно - пространственная развивающая среда физкультурного зала в дошкольном учреждении...

Описание развивающей предметно-пространственной среды нашего сада.

Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности, выполняет информативную, развивающую и стимулирующую фун...

«Описание развивающей предметно-пространственной среды»

laquo;Описаниеразвивающейпредметно-пространственнойсреды»...