Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал
Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для реализации творческого потенциала в духовном воспитании дошкольников
Важнейшим условием развития личности детей является организация развивающей предметно – пространственной среды в условиях ДОУ. Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие. Развивающая среда затрагивает все стороны личности ребенка – эмоции, чувства, мыслительную деятельность и т. п.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».В. А. Сухомлинский
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; приобщение к культурно – историческим православным традициям русского народа. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь, мотивирует добропорядочное поведение.
В современном учреждении дошкольного образования предметно пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей).
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование представлений
- о России, о природе, городах и реках, морях и океанах, столице,
- о символах государства (герб, флаг, гимн)
- о героических и трудовых подвигах русского народа,
- о декоративно – прикладном, музыкальном и изобразительном творчестве.
В нашей группе имеется подборка материала:
«Город в прошлом и современный город Видное»
«Достопримечательности нашего города»
«Праздники»
Сюжетно-ролевые игры
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
В группах старшего дошкольного возраста актуальны такие игры, как «Моряки», «МЧС» и др.
Уголок художественного чтения.
Развитие речи – это развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. В каждой возрастной группе имеется подборка книг К.Д. Ушинского, И. Токмаковой, В. Осеевой ,
А. Барто и др. авторов. В увлекательной форме, на близких детям примерах авторы помогают понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. Эти книги учат детей добру, взаимовыручке. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать.
В детском саду имеются книги «Дружная семья», «Добрая книга», «Я открываю храм». Эти книги знакомят детей с православными традициями, учат добру.
Центр изобразительной деятельности.
В каждой группе есть подборка альбомов Гжель, Хохлома, Городецкие узоры.
Всем детям нравится играть в матрешек, лепить из соленого теста.
Дети любят различные раскраски.
Есть трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
Детям очень интересно, что получается при смешивании различных цветов красок.
Музей русской избы.
В детском саду есть музей . В нем много предметов «из бабушкиного сундука»: рушники, скатерти, платки.
Можно рассмотреть самовар, увидеть люльку и познакомиться с прялкой.
Воспитатели знакомят детей с предметами старинного русского быта.
В планах у нас - создание электронных ресурсов по видеоэкскурсиям
«На Красную площадь», «В Ботанический сад», «В музей космонавтики».
Это будет способствовать обогащению знаний детей о столице нашей родины , ее достопримечательностях.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, средством формирования патриотических чувств, нравственности и духовности. Главное богатство любой реализуемой программы и направления в ДОУ – это педагоги. От их профессионального уровня, творческого подхода и активности и зависят результаты образовательной работы с детьми. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает фактором гармоничного развития и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...