Семинар - практикум для родителей "Стили семейного воспитания"
консультация (средняя группа)
Вашему вниманию представляется семинар - практикум для родителей на тему "Стихи семейного воспитания"
Семинар состоит из 4 - х блоков:
- Информационный - где вы услышите информацию о стилях семейного воспитания;
- диагностический - заполнение анкеты, в результате чего, вы сразу же увидите результаты;
- практический блок - в котором вы будете изображать тот или иной стиль семейного воспитания в паре;
- заключительный блок - подведение итогов, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_semeynogo_vospitaniya.docx | 21.45 КБ |
pamyatka._stili_semeynogo_vospitaniya.docx | 121.58 КБ |
anketa._otsenka_seminara.docx | 13.37 КБ |
anketa._kakoy_u_vas_stil_obshcheniya.docx | 16.98 КБ |
stsenka.docx | 10.86 КБ |
stili.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания»
Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Ход семинара:
Информационный блок: сообщение «Стили семейного воспитания».
Диагностический блок: анкетирование родителей «Диагностика стилей воспитания в семье» Овчарова.
Практический блок: игра с родителями
Заключительный блок: рекомендации для родителей и рефлексия
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.
1 слайд. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка.
2 слайд. Наш семинар будет состоять из 4 - х блоков.
Информационный - где вы услышите информацию о стилях семейного воспитания, диагностический - заполнение анкеты, в результате чего, вы сразу же увидите результаты, практический блок - в котором вы будете изображать тот или иной стиль семейного воспитания в паре, и заключительный блок - подведение итогов, рекомендации.
3 слайд. Информационный блок
4 слайд. В психологии опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, которая включает в себя следующие стили :
• Авторитарный стиль
• Демократический стиль
• Попустительский стиль
• Хаотический стиль
• Опекающий стиль
Остановимся подробнее на каждом из них.
5 слайд. Авторитарный стиль : все решения принимают родители, считающие, что ребёнок должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием. Последствия такого стиля воспитания, проявляются не сразу, а лишь к подростковому возрасту ребёнка. Авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Робкие, неуверенные в себе дети, приучаются во всём слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным или аморальным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
6 слайд. Демократический стиль : стиль, где родители поощряют личную ответственность м самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастом. Ребёнок включён в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются им помочь, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательности дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
7 слайд. Попустительский стиль (либеральный) : ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
8 слайд. Хаотический стиль : это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышение тревожности, неуверенности, импульсивности, а в сложных ситуациях даже агрессивности и неуправляемости.
9 слайд. Опекающий стиль (гиперопека) : стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним что-то произойдёт. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны к чрезмерному преувеличению собственной значимости, с другой стороны к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности, запоздалой социальной зрелости.
10 слайд. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Итак, уважаемые родители. Вы услышали основные особенности стилей воспитания в семье. И сейчас, я бы хотела предложить заполнит анкету, которая позволит вам узнать, какой же стиль воспитания присущ именно Вам.
Анкетирование родителей. Обсуждение результатов. (Анкета прилагается)
Ключ к тесту
№ вопроса | Баллы за ответ «А» | Баллы за ответ «Б» | Баллы за ответ «В» |
1. | 2 | 3 | 1 |
2. | 3 | 1 | 2 |
3. | 2 | 3 | 1 |
4. | 2 | 1 | 3 |
5. | 3 | 2 | 1 |
6. | 1 | 2 | 3 |
7. | 2 | 3 | 1 |
8. | 3 | 1 | 2 |
9. | 1 | 2 | 3 |
10. | 2 | 1 | 3 |
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют ещё либерально -попустительским).
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребёнка. Они считают, что воспитывать и обучать ребёнка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребёнок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который даёт ребёнку скидку, как беспомощному и безнадёжному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребёнка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребёнком угрозами или путём постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребёнке, нужды которого отрицаются. Ребёнок живёт с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчёт. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жёсткими людьми, которые предпочитают независимость и твёрдость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают своё мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребёнка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребёнку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребёнка. Ребёнок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живёт. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Ещё более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребёнок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребёнок не может нормально развиваться, живёт в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.
11 слайд. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Итак, сейчас мы с вами подошли к практическому блоку. Для закрепления полученных Вами знаний, мне бы хотелось поиграть с вами в игру. Для этого, я предлагаю Вам разделиться на пары. На столе у каждого лежит бумажка с тем или иным стилем воспитания, вам нужно будет показать сценку, наглядно изображающую тот или иной стиль семейного воспитания. А задача остальных угадать какой это стиль.
12 слайд. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
В заключение нашего мероприятия, я бы хотела дать вам буклеты, в которых написаны рекомендации.
13 слайд. А так же, нам важно ваше мнение о нашем сегодняшнем мероприятии. Поэтому я хочу предложить Вам заполнить анкеты.
Всем спасибо за мероприятие.
Предварительный просмотр:
Законы семьи
Закон семьи 1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Закон семьи 2. Каждый ребёнок должен жить в
атмосфере искренности и доброты.
Закон семьи 3 . Ребёнок должен иметь право на
разъяснение и рассуждение.
Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
Закон семьи 5. Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Закон семьи 8. Закон культивирования в семье
положительных привычек.
Закон семьи 9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
Закон семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Памятка
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника»
В.И.Даль
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
- АВТОРИТАРНЫЙ – все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.
Результат: формирование механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием.
- ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (АВТОРИТЕТНЫЙ) – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Результат: формирование правильного ответственного социального поведения.
3. ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ – ребёнок практически не знает запретов и ограничений со стороны взрослых или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т. к. не сформированы механизмы самостоятельного ответственного поведения в обществе.
4. ОПЕКАЮЩИЙ – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы.
Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание социальной зрелости.
Мировая практика показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убеждённость в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.
Родительские истины
Чтобы воспитать настоящего человека…
- Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
- Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
- Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
- Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
- Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
- Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
- Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
- Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.
- Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!
- Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!
Предварительный просмотр:
Анкета оценки семинара Уважаемые родители! Пожалуйста, заполните эту анкету. Ваши ответы помогут нам лучше подготовить будущие семинары и другие мероприятия. Заранее благодарим Вас! 1. Что на семинаре Вам понравилось больше всего остального (подбор темы, ведение семинара, участники и т. д)?___________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что Вам не понравилось?_________________________________ _________________________________________________________ 3. Какая часть семинара была: - наиболее удачной_________________________________________ - наименее удачной_________________________________________ 4.Что, на наш взгляд, было наиболее полезно на семинаре?_____________________________________________________________________________________________________________ 5. Как Вы будете использовать информацию, которую получили на семинаре?___________________________________________________________________________________________________________ 6.Какой процент предоставленной на семинаре информации был полезен именно Вам? (обведите) 100 80 60 50 40 20 0
7. Оцените проведение семинара по пятибалльной шкале: 1 2 3 4 5 (обведите) и объясните свою оценку:____________________________________________________ ___________________________________________________________ 8. Что бы Вы изменили в прошедшем семинаре, чтобы сделать его интереснее именно для Вас?_____________________________________________________________________________________________________ | Анкета оценки семинара Уважаемые родители! Пожалуйста, заполните эту анкету. Ваши ответы помогут нам лучше подготовить будущие семинары и другие мероприятия. Заранее благодарим Вас! 1. Что на семинаре Вам понравилось больше всего остального (подбор темы, ведение семинара, участники и т. д)?___________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что Вам не понравилось?_________________________________ _________________________________________________________ 3. Какая часть семинара была: - наиболее удачной_________________________________________ - наименее удачной_________________________________________ 4.Что, на наш взгляд, было наиболее полезно на семинаре?_____________________________________________________________________________________________________________ 5. Как Вы будете использовать информацию, которую получили на семинаре?___________________________________________________________________________________________________________ 6.Какой процент предоставленной на семинаре информации был полезен именно Вам? (обведите) 100 80 60 50 40 20 0
7. Оцените проведение семинара по пятибалльной шкале: 1 2 3 4 5 (обведите) и объясните свою оценку:____________________________________________________ ___________________________________________________________ 8. Что бы Вы изменили в прошедшем семинаре, чтобы сделать его интереснее именно для Вас?_____________________________________________________________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Авторитарный стиль | Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием. |
Демократический стиль | стиль, где родители поощряют личную ответственность м самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастом. Ребёнок включён в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает мнение и советы родителей. |
Попустительский стиль | ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. |
Хаотический стиль | это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. |
Опекающий стиль | стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним что-то произойдёт. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наша семинар будет проходить в четыре этапа: Информационный; диагностический; практический; заключительный
Информационный блок
Стили семейного воспитания: Авторитарный стиль ; демократический стиль ; попустительский стиль ; хаотический стиль ; опекающий стиль
Авторитарный стиль Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием.
Демократический стиль Стиль, где родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастом. Ребёнок включён в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает мнение и советы родителей.
Попустительский стиль Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Хаотический стиль Стиль где нет единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Опекающий стиль Стиль, где присутствует стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним что-то произойдёт.
Диагностический блок
Практическийблок
Заключительный блок
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
Семинар-практикум с родителями семейного клуба "Здоровые ножки шагают по дорожке"
Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах приемственности воспитания, физического развития и оздоровления детей....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...
Семинар-практикум для родителей «Семейная академия для маленьких умников»
Семинар-практикум для родителей по развитию умственных способностей старших дошкольников, как компонента готовности к школьному обучению...
Семинар-практикум для родителей "Семейные традиции" в детском саду
Цель: Привлечение родителей к обмену опытом о семейных традициях. Донести до родителей значимость семейного воспитания.Задачи: - Познакомить ...
Семинар-практикум для родителей"Семейные традиции"
Цель: Привлечение родителей к обмену опытом о семейных традициях. Донести до родителей значимость семейного воспитания.Зад...