Презентация "Событие, как инновационная форма работы с дошкольниками"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Данный материал поможет разобраться в понятии "Событие в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация об образовательном событии | 541.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные компоненты организации образовательно – воспитательного процесса «Чему учим?» Цель Задачи Содержание образовательной работы «Как учим?» Использование новых образовательных технологий
Что такое образовательное событие? Образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. Образовательное событие – это новая форма совместной детско – взрослой деятельности (взрослый участвует в процессе наравне с детьми). Не рядом, не над ним, а вместе!
Цель образовательного события - Усвоение знаний и окружающего мира, развитие свободной творческой личности через: - нетрадиционные формы; - повышение познавательной активности детей; - вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Ожидаемый результат образовательного события - Формирование целостной, разносторонней эмоционально развитой личности: - развитие творческой инициативы и самостоятельности; - формирование детско – взрослого сообщества группы; - развитие умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - развитие способности на практике применять полученные знания, умения и навыки; - развитие регуляторных способностей (умения ставить цель, планировать, достигать поставленной цели); - развитие когнитивных способностей (умения думать, анализировать, работать с информацией).
Сущность образовательного события - Организация специальных условий для детского действия. - Полученный осмысленный и осознанный опыт превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.
Принципы деятельности педагога П ри организации образовательного события: - Самое главное – подходить к организации события творчески. - П редоставить детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкции. - С тараться не сдерживать инициативы детей. - Н е делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. - П омогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы. - С тараться избегать оценочных суждений.
Особенности образовательного события – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируются представления. – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. – подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. – это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний. – требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей.
Структура образовательного события Эмоциональный взрыв – получение известия, принятие решения. Ожидание самого события, подготовка к нему – в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни. Наступление ожидаемого события – ещё один эмоциональный взрыв. Жизнь после события – жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило.
Типы образовательного события По типу сюжета : - Реальный (подготовка к спектаклю, изготовление атрибутов, декораций, приглашений). - Игровой («Помогаем Бельчонку», «Спасаем зверей», «Путешествуем на Северный полюс»). По наличию привязки к календарному времени: Привязанные к определённому времени (календарные, события-традиции). Не зависящие от времени года (поиски клада, путешествия). По способу организации: - события, запланированные воспитателем; - события, спровоцированные воспитателем; - события, спонтанно возникшие по инициативе детей.
Уровни организации образовательного события - В процессе проведения образовательной деятельности. - В процессе режимных моментов. - В процессе индивидуальной и групповой форм работы.
Возрастная ступень Главное и привлекательное в событии (для детей) Возможные формы (для педагога) Дошкольники Сюжет Игра Познавательно-исследовательская деятельность Игра – сюжет Событие -праздник Событие -конкурс Событие – познавательная игра Специфика организации событийного образования
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий 1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения. 2. Образовательные события способствуют интеграции образовательного процесса 3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на всестороннее развитие личности ребёнка. 4. Позволяют систематизировать, обобщать и свести знания детей в единую гармоничную картину окружающего мира. 5. Способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребёнка к обучению. 6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность вырабатывать навыки саморазвития и самообучения. 7. Образовательные события способствуют успешной социализации ребёнка.
Этапы организации образовательного события 1 этап – определение тематики (мотивация) образовательного события. 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. 3 этап – подготовка к образовательному событию. 4 этап – проведение образовательного события (практический). 5 этап – рефлексия (эффект от участия в образовательном событии).
Примерные темы образовательных событий - С обытия, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); - Я вления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей) ; - Я вления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ; - М ир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ; -Т радиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери) ; - Н аиболее важные профессии (Дни врача, почтальона, строителя).
Проектирование образовательного события Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана. Удобно описывать его в виде сценария. Что появляется раньше: тема или цель? По – разному. Иногда сначала рождается тема, и далее педагог ищет те возможности, которые он в себе таит. Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже потом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить. В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события.
Планирование образовательного события Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие? Вопрос 2. Актуально ли это для детей? Вопрос 3. Как оно будет организовывать жизнь в группе? Вопрос 4. Есть ли в этом событии место проблеме? Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе этого события? Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? Вопрос 8. Как будет организована рефлексия? При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать её, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки.
Драматургия образовательного события - С чего начинается событие, какой будет завязка? - Какие виды детской деятельности предполагаются внутри события? - Сколько времени предполагается отвести под это событие? - Каким образом дети будут участвовать в планировании события? - Что станет кульминацией события (праздник, квест, спектакль, …)? - Каким образом в кульминационной части дети смогут проявить всё, что узнали и чему научились в течении этого события?
Параметры Комплексно-тематическое планирование Проектирование образовательного события Цель Педагог удерживает в фокусе выбранную тему, подбирая и распределяя по дням задания под неё, в соответствии с заданной темой и перечнем разделов образовательных областей. Педагог удерживает в фокусе те умения, которые должны развиться в ребёнке, подбирая тему, которая поможет их реализовать, создавая банк идей (возможные варианты видов деятельности), предполагая возможные варианты течения образовательного события Задачи В фокусе внимания – обучение – знания, умения, навыки В фокусе внимания – развитие коммуникативных, познавательных способностей, креативности, инициативности. Образовательное событие и комплексно-тематическое планирование
Планирование Педагог фиксирует поэтапный план образовательной деятельности, старается не отступать от него, укладывается в намеченный срок. Деятельность детей планируется педагогом. Педагог создаёт примерный сценарийсобытия , допускает возможные неожиданные изменения, принимает их. Заканчивает тогда, когда тема затухает. Дети являются активными участниками планирования события Место в распорядке дня Заданная тема может быть включена в любой вид деятельности в течении дня. Событие не привязано к времени, отведенному в режиме дня образовательной деятельности. Оно может проявляться в разных моментах – когда оно больше подходит по смыслу, настроению. В некоторые дни оно не проявляется в конкретных делах, а присутствует лишь в фоновом режиме.
Позиция педагога «Я знаю – я тебя научу» Мне это тоже интересно, давай разбираться вместе» Проектная деятельность Жестко регламентирована по месту и времени, обосновывается только расширением кругозора. Может отсутствовать вообще, что никак не повлияет на течение тематической недели. Органично вписывается в событие. Проект затевается потому, что его результат очень важен для продолжения события.
Проектно – исследовательская деятельность и образовательное событие Параметры Проектная деятельность как самостоятельная образовательная единица Образовательное событие Основание В основе лежит отдельный детский интерес, вопрос, на который нужно ответить. В основе лежит история, протяженная во времени и предполагающая возникновение цепочки новых интересов и вопросов. Количество участников Допускается участие подгруппы, нескольких детей. В деятельность включена вся группа. Границы деятельности Допускается выход деятельности за пределы группы частично или полностью. К примеру, семейный проект выполняется при поддержке педагога, но без участия других детей группы. Действует принцип «здесь и сейчас». Задействованы все дети. За пределы группы может выйти лишь небольшая часть деятельности.
Место проекта в обще групповой деятельности Может возникнуть и реализовываться самостоятельно, отдельно от общей темы, с которой работает группа. Педагог создаёт ситуацию, в которой проект станет одной из необходимых составляющих в деятельности группы. Оформление документации Документация по ведению проектной деятельности соответствует требованиям к оформлению проекта в детском саду. Документацией являются только материалы, которые появились в результате деятельности детей. Результаты проекта Результаты никак не влияют на дальнейшую жизнь в группе. Результат очень важен для дальнейшего развития образовательного события.
В событии нет длинной истории, которая требует решения вопроса в несколько ходов. «Мы можем сразу решить проблему, у нас есть всё необходимое, нам не нужно делать для этого что-то ещё, разбираться с чем-то ещё». Это не образовательное событие! Образовательное событие подобно сюжетной игре. Исследования показывают: чтобы игра «разгорелась» и началась, требуется не менее 20 минут. Так же и с событием: ему нужно время на то, чтобы прижиться в группе, а детям – чтобы вжиться в событие. Анти критерии образовательного события
2. Решение проблемы поместилось в одно занятие или в один день - Это не образовательное событие! Суть событийности не в том, чтобы поскорее выполнить какие-то задания и смастерить поделки на ту или иную тему. ОС предполагает погружение в тему, её проживание; множество ситуаций, активирующих процесс познания, - не усвоения знания, а именно познания, а это требует времени. Не каждый ребёнок способен выдвинуть идею, предположение сразу. В случае событийного формата поговорка «дорога ложка к обеду» не актуальна. Ребёнку позволяется мыслить неспешно.
3. В результате события не появилось документальных свидетельств детской деятельности. Это не образовательное событие! Трудно предположить, что захватившая внимание детей ситуация не нашла выход в высказываниях, в рисунках, схемах, игровой деятельности, самостоятельном экспериментировании и т.д., следовательно, предложенное педагогом событие детям не интересно и не актуально для них.
4. Большая часть детских работ однотипны, хотя и сделаны по сюжету события, не несут в себе индивидуальности. Это не образовательное событие! В этом случае есть основание предполагать, что деятельность основана на директивно-репродуктивном способе взаимодействия взрослого с детьми, что противоречит принципам проведения образовательного события.
5. Детские работы, свидетельствующие о текущем событии, имеются, но недоступны для дальнейшего использования детьми, например, не находятся на глазах у детей, не могут использоваться для дальнейших действий (обсуждений, правок, использования в играх). Это не образовательное событие! В этом случае есть основание предполагать, что для взрослого не стоит задача развития в детях регуляторных способностей (принятие самого себя, самостоятельность), в то время как это одна из основных задач проведения образовательного события.
6. Очень большая часть работ выполнена либо родителями полностью, либо при их активном директивно-регламентирующем участии. Это не образовательное событие! Работы, выполненные взрослыми (даже из самых лучших побуждений), никак не влияют на развитие таких универсальных образовательных результатов, как когнитивность , регуляция, коммуникативность и инициатива. Мнение, существующее среди педагогов: если взрослый посвятил время ребёнку в наше загруженное время – это уже хороший результат, - слабый аргумент. Чтение книги или настольная игра обладают в данном случае лучшим развивающим эффектом.
7. Предварительно составленный сценарий (план) события не видоизменился к его заключительному дню; он не имеет исправлений, дополнений. Это не образовательное событие! В этом случае есть основания предполагать, что событие носит регламентированный воспитателем характер.
Ценность образовательного события Образовательное событие создаёт целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретённого, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стене. О том, что занимает, увлекает детей, расскажет сама атмосфера. Самое главное - подходить к организации события творчески. Предоставить детям возможность действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акция - как одна из инновационных форм работы с дошкольниками в рамках волонтерского движения
Цель:Внедрить волонтерскую практику в деятельность ДОУ, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников....
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
доклад статья для воспитателей...
Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...
Инновационные формы работы с дошкольниками в адаптационный период "Игры с волшебным песком"
"Игры с волшебным песком" ...
Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению" Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета"
Привлечь внимание к проблеме негативного влияния пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека. Сформировать у ...
Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета" Автор: Зданович О.В.
ЦЕЛЬ: Привлечь внимание к проблеме негативного влияния пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека, ЗАДАЧИ:- Сформироват...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...