Проект "Волшебный мир музея"
проект
Долгосрочный информационно-познавательный проект по музейной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_muzeya.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 4»
_______________Закирова Г.П.
Приказ № 46-ОД от 30.08.2022 г
Проект «Волшебный мир музея»
Актуальность проекта
Проект направлен на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей вопросах развития и образования детей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Тема музейной педагогики является актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, так как в создании мини-музеев принимают участие и дети и родители.
В силу разных обстоятельств, родители вместе с детьми не являются активными посетителями музеев. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении было решено создать собственный музей, состоящий из мини-музеев по разным темам, но объединенных общим названием «Нижегородский край».
Музей – это особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.
Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решать проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Постановка проблемы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них? Есть дети, которые ни разу не были в музее. И причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в сельской местности, удаленной от центра, где имеются музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Создание в нашем детском саду необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Волшебный мир музея».
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
С педагогами:
- повысить профессионализм педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
- внедрять эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников при реализации проектов по созданию мини-музеев;
- разработать пакет методических материалов по проведению НОД в пространстве музея;
- стимулировать самообразование педагогов.
С детьми:
- создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности;
- формировать у дошкольников представлений о музее;
- расширять кругозор дошкольников;
- формировать познавательную активность.
С родителями:
- заинтересовать родителей в создании мини-музеев;
- расширять представления родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
- развивать отношения родителей и детей, реализуя технологию сотрудничества;
- обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.
Тип проекта: информационно-познавательный
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: дети, родители, педагоги
По продолжительности: долгосрочный (2022 – 2025 г. г.)
Ожидаемые результаты:
С педагогами:
1. Создание мини-музеев.
2. Оформление выставок в музее детского сада.
3. Повышение уровня компетентности педагогов в музейной педагогике.
4. Инновационные изменения в организации НОД.
5. Выполнение педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев.
С детьми:
1. Появление интереса к музейной культуре.
2. Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.
3. Развитие личностных качеств дошкольников.
С родителями:
1. Повышение музейной культуры родителей.
2. Активное участие родителей в создании мини-музеев и оформление выставок в музее детского сада.
3. Совместные творческие работы с детьми (альбомы, макеты, поделки и др.).
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое:
- создание творческой группы педагогов.
2. Научно-методическое:
- подбор теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
- методическое сопровождение проектной деятельности;
- разработка системы планирования НОД, методических материалов.
3. Организационное:
- организация работы творческой группы по реализации проекта;
- создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;
- разработка Положения о смотре-конкурсе на лучший мини-музей;
- определение критериев эффективности реализации проектов;
- оформление Паспорта музея «Наш край».
4. Информационное:
- использование возможностей Интернета в поиске информации;
- консультации и семинары по педагогическому проектированию;
- знакомство родителей с темой проекта на общем родительском собрании;
- создание банка методических материалов.
5. Мотивационное:
- разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;
- организация смотра-конкурса мини-музеев;
- накопление и обобщение педагогического опыта.
6. Материально-техническое:
- размещение информации и методических материалов на сайте детского сада;
- участие в педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства на муниципальном, региональном и федеральном уровнях по данной теме;
- публикации методических статей, педагогических проектов на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах;
- оформление презентаций по результатам реализации проекта.
7. Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 4»;
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 4»;
- Программа развития МБДОУ «Детский сад № 4».
Методы реализации проекта
С педагогами:
- изучение методической литературы по данному направлению
- определение цели и задач проекта
- составление плана проекта «Волшебный мир музея»
- консультация для педагогов по созданию мини-музея
- создание условий для общения и сотворчества между детьми, педагогами и родителями.
С детьми:
- разработка перспективного планирования работы
- диагностика знаний детей о музее (устный опрос)
- анкетирование родителей (определение заинтересованного отношения родителей к музею в детском саду)
- встреча с родителями в «Семейной гостиной»
- создание творческой группы родителей по работе над проектом
- выбор места для размещения музея
- планирование тем и названий мини- музеев
- организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ
Этапы реализации проекта
Деятельность на первом – подготовительном – этапе реализации проекта
На первом подготовительном этапе реализации проекта: выбор совместно с родителями тематики музея, его названия и места расположения в группе.
Помощь родителей состоит так же в подборе необходимых экспонатов, Наиболее важным и значимым в «музейном деле» для родителей является интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке общаются с родителями и воспитателями, у детей появляется интерес к музеям.
Для определения эффективности взаимодействия с родителями важно провести анкетирование родителей, цель которого: определить отношение родителей к музею в детском саду. Результаты анкетирования позволят сделать вывод о важности взаимодействия родительской общественности с педагогами ДОУ для усешной социализации ребенка.
Деятельность на втором практическом этапе.
С педагогами:
- разработка проектов;
- создание мини- музеев;
- планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея;
- разработка занятий, НОД, экскурсий
- организация открытых мероприятий в музее
-обобщение фотоматериалов
- создание видео занятий НОД по темам
- проведение тематических бесед
-конкурс проектов
-проведение «Недели музея»
С детьми:
- включение работы музея в образовательную деятельность
- изготовление поделок из разнообразного материала
- игры-упражнения:«Раскрась поднос», «Закончи узор», «Наряди матрёшку»
- знакомство с народно- прикладным творчеством
- театрализованные представления и игры
- проведений развлечений, досугов
- проведение экскурсий
- открытые занятия
- совместные вечера-развлечения
- встречи с интересными людьми
- просмотр видеороликов
- участие в конкурсах
- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий
- игры-путешествия
- встреча с краеведческим музеем г.Троицка
С родителями:
- подбор экспонатов в мини-музеи по определённым темам согласно плану работы
- консультации для родителей
- индивидуальная работа
- подбор информации
- изготовление альбомов
- изготовление с детьми творческих работ
- участие в создании мини-музеев
- организация тематических выставок
- совместные экскурсии в музей
- выставки семейных коллекций
- изготовление макетов
- проведение тематических посиделок, чаепитий
- памятки для родителей
- родительское собрание «Музей в жизни ребёнка»
- проведение мастер-класса
Формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Занятия, проводимые в музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
Деятельность на третьем – заключительном этапе.
С педагогами:
- открытие музея «Наш край»
- презентация мини-музеев
- подведение итогов конкурса на лучший мини- музей
- анализ проектной деятельности
- публикации в СМИ
С детьми:
- диагностика знаний детей о музее
- сравнительная диагностика интегративных качеств
- проведение праздника «Здравствуй, музей»
- анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения
С родителями:
- анкетирование родителей по результатам создания музея, его роли в развитии детей
- рекомендации родителям
- консультация «Идем в музей»
Показатели результативности проекта:
С педагогами:
1. Создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка проектов, занятий, праздников, развлечений и др.).
2. Использование возможностей музея детского сада в образовательной деятельности, обмен опытом.
3. Создание методической библиотеки интегрированных занятий для образовательной деятельности в музее.
4. Составление расписания занятий на базе музея.
5. Формирование новых мини-музеев:
- «Путешествие по городам России»;
- «Народная сказка»;
- «Дом значков»;
- «Музей хлеба».
6. Подготовка статьи «Ребенок и музей» в газету «Троицк сегодня».
7. Пополнение имеющихся экспозиций музея новыми экспонатами и предметами.
8. Создание книги-отзывов и предложений о работе музея.
С детьми:
1. Участие детей в конкурсах на муниципальной, региональном и федеральном уровнях по направлениям деятельности музея.
2. Подготовка детей-экскурсоводов.
3. Участие в развлечениях, встречах с театральными героями, с интересными людьми.
4. Участие в выставках творческих работ «Угадай сказку», в книжной выставке произведений «Сказка ложь, да в ней намёк».
С родителями:
1. Совместная деятельность педагогов с родителями воспитанниками по сбору музейных экспонатов.
2. Вовлечение родителей в деятельность музея через участие в органах самоуправления в деятельности музея.
3. Проведение акции «Подари музею книгу».
4. Организация выставки семейных коллекций.
5. Проведение досугового мероприятия «Весёлая ярмарка».
6. Проведение мастер-класса «Моя мама - мастерица».
7. День открытых дверей в музее на День музея.
8. Повышение престижа детского сада среди родителей через проведение рекламной компании «Здравствуй, музей!»
9. Подготовка родителей-экскурсоводов.
10. Организация коллективной экскурсии в краеведческий Троицкий краеведческий музей.
11. Повышение психолого-педагогических знаний родителей, улучшение взаимоотношений между родителями-детьми-педагогами через проведение совместной деятельности в реализации мини-проектов.
Дальнейшая реализация проекта помогут нам выстроить подлинно партнерские отношения с семьями воспитанников, с разделением зон ответственности, с пониманием того, что дошкольное образовательное учреждение создано в помощь семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство с МБУ «Нижневартовским краеведческим музеем им. Т.Д. Шуваева» и «Музеем русского быта»
Социальное партнерство в МАДОУ ДС №23 "Гуси-лебеди" осуществляется при помощи проведения различных экскурсий, познавательных занятий, посвящённых теме социального партнерства, а также посред...
Социальное партнерство с МБУ «Нижневартовским краеведческим музеем им. Т.Д. Шуваева» и «Музеем русского быта»
Социальное партнерство с МБУ "Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д.Шуваева" и "Музеем истории русского быта", с целью формирования представлений о музее, расширения и ...
План преемственности работы МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок Музея Боевой и трудовой славы "Я помню! Я горжусь!" и МБОУ СШ №7 Музея Боевой и трудовой славы "Возрождение" 2016 - 2017 г.
https://yadi.sk/i/NQpv4L0L3NwfqN...
План преемственности работы МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок Музея Боевой и трудовой славы "Я помню! Я горжусь!" и МБОУ СШ №7 Музея Боевой и трудовой славы "Возрождение" 2016 - 2017 г
https://yadi.sk/i/NQpv4L0L3NwfqN...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Долгожданный прорыв блокады. Как начиналась легендарная операция «Искра»? В рамках сотрудничества Комплексно - краеведческого музея "Исток", МКДОУ д/с 346 с музеем "Победы", г. Москва
80 лет назад, 12 января 1943 года, началась операция «Искра». В ходе наступления Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. В сегодняшнем материале расскажем, как готовилось наступление и ...
Подвиг артиллериста Геннадия Горохова. В рамках сотрудничества Комплексно-краеведческого музея "Исток" с музеем Победы, г. Москва
10 Тигров прорвались в тыл, его дивизион принял неравный бой....