Доклад по профилактике жестокого обращения с детьми
учебно-методический материал
План работы по профилактике жестокого обращения с детьми
Младшая группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» | Анкетирование родителей «Как я воспитываю своего ребенка» |
Чтение художественной литературы – сказка «Три поросенка» | Индивидуальная беседа «Алкоголь и ребенок» |
Художественная деятельность рисование на тему «Моя семья» | Круглый стол «Поговорим по душам» (с психологом) |
Чтение сказки «Золушка» | Статья в информационном уголке «Жестокое обращение с ребенком» |
Совместное изготовление мини-книжки «Мама, папа и я – счастливая семья» | |
Чтение и показ сказки «Тараканище» | Оформление плаката «Мы против насилия» |
«Устами младенца» - рассказы детей о семье | Статья в информационном уголке «Будь ребенку другом» |
Организация совместных игр «Копилка хороших событий», «Секрет», «Строгий контроль» | |
Игра «Хорошо-плохо» | Анкетирование «Я и мой ребенок - методы воспитания» |
Практикум «Идеальный ребенок. Внимательные уши» | |
Художественная деятельность «Рисуем счастливый мир» | Практикум «Контролируем свои эмоции» (с психологом) |
| Статья в информационном уголке «Куда можно обратиться за помощью и за поддержкой», «Насилие над ребенком» |
Презентация видеоролика «О жестоком обращении с детьми» |
Средняя группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
| Консультация «Воспитание без физического наказания» |
Упражнения на релаксацию мышечного расслабления | |
Праздник «Дружбы» | Памятка для родителей (Со статьями УК РФ) |
Беседа «Кто такой задира»? | Буклет для родителей «Жестокое обращение с детьми» (правовые основы) |
Художественная деятельность - Рисование «Моя семья» | Беседа «Как наказывать ребёнка» |
Игра «Семья» (отношение детей в игре) | Анкетирование родителей |
Чтение сказки «Красная шапочка» | Консультация для родителей «Отец как воспитатель» |
Рассказывание историй «Как я провёл Новый Год» |
|
Беседа «Как вести себя с незнакомым человеком» |
|
Ситуации «Как меня наказывают дома» |
|
Старшая группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
Художественная деятельность «Рисование «Мир глазами детей», «Мир без насилия»» | Статья в информационном уголке «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» |
Беседа «Давайте жить дружно» | Анкетирование родителей «Я и моя семья» |
Беседа о правилах поведения и безопасности на улице и в общественных местах Чтение Ш.Перро «Красная шапочка» | Деловая игра «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми» |
Художественная деятельность «Рисование «Мы вместе» | Статья в информационном уголке «Профилактика страхов у детей» |
Занятие «Сказки учат многому…» | Родительское собрание «Законодательство для родителей |
Чтение Г.Андерсен «Снежная королева» | Статья в информационном уголке «Семья-надежная гавань в любую погоду» |
Чтение Ш.Перро «Золушка» Беседа «Учись быть добрым» | Буклет «Наши дети – это наша старость» |
Беседа «Один дома» | Родительское собрание «Чужих детей не бывает» |
Чтение произведения «Мальчик с пальчик» | Статья в информационном уголке «Скажем жестокости «Нет!» |
Беседа «Если меня обижают родители» | |
Чтение «Сказки о правах для малышей и их родителей» | |
Викторина «На что я имею право» (правовое воспитание) |
Подготовительная группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
1.Ситуативный разговор «Как живешь малыш?» | 1. Беседа «Семейный климат» |
2.Моделирование ситуаций «Я в мире взрослых» | 2. Консультация «Кнут и пряник» |
3.Дидактическая игра «Что делать, если…?» | 3. Практикум для родителей «Педагогические ситуации – способы решения» |
4.Игра – тренинг «Чтобы не было беды» | 4. Беседа «Дайте детству состояться» |
5.Занятие «Правила на всю жизнь» | 5. Беседа «Это важно помнить родителям» |
6.Беседа «Осторожно улица» (опасные случаи на улице) | 6. Памятка «Меры безопасности для детей» |
7.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» | 7. Беседа «Будь всегда начеку!» |
8.Моделирование ситуации «»Встреча с незнакомцем» | 8. Родительское собрание «Охрана здоровья и безопасность детей» |
9.Беседы на тему «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?», «Какую ошибку совершила Красная шапочка?» | 9. Консультация «Учим детей звонить в службы экстренной помощи» |
10.Игра «Свой, знакомый, чужой» | 10. Памятка «Вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой ( в подъезде, в чужой машине, на улице и т.д.) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_zhestokomu_obrashcheniyu_s_detmi_v_dou.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»
_________________________________________________________________
Адрес:142718, Московская область, Ленинский городской округ, рабочий посёлок Дрожжино, улица Южная, дом 11, корпус 1, 8(498)917-69-34, 8(498)917-69-35
Доклад «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Воспитатель: Гладченко М.М.
Дрожжино, январь 2022
Введение
Актуальность проблемы жестокого обращения с детьми заключается в том, что проявление антигуманного отношения, жестокости, безразличия к детям проявляется во многих сферах нашей жизни. В психолого-педагогической литературе под жестокое обращение с ребенком понимают все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства в ответственности, доверия или власти.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни, но несет с собой тяжкие моральные и психологические последствия в виде постоянной боязни оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.
В результате жестокого обращения погибают дети, у некоторых появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Для профилактики жестокого обращения с детьми в ДОУ необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по данной проблеме. Целевой аудиторией являются все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители.
Цель: создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье, для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Основной задачей в работе по данному направлению является обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.
1. Общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с детьми.
2. Рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком.
3. Информирование педагогов о семьях группы риска в отношении жестокого обращения с ребенком.
4. Оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.
Ожидаемые результаты:
- снижение у детей уровня эмоциональной тревожности, улучшение психологического состояния;
- снижение агрессии и конфликтности в детской среде;
- сформированность негативного отношения детей ко всем формам жестокого обращения.
Основная часть
Профилактическая работа системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения является комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью.
Организационная работа:
- планирование работы по профилактике жестокого обращения с детьми;
- составление социального паспорта семьи;
Диагностическая работа:
-анкетирование, тестирование, наблюдение, сбор информации, изучение ситуации в семье.
Коррекционная работа и профилактика:
- мероприятия, игры, консультации и др.
Работа с педагогами по теме исследования заключает следующие мероприятия:
- индивидуальные и групповые консультации, игры (приложение 2);
- педагогический совет (приложение 3);
- информирование.
Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, различных мероприятий с детьми и родителями, индивидуального подхода к каждой семье (беседы, консультации, помощь в трудных ситуациях).
Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей (диагностика детско-родительских отношений в семье, диагностика стилей воспитания и др.)
Консультации на родительских собраниях и в родительских уголках (печатный вариант) на темы: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как уберечь ребенка от опасности», «Конфликты семейного воспитания», «Как защитить права ребенка» (консультация с элементами дискуссии, «Насилие в семье и его последствия», «Заповеди мудрого родителя» и др.
Работа Совета профилактики ДОУ с семьями детей, имеющих проблемы в поведении и семьями, состоящими на учете в КДН (своевременное выявление таких семей и их психолого-педагогическое сопровождение).
Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, направленных на создание эмоционального комфорта и сплочение семьи.
Фотовыставки различной тематики («Город! Мы растем вместе с тобой», «Счастливая семья», «Наш выходной день» и др.) и выставки прикладного творчества (совместные поделки детей и родителей)
Наблюдение воспитателями за общением родителей с детьми (как они приводят детей утром, как встречаются с ними вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка).
Индивидуальные беседы с родителями (проводятся воспитателями или педагогом-психологом по мере необходимости).
Мероприятия с родителями:
- индивидуальные и групповые консультации (приложение 4);
- заседание родительского комитета;
- групповое родительское собрание.
- информирование (приложение 5).
Формы работы с детьми:
Проведение занятий, бесед, игр, рисования на темы: «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Портрет моего папы (мамы)», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки», «Семейные традиции» и д.
Циклы занятий «Я – гражданин», «Изучаем свои права» (проводятся воспитателями).
Занятия с педагогом-психологом по социально-психологической адаптации с целью формирования норм нравственного поведения.
Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении (беседы, индивидуальные занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.).
Одним из методов коррекционно-профилактической помощи детям дошкольного возраста является игровая терапия, способствующая установлению эмоционального контакта, регулированию детско-родительских отношений. Чтобы понять детей, найти подход к ним, взрослые должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать детей, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.
Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять малыша поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность отрегулирования чувств, настроения. Приступая к работе, педагог воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Играя, действуя с игровым материалом, ребенок приобретает новые знания, ощущения. В комнате для проведения коррекционных занятий могут играть несколько детей. Взаимодействуя друг с другом, дети приобретает опыт общения.
Заключение
Работа в ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми является актуальной на данном этапе развития общества. Эта проблема в обязательном порядке должна иметь как профилактический, так и коррекционный этапы
На наш взгляд, работа по профилактике жестокого обращения с детьми будет эффективной, когда происходит взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также своевременное реагирование на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях и отношениях педагогов с детьми.
Проведенная нами работа отмечена нами как результативная. Родители и педагоги с пониманием относятся к данной проблеме, активно участвуют в организованных ДОУ мероприятиях. На данный момент нами не наблюдается признаков жестокого обращения с детьми, агрессивного или конфликтного поведения между детьми и взрослыми, дети не поддерживают негативных отношений как со сверстниками, так и взрослыми.
В каждой группе есть стенды для родителей с памятками, рекомендациями, консультациями, буклетами, номерами телефонов доверия. Вся информация дублируется на сайте ДОУ и в группе ВКонтакте, инстаграмме. Благодаря налаженной профилактической работе с родителями удалось наладить доверительные отношения, многие родители стремятся наладить взаимоотношения с детьми, большая часть родителей откликается на приглашения педагогов посетить мероприятия детского сада.
В ДОУ в полном объеме ведется профилактическая, просветительская и коррекционная работа. Создан благоприятный климат для взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, используются различные формы сотрудничества с родителями.
В перспективе нами запланировано продолжение работы по профилактике жестокого обращения с детьми в тех же направлениях, а также нами отмечена необходимость привлечения к организации данной работы специалистов в лице правоохранительных органов, медицины и психолога.
План работы по профилактике жестокого обращения с детьми
Младшая группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» | Анкетирование родителей «Как я воспитываю своего ребенка» |
Чтение художественной литературы – сказка «Три поросенка» | Индивидуальная беседа «Алкоголь и ребенок» |
Художественная деятельность рисование на тему «Моя семья» | Круглый стол «Поговорим по душам» (с психологом) |
Чтение сказки «Золушка» | Статья в информационном уголке «Жестокое обращение с ребенком» |
Совместное изготовление мини-книжки «Мама, папа и я – счастливая семья» | |
Чтение и показ сказки «Тараканище» | Оформление плаката «Мы против насилия» |
«Устами младенца» - рассказы детей о семье | Статья в информационном уголке «Будь ребенку другом» |
Организация совместных игр «Копилка хороших событий», «Секрет», «Строгий контроль» | |
Игра «Хорошо-плохо» | Анкетирование «Я и мой ребенок - методы воспитания» |
Практикум «Идеальный ребенок. Внимательные уши» | |
Художественная деятельность «Рисуем счастливый мир» | Практикум «Контролируем свои эмоции» (с психологом) |
| Статья в информационном уголке «Куда можно обратиться за помощью и за поддержкой», «Насилие над ребенком» |
Презентация видеоролика «О жестоком обращении с детьми» |
Средняя группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
| Консультация «Воспитание без физического наказания» |
Упражнения на релаксацию мышечного расслабления | |
Праздник «Дружбы» | Памятка для родителей (Со статьями УК РФ) |
Беседа «Кто такой задира»? | Буклет для родителей «Жестокое обращение с детьми» (правовые основы) |
Художественная деятельность - Рисование «Моя семья» | Беседа «Как наказывать ребёнка» |
Игра «Семья» (отношение детей в игре) | Анкетирование родителей |
Чтение сказки «Красная шапочка» | Консультация для родителей «Отец как воспитатель» |
Рассказывание историй «Как я провёл Новый Год» |
|
Беседа «Как вести себя с незнакомым человеком» |
|
Ситуации «Как меня наказывают дома» |
|
Старшая группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
Художественная деятельность «Рисование «Мир глазами детей», «Мир без насилия»» | Статья в информационном уголке «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» |
Беседа «Давайте жить дружно» | Анкетирование родителей «Я и моя семья» |
Беседа о правилах поведения и безопасности на улице и в общественных местах Чтение Ш.Перро «Красная шапочка» | Деловая игра «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми» |
Художественная деятельность «Рисование «Мы вместе» | Статья в информационном уголке «Профилактика страхов у детей» |
Занятие «Сказки учат многому…» | Родительское собрание «Законодательство для родителей |
Чтение Г.Андерсен «Снежная королева» | Статья в информационном уголке «Семья-надежная гавань в любую погоду» |
Чтение Ш.Перро «Золушка» Беседа «Учись быть добрым» | Буклет «Наши дети – это наша старость» |
Беседа «Один дома» | Родительское собрание «Чужих детей не бывает» |
Чтение произведения «Мальчик с пальчик» | Статья в информационном уголке «Скажем жестокости «Нет!» |
Беседа «Если меня обижают родители» | |
Чтение «Сказки о правах для малышей и их родителей» | |
Викторина «На что я имею право» (правовое воспитание) |
Подготовительная группа
Мероприятия | |
С детьми | С родителями |
1.Ситуативный разговор «Как живешь малыш?» | 1. Беседа «Семейный климат» |
2.Моделирование ситуаций «Я в мире взрослых» | 2. Консультация «Кнут и пряник» |
3.Дидактическая игра «Что делать, если…?» | 3. Практикум для родителей «Педагогические ситуации – способы решения» |
4.Игра – тренинг «Чтобы не было беды» | 4. Беседа «Дайте детству состояться» |
5.Занятие «Правила на всю жизнь» | 5. Беседа «Это важно помнить родителям» |
6.Беседа «Осторожно улица» (опасные случаи на улице) | 6. Памятка «Меры безопасности для детей» |
7.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» | 7. Беседа «Будь всегда начеку!» |
8.Моделирование ситуации «»Встреча с незнакомцем» | 8. Родительское собрание «Охрана здоровья и безопасность детей» |
9.Беседы на тему «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?», «Какую ошибку совершила Красная шапочка?» | 9. Консультация «Учим детей звонить в службы экстренной помощи» |
10.Игра «Свой, знакомый, чужой» | 10. Памятка «Вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой ( в подъезде, в чужой машине, на улице и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми
Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....
Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...
Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"
Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....
Профилактика жестокого обращения с детьми
Профилактика жестокого обращения с детьми...
Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра
Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...
Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....
Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...