Доклад по профилактике жестокого обращения с детьми
учебно-методический материал

Гладченко Мария Михайловна

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми

 

Младшая группа

Мероприятия

С детьми

С родителями

Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо»

Анкетирование родителей «Как я воспитываю своего ребенка»

Чтение художественной литературы – сказка «Три поросенка»

Индивидуальная беседа «Алкоголь и ребенок»

Художественная деятельность  рисование на тему «Моя семья»

Круглый стол «Поговорим по душам» (с психологом)

Чтение сказки «Золушка»

Статья в информационном уголке «Жестокое обращение с ребенком»

Совместное изготовление мини-книжки «Мама, папа и я – счастливая семья»

Чтение и показ сказки «Тараканище»

Оформление плаката «Мы против насилия»

«Устами младенца» - рассказы детей о семье

Статья в информационном уголке «Будь ребенку другом»

Организация совместных игр «Копилка хороших событий», «Секрет», «Строгий контроль»

 Игра «Хорошо-плохо»

Анкетирование «Я и мой ребенок - методы воспитания»

Практикум «Идеальный ребенок. Внимательные уши»

 Художественная деятельность «Рисуем счастливый мир»

Практикум «Контролируем свои эмоции» (с психологом)

 

Статья в информационном уголке «Куда можно обратиться за помощью и за поддержкой», «Насилие над ребенком»

 

Презентация видеоролика «О жестоком обращении с детьми»

 

 

 

Средняя группа

 

Мероприятия

С детьми

С родителями

 

Консультация «Воспитание без физического наказания»

Упражнения на релаксацию мышечного расслабления

 Праздник «Дружбы»

Памятка для родителей (Со статьями УК РФ)

Беседа «Кто такой задира»?

 Буклет для родителей «Жестокое обращение с детьми» (правовые основы)

Художественная деятельность - Рисование «Моя семья»

 Беседа «Как наказывать ребёнка»

Игра «Семья» (отношение детей в игре)

Анкетирование родителей

Чтение сказки «Красная шапочка»

 Консультация для родителей

«Отец как воспитатель»

Рассказывание историй «Как я провёл Новый Год»

 

Беседа «Как вести себя с незнакомым человеком»

 

Ситуации «Как меня наказывают дома»

 

 

 

 

Старшая группа

 

Мероприятия

С детьми

С родителями

Художественная деятельность «Рисование «Мир глазами детей», «Мир без насилия»»

Статья в информационном уголке «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»

Беседа «Давайте жить дружно»

Анкетирование родителей «Я и моя семья»

Беседа о правилах поведения и безопасности на улице и в общественных местах

Чтение Ш.Перро «Красная шапочка»

 Деловая игра «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми»

Художественная деятельность «Рисование «Мы вместе»

Статья в информационном уголке «Профилактика страхов у детей»

Занятие «Сказки учат многому…»

Родительское собрание «Законодательство для родителей

Чтение Г.Андерсен «Снежная королева»

 Статья в информационном уголке «Семья-надежная гавань в любую погоду»

Чтение Ш.Перро «Золушка»

Беседа «Учись быть добрым»

 Буклет «Наши дети – это наша старость»

Беседа «Один дома»

Родительское собрание «Чужих детей не бывает»

Чтение произведения «Мальчик с пальчик»

Статья в информационном уголке «Скажем жестокости «Нет!»

Беседа «Если меня обижают родители»

 

Чтение «Сказки о правах для малышей и их родителей»

 

Викторина «На что я имею право» (правовое воспитание)

 

 

 

 

Подготовительная группа

Мероприятия

С детьми

С родителями

1.Ситуативный разговор «Как живешь малыш?»

1.      Беседа «Семейный климат»

2.Моделирование ситуаций «Я в мире взрослых»

2.      Консультация «Кнут и пряник»

3.Дидактическая игра «Что делать, если…?»

3.      Практикум для родителей «Педагогические ситуации – способы решения»

4.Игра – тренинг «Чтобы не было беды»

4.      Беседа «Дайте детству состояться»

5.Занятие «Правила на всю жизнь»

5.      Беседа «Это важно помнить родителям»

6.Беседа «Осторожно улица» (опасные случаи на улице)

6.      Памятка «Меры безопасности для детей»

7.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята»

7.      Беседа «Будь всегда начеку!»

8.Моделирование ситуации «»Встреча с незнакомцем»

8.      Родительское собрание «Охрана здоровья и безопасность детей»

9.Беседы на тему «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?», «Какую ошибку совершила Красная шапочка?»

9.      Консультация «Учим детей звонить в службы экстренной помощи»

10.Игра «Свой, знакомый, чужой»

10. Памятка «Вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой ( в подъезде, в чужой машине, на улице и т.д.)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_zhestokomu_obrashcheniyu_s_detmi_v_dou.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

_________________________________________________________________

Адрес:142718, Московская область, Ленинский городской округ, рабочий посёлок Дрожжино, улица Южная, дом 11, корпус 1, 8(498)917-69-34, 8(498)917-69-35

Доклад «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Воспитатель: Гладченко М.М.

Дрожжино, январь 2022


Введение

Актуальность проблемы жестокого обращения с детьми заключается в том, что проявление антигуманного отношения, жестокости, безразличия к детям проявляется во многих сферах нашей жизни. В психолого-педагогической литературе под жестокое обращение с ребенком понимают все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства в ответственности, доверия или власти.

Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни, но несет с собой тяжкие моральные и психологические последствия в виде постоянной боязни оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

В результате жестокого обращения погибают дети, у некоторых появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Для профилактики жестокого обращения с детьми в ДОУ необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по данной проблеме. Целевой аудиторией являются все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители.

Цель: создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье, для родителей к мотивации воспитательной деятельности.

Основной задачей в работе по данному направлению является обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушений прав ребенка.

1. Общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с детьми.

2. Рассказ о факторах, способствующих жестокому обращению с ребенком.

3. Информирование педагогов о семьях группы риска в отношении жестокого обращения с ребенком.

4. Оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения.

Ожидаемые результаты:

- снижение у детей уровня эмоциональной тревожности, улучшение психологического состояния;

- снижение агрессии и конфликтности в детской среде;

- сформированность негативного отношения детей ко всем формам жестокого обращения.

Основная часть

Профилактическая работа системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения является комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью.

Организационная работа:

- планирование работы по профилактике жестокого обращения с детьми;

- составление социального паспорта семьи;

Диагностическая работа:

-анкетирование, тестирование, наблюдение, сбор информации,  изучение ситуации в семье.

Коррекционная работа и профилактика:

- мероприятия, игры, консультации и др.

Работа с педагогами по теме исследования заключает следующие мероприятия:

- индивидуальные и групповые консультации, игры (приложение 2);

-  педагогический совет (приложение 3);

- информирование.

Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, различных мероприятий с детьми и родителями, индивидуального подхода к каждой семье (беседы, консультации, помощь в трудных ситуациях).

Формы работы с родителями:

Анкетирование родителей (диагностика детско-родительских отношений в семье, диагностика стилей воспитания и др.)

Консультации на родительских собраниях и в родительских уголках (печатный вариант) на темы: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как уберечь ребенка от опасности», «Конфликты семейного воспитания», «Как защитить права ребенка» (консультация с элементами дискуссии, «Насилие в семье и его последствия», «Заповеди мудрого родителя» и др.

Работа Совета профилактики ДОУ с семьями детей, имеющих проблемы в поведении и семьями, состоящими на учете в КДН (своевременное выявление таких семей и их психолого-педагогическое сопровождение).

Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, направленных на создание эмоционального комфорта и сплочение семьи.

Фотовыставки различной тематики («Город! Мы растем вместе с тобой», «Счастливая семья», «Наш выходной день» и др.) и выставки прикладного творчества (совместные поделки детей и родителей)

Наблюдение воспитателями за общением родителей с детьми (как они приводят детей утром, как встречаются с ними вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка).

Индивидуальные беседы с родителями (проводятся воспитателями или педагогом-психологом по мере необходимости).

Мероприятия с родителями:

 - индивидуальные и групповые консультации (приложение 4);

 - заседание родительского комитета;

 - групповое родительское собрание.

 - информирование (приложение 5).

Формы работы с детьми:

Проведение занятий, бесед, игр, рисования на темы: «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Портрет моего папы (мамы)», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки», «Семейные традиции» и д.

Циклы занятий «Я – гражданин», «Изучаем свои права» (проводятся воспитателями).

Занятия с педагогом-психологом по социально-психологической адаптации с целью формирования норм нравственного поведения.

Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении (беседы, индивидуальные занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.).

Одним   из   методов   коррекционно-профилактической   помощи   детям дошкольного     возраста     является     игровая     терапия, способствующая     установлению эмоционального контакта, регулированию детско-родительских отношений. Чтобы понять детей, найти подход к ним, взрослые должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития.  Не следует рассматривать детей, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять малыша поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность   отрегулирования   чувств, настроения.   Приступая   к   работе, педагог   воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Играя, действуя с игровым материалом, ребенок приобретает  новые знания, ощущения. В комнате для проведения коррекционных занятий могут играть несколько детей.   Взаимодействуя   друг   с   другом, дети   приобретает   опыт   общения.

 

Заключение

 

Работа в ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми является актуальной на данном этапе развития общества. Эта проблема в обязательном порядке должна иметь как профилактический, так и коррекционный этапы

На наш взгляд, работа по профилактике жестокого обращения с детьми будет эффективной, когда происходит взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также своевременное реагирование на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях и отношениях педагогов с детьми.

Проведенная нами работа отмечена нами как результативная. Родители и педагоги с пониманием относятся к данной проблеме, активно участвуют в организованных ДОУ мероприятиях. На данный момент нами не наблюдается признаков жестокого обращения с детьми, агрессивного или конфликтного поведения между детьми и взрослыми, дети не поддерживают негативных отношений как со сверстниками, так и взрослыми.

В каждой группе есть стенды для родителей с памятками, рекомендациями, консультациями, буклетами, номерами телефонов доверия. Вся информация дублируется на сайте ДОУ и в группе ВКонтакте, инстаграмме. Благодаря налаженной профилактической работе с родителями удалось наладить доверительные отношения, многие родители стремятся наладить взаимоотношения с детьми, большая часть родителей откликается на приглашения педагогов посетить мероприятия детского сада.

В ДОУ в полном объеме ведется профилактическая, просветительская и коррекционная работа. Создан благоприятный климат для взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, используются различные формы сотрудничества с родителями.

В перспективе нами запланировано продолжение работы по профилактике жестокого обращения с детьми в тех же направлениях, а также нами отмечена необходимость привлечения к организации данной работы специалистов в лице правоохранительных органов, медицины и психолога.


 


 

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми

 

Младшая группа

Мероприятия

С детьми

С родителями

Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо»

Анкетирование родителей «Как я воспитываю своего ребенка»

Чтение художественной литературы – сказка «Три поросенка»

Индивидуальная беседа «Алкоголь и ребенок»

Художественная деятельность  рисование на тему «Моя семья»

Круглый стол «Поговорим по душам» (с психологом)

Чтение сказки «Золушка»

Статья в информационном уголке «Жестокое обращение с ребенком»

Совместное изготовление мини-книжки «Мама, папа и я – счастливая семья»

Чтение и показ сказки «Тараканище»

Оформление плаката «Мы против насилия»

«Устами младенца» - рассказы детей о семье

Статья в информационном уголке «Будь ребенку другом»

Организация совместных игр «Копилка хороших событий», «Секрет», «Строгий контроль»

 Игра «Хорошо-плохо»

Анкетирование «Я и мой ребенок - методы воспитания»

Практикум «Идеальный ребенок. Внимательные уши»

 Художественная деятельность «Рисуем счастливый мир»

Практикум «Контролируем свои эмоции» (с психологом)

 

Статья в информационном уголке «Куда можно обратиться за помощью и за поддержкой», «Насилие над ребенком»

Презентация видеоролика «О жестоком обращении с детьми»

 


Средняя группа

 

Мероприятия

С детьми

С родителями

 

Консультация «Воспитание без физического наказания»

Упражнения на релаксацию мышечного расслабления

 Праздник «Дружбы»

Памятка для родителей (Со статьями УК РФ)

Беседа «Кто такой задира»?

 Буклет для родителей «Жестокое обращение с детьми» (правовые основы)

Художественная деятельность - Рисование «Моя семья»

 Беседа «Как наказывать ребёнка»

Игра «Семья» (отношение детей в игре)

Анкетирование родителей

Чтение сказки «Красная шапочка»

 Консультация для родителей

«Отец как воспитатель»

Рассказывание историй «Как я провёл Новый Год»

 

Беседа «Как вести себя с незнакомым человеком»

 

Ситуации «Как меня наказывают дома»

 

 


Старшая группа

 

Мероприятия

С детьми

С родителями

Художественная деятельность «Рисование «Мир глазами детей», «Мир без насилия»»

Статья в информационном уголке «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»

Беседа «Давайте жить дружно»

Анкетирование родителей «Я и моя семья»

Беседа о правилах поведения и безопасности на улице и в общественных местах

Чтение Ш.Перро «Красная шапочка»

 Деловая игра «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми»

Художественная деятельность «Рисование «Мы вместе»

Статья в информационном уголке «Профилактика страхов у детей»

Занятие «Сказки учат многому…»

Родительское собрание «Законодательство для родителей

Чтение Г.Андерсен «Снежная королева»

 Статья в информационном уголке «Семья-надежная гавань в любую погоду»

Чтение Ш.Перро «Золушка»

Беседа «Учись быть добрым»

 Буклет «Наши дети – это наша старость»

Беседа «Один дома»

Родительское собрание «Чужих детей не бывает»

Чтение произведения «Мальчик с пальчик»

Статья в информационном уголке «Скажем жестокости «Нет!»

Беседа «Если меня обижают родители»

Чтение «Сказки о правах для малышей и их родителей»

Викторина «На что я имею право» (правовое воспитание)

 


Подготовительная группа

Мероприятия

С детьми

С родителями

1.Ситуативный разговор «Как живешь малыш?»

1.      Беседа «Семейный климат»

2.Моделирование ситуаций «Я в мире взрослых»

2.      Консультация «Кнут и пряник»

3.Дидактическая игра «Что делать, если…?»

3.      Практикум для родителей «Педагогические ситуации – способы решения»

4.Игра – тренинг «Чтобы не было беды»

4.      Беседа «Дайте детству состояться»

5.Занятие «Правила на всю жизнь»

5.      Беседа «Это важно помнить родителям»

6.Беседа «Осторожно улица» (опасные случаи на улице)

6.      Памятка «Меры безопасности для детей»

7.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята»

7.      Беседа «Будь всегда начеку!»

8.Моделирование ситуации «»Встреча с незнакомцем»

8.      Родительское собрание «Охрана здоровья и безопасность детей»

9.Беседы на тему «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?», «Какую ошибку совершила Красная шапочка?»

9.      Консультация «Учим детей звонить в службы экстренной помощи»

10.Игра «Свой, знакомый, чужой»

10. Памятка «Вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой ( в подъезде, в чужой машине, на улице и т.д.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми...

Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра

Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет

Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...