методическое пособие по ФЭМП
методическая разработка (средняя группа)
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._posobie_po_femp.docx | 88.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Методическое пособие:
«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников (4-5 лет)»
Автор составитель:
Воспитатель
Чмелева Кристина Рафаиловна
г. Кропоткин
2023 г.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Основная часть………………………………………………………………….3
3.Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста ……………………..5
4. Заключение……………………………………………………………………...7
5. Список используемых источников…………………………………………... 8
6. Приложение № 1. «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников (4-5 лет)» ……………………………………………………………………………………9
7.Приложение № 2. Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказку» для детей 4-5 лет …........................................................................................................................... 21
Введение
В нормативных документах, как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Концепция дошкольного воспитания, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос о познавательном развитии детей. Согласно ФГОС ДО, регламентирующему образовательную деятельность дошкольной образовательной организации, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область, что позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. Проблема формирования познавательного развития в дошкольном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Поднимаются вопросы использования различных методов по активизации познавательного интереса воспитанников, педагоги делятся опытом использования определенных средств, для развития познавательного интереса воспитанников. Также с целью организации познавательного развития ребенка педагоги предлагают различные виды детской деятельности. В целом можно отметить, что данная проблематика является актуальной для педагогов дошкольного образования.
Основная часть
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому родители спешат, как можно раньше начать его обучение. Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Понятие, означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала. Все занятия проводятся с использованием дидактических, развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений.
Цель:
- создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр, обучение детей навыкам основных мыслительных операций:
- сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д.
Задачи:
- использовать в работе игровые технологии в обучении элементарно математических представлений для детей дошкольного возраста;
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению;
- приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Современные дети среднего дошкольного возраста куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Остаётся один выход – игра. Игровая деятельность привлекала дошкольников во все времена, и в этом плане ничего не изменилось в наши дни!
К счастью, формирование элементарных математических представлений вписывается в любое игровое действие. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес к игре появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – мы, взрослые, должны организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, и особенно, если наша цель в этих играх - формирование элементарных математических представлений. Без наглядности, без большого количества атрибутов, в данной ситуации не обойтись.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие и интеллектуальные способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Без образовательного процесса в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – игра!
Вашему вниманию, я предлагаю игры по познавательному развитию ФЭМП (Приложение №1).
- Игры на количественные представления.
- Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.
- Игры на ориентировку в пространстве.
- Игры на временные представления.
- Игры на сравнение величин.
Заключение
В современной России система образования пришла к выводу, что преподавание математических знаний во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит ребенок в дошкольном возрасте.
Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»
Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.
Список используемых источников
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1985.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет – М.: Сфера, 2020.
3.Помораева И.А, Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа. Изд. «Мозаика-Синтез» 2019 год.
4. Тугунцева Т.С. Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. Науч. – практ. Конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
Приложение № 1
«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников (4-5 лет)»
Игры на количественные представления.
«Сделай столько же движений»
Цель: Учить считать до 5; Упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
«Не ошибись»
Цель: Упражнять в сравнении и счете.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку и запомнить сколько грибов съедобных, а сколько мухоморов (С – 3, М – 2). Дети закрывают глаза, воспитатель меняет картинку и спрашивает, столько же грибов или что-то изменилось (С – 2, М – 3)
«Собери ягодки»
Цель: Учить различать равенства и неравенства групп
предметов путем подкладывания одного предмета под другой;
Упражнять в счете до 5.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Вини-Пух приходит с корзиной, имитирует сбор ягод и говорит при это: - «Одну ягодку беру, на вторую смотрю, Третью примечаю,
А четвертая мерещится.». Вини-Пух здоровается с детьми, хочет с ними поиграть. Вини-Пух на каждый зеленый листик накладывает красную ягодку, но при этом иногда ошибается. Дети исправляют его ошибки. Затем воспитатель снимает каждую ягодку с листика и кладет ни нижнюю полоску под листик; обращает внимание детей на расположение и соотношение ягод и листиков, их количество.
«Веселая гусеница»
Цель: Упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Ребята, послушайте загадку.
Волосата, зелена,
В листьях прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. Гусеница
Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.
«Какое число рядом»
Цель: Упражнять в определении последующего и
предыдущего числа к названному.
Возраст: 4-5 лет
Описание игры:
Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
«Не зевай!»
Цель: Закреплять знание счета от 1 до 5.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 5. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.).
«Раз, два, три - ищи!»
Цель: Учить детей собирать пирамидки, одновременно считая кольца. Пирамидки каждого цвета.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на столе 2-3 пирамидки, перемешивая колечки. Затем, предлагает детям собрать пирамидки, считая сколько у них колечек, приглашает по очереди каждого ребенка.
В конце можно прочитать стишок
Я собираю пирамидку,
Как нелегко её собрать!
Колечек много разноцветных —
Один, два, три, четыре, пять.
Надену первое — большое.
Так трудно стержень мне поймать!
Теперь ещё одно, но меньше,
Осталось — три, четыре, пять.
Потом пришёл мой брат Кирюша,
Спросил: «Тебе помочь собрать?»
Колечки вместе мы надели,
Теперь их стало ровно пять.
«Праздник в зоопарке»
Цель: Учить сопоставлять число и количество предметов.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель раздает каждому ребенку по мягкой игрушке.
Говорит, что животные живут в зоопарке и их нужно «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).
«Помоги цыплятам»
Цель: Учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы
курица с цыплятами, на другой картинке – утка с утятами. Воспитатель спрашивает: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но они не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят.
Считают количество тех и других.
«Божья коровка»
Цель: Закреплять знание счета от 1 до 5; Развивать внимание и память; Формировать интерес к раскрашиванию.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Ребята, послушайте загадку
Очищают воздух
Создают уют,
На окнах зеленеют
Круглый год цветут. Цветы
Правильно, а вот еще одна загадка
В чёрных точках красный плащ
Носит жук. Растеньям — страж.
С вредной тлёй воюет ловко
Это… Божья коровка
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована божья коровка
на цветке» «Ребята, посмотрите, божья коровка с черными пятнышками,
а у ваших жучков нет пятнышек, раскрасьте их и нарисуйте своим божьим
коровкам по пять пятнышек. Цифру 5 напишите в клеточке внизу листочка».
«Найди цифру»
Цель: Упражнять детей в умении считать, ориентироваться в цифрах; Учить соблюдать числовой ряд; Развивать внимание, память и мышление.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Воспитатель
Ребята, посмотрите, в комнате повсюду размещены цифры, вы должны их найти. Даете мне цифру, находите на столе такую же маленькую цифру и прикрепляете ее на магнитную доску, соблюдая числовой ряд. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются.
Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.
«Составь предмет»
Цель: Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры.
Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Можно объединить составленные силуэты в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.
«Украсим коврик»
Цель: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры.
Воспитатель говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике).
«Соберем бусы»
Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру.
«Узнай и запомни»
Цель: Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм.
Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает карточку с изображением треугольника (круг, квадрата), кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.
«Найди свой автобус»
Цель: Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и
т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями. Воспитатель-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «Скорее в автобус» дети находят сбой автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
«Куда идет зайка?»
Цель: Закреплять знание геометрических форм; Учить
разбираться в схеме, отмечать пройденные этапы; Развивать внимание и
мышление.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришел зайчик и просит помощи, он
заблудился, не знает, как попасть домой. У зайчика есть карта – схема, но он такую схему не понимает, потому что не знает, как называются геометрические фигуры, А мы знаем? Поможем зайчику? Дети вместе с воспитателем разбирают схему, воспитатель просит показывать и называть геометрические фигуры, которые нарисованы в схеме.
«Какие бывают фигуры»
Цель: Знакомить детей с новой формой – овалом; Упражнять в узнавании прямоугольника, треугольника.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям
квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
«Наклей фигуру»
Цель: Закреплять представление о геометрических фигурах; Развивать внимание, мышление и память.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям наклеить геометрические
фигуры в определенном порядке: «Загадывается загадка, вы молча берете
«фигуру отгадку» и наклеиваете на листочек, кто ошибется, тот будет выполнять поручение фанта»
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. Круг.
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины,
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! Треугольник
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… Овал
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… Квадрат
Вы подумайте, скажите …
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. Прямоугольник
Игры на ориентировку в пространстве
«Мишка спрятался»
Цель: Учить ориентироваться на определенные предметы; Развивать зрительное внимание и память.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно найти место, где спрятаться. Воспитатель ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается возле
отдельных предметов: «Вот шкаф. Он большой, мишка, наверное, не залезет. Это полка, в ней много книг мишке будет тесно». Наконец находит подходящее место - обязательно открытое, расположенное на уровне глаз ребенка. Воспитатель сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши,
и педагог спрашивает, кто может найти игрушку. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрягать мишку. При повторе игры мишку прячут в другое место и комнату обходят по другой стороне.
«Картина»
Цель: Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель говорит: Ребята, сейчас мы будем делать красивую картину: я - на большом листе, закрепленном на доске, а вы - на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть, что я делаю и повторять. Сначала наклеиваем внизу полоску земли, наверху солнце и облака. Внизу листа дом и мальчика. В случае необходимости воспитатель помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, вниз).
«Расскажи про свой узор»
Цель: Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: У детей на столах картинки ковриков с узором. Дети рассказывают, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу – овал и т.д. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию.
«Встань на место»
Цель: Упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Валерия подойди ко мне, Захар, встань так, чтобы Саша был сзади тебя. Варвара встань перед Марьяной» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Справа как слева»
Цель: Упражнять в умении ориентироваться на листе
бумаги.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Матрешка, но она
очень торопилась и забыла дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки.
«Кто, куда пойдет и что найдет»
Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве; Развивать внимание, мышление и память.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель предварительно разлаживает в разных местах
предметы или игрушки. Заходят дети, воспитатель дает поручение каждому ребенку: «Егор, найди зайчика», ребенок находит зайчика под большим стулом и говорит об этом воспитателю и т.д. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает найти предмет и задает наводящие вопросы.
Игры на сравнение по величине
«У кого хвост длиннее?»
Цель: Упражнять детей в умении сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Шум за дверью. Появляются игрушки: слоненок, зайчик,
медведь, обезьяна. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Медведь предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Вместе с воспитателем они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь
соответствующей терминологией: длинный – длиннее, широкий – шире, узкий – уже и т.д.
«Семейство ёжиков»
Цель: Учить соотносить предметы по величине; развивать мышление.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья
ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни домов, ни деревьев (предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой от большого к меньшему). Вдруг, папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас».
«Украсим коврик»
Цель: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель говорит: «Ребята, у вас на столиках лежат
листочки, это салфеточки, давайте их украсим и подарим мамочкам. Четыре больших квадрата мы наклеим в углы. Короткие полоски – одну наклеим сверху, вторую – снизу. Длинные – слева и справа, посередине кружок побольше – это будет серединка цветочка. Кружочки, которые поменьше наклеим вокруг серединки.
«Новогодние ёлочки»
Цель: Учить детей группировать предметы по величине; развивать внимание и мышление.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель говорит о том, что скоро праздник Новый год и ребятам надо украсить ёлочки. Сначала наклеиваем большую ёлочку, затем – маленькую, большую ёлочку украшаем большими шарами, а маленькую – маленькими шарами.
«Наши мячики»
Цель: Учить сравнивать предметы по величине; развивать внимание; формировать интерес к раскрашиванию.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель читает загадку.
Разноцветный колобок,
Он тебе подставит бок,
Он и боли не боится,
Любит прыгать и катиться!
Кто же весело так скачет? -
Мой веселый круглый... Мячик
Правильно, посмотрите, художник вам нарисовал мячи, но забыл их раскрасить. Вам нужно самим потрудиться. Но, есть условие, что большой мяч должен быть синий, а маленький – оранжевый. Если кто-то ошибется – будет выполнять пожелание фанта.
«Величина»
Цель: Учить сравнивать предметы по величине; развивать внимание.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости Царица Математика, ей очень нравится, что вы умные, но она хочет, чтобы вы выполнили задания. Сейчас мы рассмотрим картинки и выполним задания.
Игры на временные представления
«Наш день»
Цель: Закрепить представление о частях суток; Учить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы
производит различные действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала. Когда мы ложимся спать?
Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
«Когда это бывает»
Цель: Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать активную речь, внимание.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько
картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о том, что на ней нарисовано. Затем опять крутят стрелку и тот, на кого она указала, угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
«Назови пропущенное слово»
Цель: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем. Дети называют пропущенное слово. - Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой… - Днем ты обедаешь, а ужинаешь…
«Светофор»
Цель: Закреплять представления детей о времени суток.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, например, "Кончилось утро, наступила ночь". Дети должны поднять красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются. Вечером родители вас забирают из детского сада.
«Утром мы ложимся спать», «Ночью любим поиграть», «Ночью мы идем гулять», «Утром мы идем в детский сад», «Днем мы завтракаем».
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня", "завтра"
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Дети стоят вокруг воспитателя, воспитатель бросает мяч по
очереди всем играющим и говорит: "Мы лепили. Когда…". Поймавший заканчивает фразу, то есть отвечает на вопрос "когда?"
Мы пойдем гулять… (сегодня)
Мы навещали бабушку… (вчера)
Мы будем читать книгу… (завтра)
«Загадки»
Цель: Учить отгадывать загадки о временах года.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: Воспитатель загадывает детям загадки. При правильной отгадке, открывает слайд на мультимедиа – проекторе. Вместе с детьми рассматривают слайды.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
Приложение № 2
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников 4-5 лет
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: совершенствование навыков счета в пределах 5.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать формировать умение отвечать на вопросы «сколько», «который по счету»;
- упражнять в счете предметов на слух, формировать умение соотносить количество предметов с числом;
- закреплять умение считать от 1 до 5;
- закреплять знание геометрических фигур.
Развивающая:
Развивать внимание, фантазию, память, логическое мышление.
Воспитательная:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения, уважение друг к другу, желание прийти на помощь, умение работать в группе.
Методы и приемы: словесные – рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, объяснения, поощрение; практические – игра, игровые задания; наглядные – демонстрация игрового и дидактического материала.
Оборудование: Фигурки сказочных героев (мышка, лягушка, зайка, лиса, медведь), мячик, бубен, клей; раздаточный материал: геометрические фигуры, счетный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня на занятии мы совершим путешествие в сказку. Отгадайте, какую?
Что за домик на опушке
Дал приют лисе, лягушке,
Зайке, волку и мышке-норушке?
Из трубы идет дымок
Этот домик… (теремок)
- Напомните, как начиналась эта сказка? (… Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок…)
- Кто прибежал первым к теремку? (мышка-норушка)
2. Основная часть
Дидактическая игра «Помоги мышке» (соотнесение количества предметов и цифры)
Зашла мышка в теремок, а там беспорядок: игрушки мячики все раскиданы.
-Поможем мышке навести порядок?
-Надо в каждую коробку положить столько количество игрушек и вещей, сколько обозначает цифра на коробке. На столах лежат карточки с изображением разного количества мячиков, игрушек. Предложить детям собрать такое количество предметов, которое указано на коробочке.
- Молодцы, помогли мышке навести в теремке порядок!
А в это время скачет мимо теремка лягушка-квакушка
Дидактическая игра «Сосчитай звуки» (счет на слух)
- «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- «Я мышка-норушка, будешь со мной жить?»
- «Да, буду, я люблю танцевать»
- Дети, потанцуем с лягушкой?
- «У меня есть бубен. Сейчас я буду в него бить, а вы слушайте внимательно, считайте и прыгайте как лягушка столько раз сколько раз я пробью в бубен» (воспитатель ударяет в бубен от 1 до 5 раз, дети считают и прыгают)
- Стали они жить вдвоем.
Дидактическая игра «Правильный счет» (прямой и обратный счет)
Идет мимо теремка зайчик
- «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- «Я мышка-норушка, я лягушка –квакушка, а ты кто?»
- «Я зайчик-побегайчик. Пустите меня к вам жить, я играть буду с вами».
- Ребята, зайка хочет с вами поиграть.
Дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем ведущий бросает мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
- Стали жить втроем: мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайка-побегайка и пели такую песенку:
Физминутка
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули, потянули
Покрутили, покрутили,
Постучали, постучали и открыли!
Дидактическая игра «Собери бусы» (порядок цифр при счете)
- Бежит мимо теремка лисичка-сестричка.
- «Кто, кто в теремочке живет?».
- «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик. А ты кто?»
- «Я лисичка-сестричка Горе у меня. Были у меня бусы, да ниточка порвалась, они и рассыпались. Вы можете мне помочь?»
Дети достают из мешочка по одной бусине. Бусины 4-х цветов. На каждой бусине цифра 1-5.
- Дети, которым достались красные бусы, собираются вокруг одного стола, которым достались желтые – вокруг другого и т.д.
- Задача – приклеить на ниточку бусины по порядку номеров.
- Зря ты, лиса, волновалась. Вот и готовы твои бусы. Жалко стало лису животным, пригласили они ее жить вместе в теремке.
- Ребята, сколько жителей стало в теремке? (Ответ детей - 4)
Дидактическая игра «Домик для медведя из геометрических фигур»
Вдруг идет медведь косолапый, увидел теремок и заревел во всю мочь
- «Кто, кто в теремке живет? Я тоже хочу с вами жить!» А звери ответили:
- «Теремок маленький, не поместишься медведь. Мы лучше тебе другой теремок построим».
- Поможем для медведя построить теремок?
- Дом для медведя мы будем строить из геометрических фигур. Подходите к столам, доставайте из конвертов фигуры, рассмотрите их. Давайте вспомним, как они называются.
- Попробуйте сложить из всех фигур домик для медведя. Постарайтесь построить разные домики.
(Дети выкладывают дома для медведя из геометрических фигур. Вопросы для детей: Какой формы дом? Какой формы крыша? Какой формы окно? Какой формы труба?)
- «Понравились мне дома, так и быть, не буду ломать ваш теремок»
- Вот и закончилось наше путешествие.
3. Заключительная часть
- В какой сказке мы сегодня побывали?
- Сколько стало жить в теремке? (4)
- Кто же был первым, кто поселился в теремке?
- А лягушка-квакушка была какой? (второй)
- А каким был зайка-побегайка? (третьим)
- И наконец, четвертой была? (Лиса).
Спасибо! Все ребята – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе по ФЭМП на тему: «В гости к зайке».
Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе.Конспект НОД на тему: «В гости к зайке».На занятии использованы следующие инновационные технологии:-Развивающие игр...
Учебно-методическое пособие по ФЭМП. Элекронная игра" Задачки от Смешариков"
Электронная игра...
Методическое пособие для развития речи НООД "Познание" (ФЭМП)
Методическое пособие для развития речи НООД "Познание" (ФЭМП)...
Занятие по ФЭМП «Путешествие в математику». (для воспитанников младшей группы) (разработано на основе методического пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», занятие «Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник»)
Занятие по ФЭМП «Путешествие в математику».(для воспитанников младшей группы)(разработано на основе методического пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», занятие «Число 3. Большая, ...
методическое пособие по ФЭМП "Магнитная математика"
Всем известно, что любой процесс обучения детей легче всего проходит в игровой форме. А если игра новая , то интерес к ней в разы увеличивается. Поэтому для своих ребят я придумала игру на развитие сч...
Методическое пособие по ФЭМП для детей старшего возраста "Математический каламбур"
Название: «Математический каламбур» Автор: Н.В. Кузнецова, И.А. Хаирова Цель: Развивать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, ориентировке в пространств...
Методическое пособие по ФЭМП с использованием технологии лэпбука Лэпкуб: «Чебурашка в мире математики» (авторская разработка)
Пособие преднозначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста....