Картотека игр на коррекцию детских страхов
картотека (старшая группа)
ВВЕДЕНИЕ
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Но надо отметить, что по своей сути страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.
Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но Мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхам и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими страхами.
Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним. Предлагаю Вам следующие игры для коррекции детских страхов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
КАРТОТЕКА ИГР
НА КОРРЕКЦИЮ СТРАХОВ
подготовила студентка группы №4203 специальность Дошкольное образование
Юрганова Инна Дмитриевна
Руководитель: Коняева Г.А.
Дальнегорск 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Но надо отметить, что по своей сути страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.
Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но Мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхам и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими страхами.
Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним. Предлагаю Вам следующие игры для коррекции детских страхов.
- Игра «Пчелка в темноте»
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
- Игра «Живая шляпа»
Цель: объяснение относительности страха посредством групповой игры.
Ход игры: детям предлагается поиграть в игру «Живая шляпа», где они являются активными участниками. Психолог (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у …… (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (психолог перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться. Психолог (делает испуганное выражение лица): «Ой, что это?!» и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Психолог продолжает. Это была не просто шляп она двигалась! Психолог, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, конечно же, испугались (психолог просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».
- Упражнение «Маленький храбрец»
Цель: коррекция эмоции страха.
Описание: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.
Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите. что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор. Пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.
- Упражнение «Воспитай свой страх»
Цель: коррекция эмоции страха.
Описание: как и в предыдущим упражнении, проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, психолог предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.
- Игра «Рыбаки и рыбка»
Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости.
Ход игры: из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.
- Игра «Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Ход игры: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно психолог должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Психолог проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5 – 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
- Игра «Страшные маски»
Цель: коррекция страхов.
Ход игры: Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
- Игра «Храбрые черепашки»
Цель: на преодоление страха темноты, нападения, неожиданных воздействий.
Ход игры: Выбираем «павлина», остальные – «черепашки». Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин дотронуться до рук, «клюнуть», а черепашки – вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.
- Упражнение «Качели».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.
Описание: Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.
- Игра «В темной норе»
Цель. Снятие страха перед темнотой.
Ход игры: В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 – 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция детских страхов
В материале изложены теоретические основы возникновения и диагностики детских страхов, а так же коррекционные игры, используемые для преодолнения страхов у детей дошкольного возраста....
Коррекция детских страхов (дошкольный возраст)
По мнению специалистов-психологов, занимающихся проблемой детских страхов (Захаров А.И., Ковалёв В.В.) для большенства детей дошкольного возраста характерно наличие тех или иных страхов.Часто у малень...
Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).
В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы с ними, описываются игры и игровые упражнения....
«Коррекция детских страхов».
Повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии ....
Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...
Картотека игр коррекция детских страхов
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоциональ...