Опыт работы «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Выступление на ГМО по теме "Воспитание нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_dobrye_chuvstva_ne_vospitany_v_detstve.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»
В.А.Сухомлинский
Нравственность - это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования- ФОП ДО.
Главная цель федеральной программы дошкольного образования –
разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В основе работы должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.
Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. (ФОП ДО. Рабочая программа воспитания. п.29.1).
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
• жизнь,
• достоинство,
• права и свободы человека,
• патриотизм,
• гражданственность,
• служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
• высокие нравственные идеалы,
• крепкая семья,
• созидательный труд,
• приоритет духовного над материальным,
• гуманизм,
• милосердие,
• справедливость,
• коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение
• историческая память и преемственность поколений,
• единство народов России
Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей.
Одним из направлений воспитания, которые предусматривает ФОП ДО, является духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как жизнь, милосердие, добро.
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.
Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Нравственно-воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы помочь детям насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости.
Художественная литература - решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу Тимашевску у детей дошкольного возраста».
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу Тимашевску в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста
Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....
Опыт работы "Формирование патриотических чувств через реализацию проектов"
Воспитание патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Огромные изменения произошли за последние годы в нашей стране и странах, близ...
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...
ОПЫТ РАБОТЫ Формирование гражданских чувств у дошкольников в процессе знакомства с Великой Отечественной войной.
«У страны должны быть герои,и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которыхсегодняшние поколения могли бывоспитываться и воспитывать своихдетей. Это очень важно!»...
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»
Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...
Опыт работы по реализации основной образовательной программы «Миры детства: конструирование возможностей»
Опыт работы по реализации основной образовательной программы «Миры детства: конструирование возможностей»...