Проект по формированию финансовой грамотности «Мы маленькие финансисты»
проект (подготовительная группа)

 Базарова   Светлана Евгеньевна

Долгосрочный проект.Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_finansisty.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Проект

по формированию финансовой грамотности

«Мы маленькие финансисты»

Симпатичная девочка-предприниматель, сотрясающая копилку - векторный клипарт

                        Подготовила:

Базарова С.Е. воспитатель

Актуальность проекта

Что такое деньги? Откуда они берутся и зачем они нужны, мы взрослые знаем, а знают ли дети? Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Нередко   родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков, устраивают истерики.

Для начала необходимо чётко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-6 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  • сформировать первоначальные представления об основах финансовой   грамотности;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • обогатить   словарный    запас  дошкольников   основными    финансово-экономическими  понятиями, соответствующими их возрасту.
  • создать условия для формирования элементарных экономических знаний у

детей.

Для родителей:

-Вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Этапы реализации проекта:

1 этап — подготовительный: постановка цели и задач, изучение методической литературы, подбор пособий для практического   обогащения проекта, создание развивающей среды по теме проекта, информирование родителей о планировании работы с детьми по    проекту   «Мы   маленький финансисты».

2этап—основной: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап — заключительный: обобщение  результатов работы по реализации проекта «Мы   маленький финансисты» в форме совместной деятельности детей и родителей.

Наша  копилка: Лэпбук «Финансовая грамотность» ;

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип целенаправленности.        

Ожидаемые результаты

  • приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать  разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • осознают разницу между желаниями и потребностями, понимают, что деньги зарабатываются трудом;

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Мероприятия в рамках реализации проекта

№ п/п

Содержание работы

Сроки

I этап – подготовительный

1

Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах по финансовой грамотности?»

Сентябрь

2

 Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Беседа с родителями.

Сентябрь

3

Привлечение родителей к пополнению уголка «Юный экономист»

Сентябрь

II этап – основной

1

Составление перспективного плана проведения занятий по финансовой грамотности воспитанников

Сентябрь

2

Создание памятки для родителей: «Как можно сэкономить деньги в семье?»

Октябрь

3

 Разработка конспектов занятий с использованием раздаточного материала

Ноябрь

4

Применение в работе с детьми сборника игр

Ноябрь

5

Информационная папка- передвижка для  родительского уголка «Должен ли ребёнок иметь карманные деньги»

Декабрь

6

Чтение  художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием) народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, сказки).        

Январь

7

Конкурс рисунков «Профессии родителей»

Январь

8

Консультация для родителей ««Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»- информировать, как с помощью игр учить детей основам финансовой грамотности, дать несколько примеров игр

Январь

9

Оформление фотовыставки «Деньги бывают разные»

Февраль

10

Домашнее задание – конструирование из бумаги- оригами «Кошелёк».

Март

11

Оформление фотоальбома «Профессии родителей»

Март

12

 Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат).

Апрель

III этап – заключительный

1

 Презентация  проекта

Апрель

2

Просмотр  мультфильма «Азбука финансовой грамотности».

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&fe ature=emb_title

май

В конце реализации проекта у детей сформировались следующие понятия и представления:

  • Деньги        не        появляются        сами        собой,        а        зарабатываются.        Получили  представления о том, что зарплата – это плата за труд.
  • Сначала  зарабатываем– потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  •         Деньги любят счет (имеют представление о денежных знаках (монета,  купюра) России.
  • Финансы нужно планировать (имеют представление, что такое семейные доходы и расходы).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети знают элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети осознают, что главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Данное направление положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, быть более бережливыми, творчески подходят к решению игровых задач.

Список использованной литературы

1.Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях» - Москва,2018 г.                                                         2.Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная  программа

«Азы финансовой культуры для дошкольников», ВИТА-ПРЕСС, 2019                                                   3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях  «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».                                                                                                                                       4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»                                                                                                                                  5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».                                                                                                                                       6.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности Маленький финансист

Проект по формированию финансовой грамотности Маленький финансист...

ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности «ЮННЫЙ ФИНАНСИСТ»

ВведениеПроект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;при...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:Формировать основы финансов...

Проект по формированию финансовой грамотности «Мы маленькие финансисты»

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий ...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развиваю...