Эвритмическая гимнастика
методическая разработка

Телегина Екатерина Петровна

Мастер-класс для педагогов, музыкального руководителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_evritmicheskaya_gimnastika.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

МАСТЕР – КЛАСС

«Эвритмическая гимнастика»

Разработал:

музыкальный руководитель,

Телегина Екатерина Петровна

 

 

 

г. Нягань

 «Эвритмическая гимнастика»

Мастер-класс для педагогов, музыкального руководителя

Разработал: музыкальный руководитель, Телегина Екатерина Петровна

Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

  Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

•        формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

•        развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

•        коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

•        улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

•        расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

•        формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

  В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собраннности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.

 Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание – прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

  Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно – педагог обозначает только начало каждой части.

   Разминку выполняют одновременно все дети.  

    При выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер упражнений, их специфику. Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Следует помнить: с возрастом вкусы меняются, соответственно меняется и излюбленный репертуар. В музыкальном сопровождении следует учитывать временные интервалы занятия.

  В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр), пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать);

затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением);

на дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.

    Аэробику (комбинации базовых шагов) вводим через месяц после начала занятий. Когда дети освоят основы ритмической гимнастики и аэробики даются задания на фантазию.

   После разучивания гимнастических упражнений, танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему (например, передача характера движений животного) или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

   Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки», или «стоп-упражнения». Для развития мелкой моторики применяется пальчиковая гимнастика и жестовые игры. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти», «вымыть руки», «надеть перчатки», «человек-оркестр», «танец рук», «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.

    По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.

  Общеразвивающие упражнения в эвритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной частей. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой. В основной части предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.

   В начале все упражнения выполняются стоя. Затем идут бег и серия прыжков самых различных видов. Хорошо использовать танцевальные связки. Самое главное, чтобы интенсивность этой части была намного выше подготовительной. После одного-двух дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основная часть комплекса продолжается сидя и лежа на полу. Такое положение очень удобно для выполнения упражнений, укрепляющих мышцы живота, ног, туловища, рук. При этом уменьшается вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги. Каждый комплекс заканчивается упражнениями на дыхание, расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Во время гимнастики необходимо все время напоминать детям об осанке и дыхании. И не забывать, что нашими спутниками должны быть улыбка и доброжелательные замечания.

   Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмической гимнастикой приносили положительный результат.

   Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность слышать и видеть преподавателя.

    На занятиях желательно создать ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации к занятиям эвритмической гимнастикой.

    Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день: зима – бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам т.д.; весна – перепрыгивание через ручейки; осень – сбор урожая; лето – бег по траве, дыхательные упражнения и т.д.

    Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.

  Примерное содержание занятия эвритмической гимнастикой.

                                                     Ход

Дети двигаются свободно по залу,  под умеренную музыку, но стараясь не сталкиваться друг с другом.

-Ребята давайте послушаем как бьется наше сердце (для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца. По предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.)

-Ребята, мы послушали как бьется наше сердце, как ритмично оно работает, становитесь в круг будем выполнять разминку –рифмовку «Продолжи».

-Я буду отстукивать вместе с вами куплет песни, а вы будете продолжать припев, но уже без меня.

( «Песенка про осень» Вихарева)

А еще ритмикой очень любит заниматься пес-Бобик, давайте выполним ритмику для Бобика.

-Повернулись направо, раз, два. Шагом марш! (дети идут по залу и отстукивают ритм) Через центр зала тройками марш. Кругом, прыжком раз.

Игровой тематический цикл «Ритмика для Бобика»

1 проигрыш – разминание стоп носочки, пяточки, носочки.

1 куплет: приставной шаг вправо, влево.

                 поочередное поднимание рук: на пояс, плечи, вверх;

                 опускание рук: на плечи, на  пояс, вниз.

Припев: Прыжок, ноги на ширине плеч, руки вверху, вращение кистями.

               Руки в стороны, движение с ноги на ногу, изображаем «качку».

               Поворот вправо, влево, сгибаем ногу в колене, руки вдоль туловища, кисти

               смотрят вниз (пингвин).

2 куплет: Ноги вместе при наклоне в стороны изображаем зайца, вернувшись в и.п.

                приседаем.

               Изображаем попугая, поворот туловища в стороны, руки согнуты в локтях, кисти

               с растопыренными пальцами.

               «Пиджачок» руки на ногах, развернули плечи, свернули плечи.

                Растирание ладошек сверху вниз, ноги вместе, переминание с ноги на ногу.

3 куплет: «Распашонка» нога в сторону на пятку, одна рука на поясе, другая вытянута в

                сторону.

               «Гармошка» ноги вместе, руки на поясе, движение из стороны в сторону сначала

               носки, потом пятки и обратно.

               Переминание с ноги на ногу, руки поднимаются через стороны вверх, вращение

               кистей.

               Хлопки из стороны в сторону: вверху, посередине, внизу.

Проигрыш: Покажем хвостик движение тазом из стороны присели в сторону.

               Добавляем голову смотрим на хвостик.

Наклоны головы из стороны в сторону вместе с пружинкой.

-Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отгадку говорить нельзя, а можно только показать.

1.Гребешок аленький,

   Кафтанчик рябенький,

   Двойная бородка,  важная походка

   Раньше всех встает

   Голосисто поет. (Петушок)

2. Прыг-скок,

    Прыг-скок

    Длиноушко белый бок.  (Заяц)

3. Хвост пушистый, шерсть ярка,

    И коварна, и хитра

    Знают звери все в лесу

    Ярко – рыжую … (Лису)

4. Он в дупло засунул лапу

    И давай рычать, реветь.

    Ох, какой же ты сластена

    Косолапенький …. (Медведь)

5. Летом на болоте

    Вы ее найдете.

   Зеленая квакушка

   Кто это ?  (Лягушка)

В небе, в небе синева

(руки вверх)

Мы шагаем раз и два

(отстукивание ритма в ладоши)

Солнце выше, выше, выше

(поднимание рук вверх)

А ребята тише, тише

(присели)

Вдох, выдох, вдох, выдох

(встали, руки вверх и вниз)

В небе, небе синева

В группу нам идти пора.

(отстукивание ритма в ладоши).

-Повернулись направо, за направляющим в обход по залу марш. (дети идут по залу и отстукивают ритм в ладоши и уходят в группу.)

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект эвритмической гимнастики в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

В данном конспекте представлен игровой тематический цикл "Ритмика для Бобика, выполнение упражнений с речетативами для развития речевой моторики, чувства темпа, ритма движения....

Эвритмическая гимнастика

Комплексы упражнений для эвритмической гимнастики....

Эвритмическая гимнастика для дошкольников

ЭВРИТМИЯ (с греч. – «прекрасный ритм», «прекрасное движение»)  Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмиче...

Консультация для воспитателей «Эвритмическая гимнастика для дошкольников»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....

Эвритмическая гимнастика

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекра...

«Эвритмическая гимнастика, как средство формирования двигательной культуры и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разра...

"Эвритмическая гимнастика для дошкольников"

Консультативный материал для педагогов коррекционных групп....