Три спаса
проект (подготовительная группа)
Земля русская богата праздниками, и каждое время года по-особому любимо нашими предками. «Лето – зиму кормит» гласит народная мудрость. Ведь урожай, который бережно обрабатывали и собирали в летнее время, гарантировал нашим прадедам сытую зиму.
В последний месяц лета православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса: Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).
«Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают».
В народе есть свое объяснение названию праздника – в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого спаса августа своя история и даже свои праздничные угощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Три спаса | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Земля русская богата праздниками, и каждое время года по-особому любимо нашими предками. «Лето – зиму кормит» гласит народная мудрость. Ведь урожай, который бережно обрабатывали и собирали в летнее время, гарантировал нашим прадедам сытую зиму. В последний месяц лета православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса: Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый). «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают». В народе есть свое объяснение названию праздника – в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого спаса августа своя история и даже свои праздничные угощения.
Первый Спас – Медовый Получил это название потому, что к этому времени соты в ульях уже наполнены и пора приступать к сбору меда. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, и только после этого пробовали мед и угощали им близких. Маковый Спас, Спас на воде, Мокрый Спас 14 АВГУСТА
Второй Спас - Яблочный С яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Считается так же, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому то в старину и существовал обычай: днем пекли пироги с яблоками, а вечером выходили гулять в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных и близких, а так же предков на кладбище. 19 августа
Третий Спас - Ореховый (Хлебный) 29 августа На третий Спас в церкви святят орехи. И с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. В этот день пекут пироги из муки нового урожая. Кроме этого в этот день происходили ярмарки, где велись торги холстами. «Третий Спас хлеба припас» : главное блюдо праздника испеченный хлеб из муки нового урожая. Считалось, что , если человек отведает от каждого блюда (хлеб, орехи, мед, яблоки), исполнится любое его желание, жизнь будет богатой.
Введение Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал исследовательский метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма. Актуальность
Изучение и возрождение народных традиций; знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми. обогатить знания детей о яблоках, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма. Цель:
Задачи Через праздник "Яблочный Спас «познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа. Учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа; Расширять кругозор детей о яблоках и яблочных продуктах. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Развивать желание делиться информацией, участвовать в экспериментальной деятельности. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию. Воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.
Гипотеза: Данный проект поможет ребенку больше узнать о пользе яблок, о значимости их в организме человека. Яблоки – ценный продукт для детского организма и мы взрослые должны помочь детям узнать как можно использовать яблоки в своем питании.
Вид проекта: исследовательско – творческий Длительность проекта: краткосрочный Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители .
Предполагаемые результаты: В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями: 1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают обряды и обычаи русского народа.) . 2. Развивается познавательный интерес к исследовательской деятельности, 3. Воспитывается бережное отношение к природе.
Этапы работы над проектом: обозначение актуальности и темы будущего проекта 1) Подготовительный постановка цели и задач. работа с методическим материалом по данной теме. разработка планирования по теме проекта информирование родителей о предстоящей деятельности 2) Основной Реализация проекта: беседы, чтение художественной литературы по теме проекта, разучивание стихов, пословиц, загадок. Продуктивная деятельность детей и родителей. Разучивание музыкального репертуара по сценарию праздника. 3)Заключительный а) творческие работы детей на тему: «Яблочный Спас» . б) проведение праздника «Яблочный Спас»
Формы работы: 1)беседа 2)игры, хороводы. 3)художественная литература 4) творческие работы.
Деятельность по осуществлению проекта: Информативная деятельность Беседа «Три Спаса» Беседа «Образ яблока в сказках» Занятие «Секрет яблока» Беседа «Как на Руси в старину праздновался Спас?» Худ. Литература: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Владимир Сутеев – «Мешок яблок» , стихи, загадки, пословицы
Творческая деятельность: - Музыкальные игры, хороводы, песни и частушки о яблоках. - Народные игры: «Карусели» , «Передай яблоко по кругу» , «Собери урожай яблок (по цвету) , «Перенеси яблоко» Игры : - кто больше соберет яблок в корзину, - пронеси яблоко в ложке к этому лукошку. «Яблоки в саду» (рисование), выставка работ родителей и детей на тему «Яблочный Спас»
Исследовательская работа: 1)Рассматривание: яблоко снаружи покрыто кожицей, а основу яблокасоставляет мякоть белого цвета, бывает зеленоватой, желтоватой. Кожица защищает яблоко от порчи и увядания. По форме сорта яблок различают : округлые, яйцевидные, цилиндрические, плоские, полукруглые. 2)проба на вкус: яблоки делятся на сладкие, кислые и кисло- сладкие. Дид . /игра «Различи по вкусу» Экспериментирование: как можно использовать в своем питании яблоки: запекание , сушка яблок, приготовление компота, яблочного пюре, варенья, сока.
Заключение В результате работы над проектом дети расширили свои знания остаринных праздниках, знакомились с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры. Расширились знания детей и о яблоках: яблоки не просто вкусный и сладко-кислый продукт, но и ценный для детского питания. В ходе исследовательской деятельности ребенок собирал и использовал художественную литературу, наблюдал, экспериментировал, задавал вопросы, делал умозаключения и выводы, применял их в творческой деятельности.
Наше творчество
Готовим шарлотку
Приятного аппетита!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 2 мл.группы "Кто как спасается от дождя"
презентация предназначена для детей 3-4 лет. Можно использовать на занятиях по природному миру или ОБЖ....
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
Консультация для родителей «Медовый спас, яблочный спас, ореховый спас».
Материал для родителей....
Фото отчет об участии в акции «Спасем птиц – спасем лес!»
В представленном материале рассказывается о педагогической деятельности с детьми в рамках проведения акции "Спасем птиц - спасем лес"...
Социальная экологическая акция « Чудо – дерево книгами ты пополняй, берёзку и ёлочку этим спасай!» (Развивая, движение Буккроссинга в детском саду, спасаем природу)
Дети приносят прочитанные книги, и оставляет её на полках «Чудо – дерева», тем самым помогают развивать движение БУККРОССИНГа в детском саду. Каждый ребенок понимает, что...
Статья "Первый Спас- Медовый Спас!"
Статья "Первый спас- Медовый Спас!"...
Консультация для родителей "Медовый спас, яблочный спас , ореховый спас."
В древности Спасов было много - хлебный, ягодный, маковый, грибной, яблочный, полотняный, ореховый, капустный, медовый и др. В результате праздника Спаса снискали еще один смысл: Иисус Христос даровал...