«Экспериментируй, играй-развивай познавательную активность младших дошкольников»
презентация
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно познакомиться с объектами неживой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно познакомиться с объектами неживой природы. Проблема: У детей младшего дошкольного возраста не сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами.
Цель : Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков в опытно-экспериментальной деятельности, знаний о правилах безопасного обращения с предметами. Задачи : - Сформировать первичные представления детей об элементарных опытах. - Познакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. - Сформировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.). - Обогащать словарь детей. Предполагаемые результаты: У детей младшего дошкольного возраста сформированы навыки в опытно-экспериментальной деятельности, знания о правилах безопасного обращения с предметами.
Мой проект : Тип проекта: познавательно – исследовательский Вид проекта: групповой. Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020– май 2021). Участники проекта : воспитатели, родители, дети 1 младшей группы (2-3 года). Этапы реализации проекта: Подготовительный этап (сбор методической и художественной литературы по теме, разработка плана мероприятий.) Основной этап (работа с детьми и их родителями) Заключительный этап (фотовыставка «Маленькие экспериментаторы», развлечение «Путешествие маленьких исследователей»)
План работы с детьми Содержание работы Срок исполнения Краски Опытно – экспериментальная деятельность «Разноцветные леденцы» Цель: Повторить названия основных цветов. Дать знания, что при намокании леденцов вода окрашивается. Сентябрь, первая неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Разноцветная салфетка» Цель: Познакомить детей со свойством бумаги — намокает и окрашивается в цвета. Сентябрь, вторая неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Разноцветное молоко» Цель: Учить капать краску из пипетки, наблюдать за смешиванием цветов.
Опытно – экспериментальная деятельность «Получилась радуга» Цель: Учить капать краску в баночку с водой. Продолжать наблюдать за окрашиванием воды. Учить смешивать цвета. Сентябрь, четвертая неделя Бумага Опытно – экспериментальная деятельность «Бумага - разная» Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину). Октябрь, первая неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Бумажные комочки» Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием в шарик, закрепить свойство - бумага мнется. Октябрь, вторая неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Порвем бумагу» Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться. Октябрь, третья неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Мостики из бумаги» Цель: Дать представление о том, что бумага может принимать форму при сгибании и становится прочнее.
Май, первая неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Почему не получился куличик» Цель: Ознакомление со свойствами песка: песок сухой- сыпучий, из него нельзя построить куличики. Песок влажный- не сыпучий, из него можно построить куличики. Май, вторая неделя Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства песка» Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Май, третья неделя Развлечение «Путешествие маленьких исследователей» Цель: Закрепить полученные знания детей.
План взаимодействия с родителями Срок исполнения Содержание работы Сентябрь Ознакомление с темой проекта Октябрь Папка-раскладка «Значение экспериментальной деятельности для детей» Ноябрь Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Декабрь Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Январь Фотовыставка «Я - маленький экспериментатор» Февраль Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира» Март Буклет «Маленькими шагами в мир экспериментирования!» Апрель Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!» Май Фотовыставка «Маленькие экспериментаторы»
Познавательная активность младших дошкольников развивается посредством игротерапии . В игротерапии существует самые разнообразные игры для детей – одни развивают память, другие коммуникативные качества детей, третьи направлены на развитие эмоционально-волевых качеств. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества детей. А теперь рассмотрим следующие игры: «Копилка добрых дел". Описание игры. Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. Предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков (сердечек, сколько добрых дел он сегодня совершил. А также можно предложить родителям, пусть в конце каждого дня их ребёнок положит в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он совершил за каждый день. Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у детей совершать что-то хорошее.
«Ласковые имена» Описание игры. Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька , Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён. Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость.
Цель игротерапии : Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Задачи игротерапии : Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а так же во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности. Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности. Поддержать инициативу детей в познавательной и игровой деятельности.
Используемая литература : 1.“.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г. 2.“Организация опытно- эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г. 3.“Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г. 4.“Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г . 5. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». 6. Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры в детском саду». 7. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности младшая группа»/ МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2016г. 8. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников». 9. Н.В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста» О.Р. Меремьянина «Играя, Я познаю себя и других»/ Барнаул 2004г 10.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом» 11.О.В. Дыбина «Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников»/ Москва 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности младших дошкольников»
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы
Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....
Перспективный план с детьми 2-3 лет «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»
Перспективный план «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»...
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Развитие речевой активности младших дошкольников посредством развития мелкой моторики
В последние годы отмечается, что речь дошкольников не соответствует возрастным нормам, плохо развита. В результате диагностики воспитанников и опроса с анкетированием родителей, возникла необходимость...
Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество
Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....
Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...