Мини-музеи МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда"
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

"Быт Смоленского края"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

ПРИНЯТ на

Педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 28 «Надежда»

______________ В.А.Кузнецова

Приказ  № 89-од  от  31.08.2020 г.

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Быт Смоленского края»

len2.jpg

Авторы-составители:

творческая группа педагогов

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Руководитель:

музыкальный руководитель

Акимова Кристина Сергеевна.

Смоленск, 2020 г.

Содержание

Паспортные данные мини-музея…………..…………………………………………..3

Аспекты музейной деятельности…...…………………………………………………4

Разделы мини-музея, особенности его использования в НОД……………………6

Наполнение музея………………………………………………………………………7

План работы по созданию мини-музея……………………………………………….8

Тематические занятия в мини-музее.………................................................................9


Паспортные данные мини-музея «Быт Смоленского края»

Наименование: мини-музей «Быт Смоленского края».

Авторская группа: ТГ педагогов.

Руководитель: Акимова К.С., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».

Место расположения: мини-музей занимает уголок в музыкальном зале на    2 этаже правого крыла здания МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».

Направленность: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное.

Направление работы: этнография, русское народное творчество.

Цели:

- создание условий для формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю;

- знакомство с культурными традициями, обычаями, бытом, фольклором, праздничным календарем Смоленской области;

- приобщение к родной природе, культуре, традициям Смоленской области;

- осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов;

- создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музея;

- расширение кругозора дошкольников;

- воспитание познавательных интересов и способностей дошкольников.

Задачи:

- включить        детей        и        родителей        в        творческий процесс        по созданию и пополнению мини-музея;

- обеспечить        безопасные,        психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

- раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины;

- знакомить с русским народным фольклором;

- развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики;

- воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Соблюдение принципов:

 - принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства музыкального зала, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок;

- принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста, а также досуги и развлекательные мероприятия, а также для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Педагогические функции музея:

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.

Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре;

Просветительские: формирование умений, навыков, адекватного и осмысленного отношения к получаемой информации.

Формы работы в музее:
  • Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их);
  • Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей);
  • Организационно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея:

изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале смоленской истории и культуры, традиций, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации ООП с позиции ФГОС ДО предполагает следующее:

  • введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам;
  • деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном - творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок);
  • осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы и др.).

Формы деятельности:

-   поисковая;

-   научная;

-   экспозиционная;

-   познавательная.

Формы организации детской деятельности:

1. экскурсия в мини-музей;

2. беседы с детьми;

3. рассматривание иллюстраций и предметов на тему жизни смоленского народа;

4. чтение сказок Смоленской области;

5. рассматривание быта и посуды;

6. заучивание потешек, прибауток, закличек Смоленской области;

7. изучение смоленских песен и танцев;

8. изучение смоленских народных игр;

9. использование смоленского народного костюма в праздниках и самостоятельной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ:

- подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала по предложенной тематике;

- проведение экскурсий для всех возрастных групп детского сада;

- продолжать пополнять музей атрибутами различных сувениров города Смоленска и Смоленской области;

- продолжать собрание коллекций по предложенной тематике.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Для реализации данных задач необходимо привлечь детей и родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды мини-музея «Быт Смоленской области».


Разделы мини-музея, особенности его использования в НОД

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».

«Сами своими руками»

Экспонаты могут быть применены в процессе организации НОД в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие» и др.

«Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи и произведения о декоративно-прикладном искусстве, фольклоре Смоленской области, которые могут быть использованы как в НОД, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе НОД.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ:

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Проведение консультации  с воспитателями

«Мини музей в ДОУ»

Сентябрь 2019г.

Акимова К.С., ТГ педагогов

2.

Проведение бесед о создании музея в группах ДОУ с  родителями

Сентябрь 2019г.

Воспитатели ДОУ

3.

Оформление информации о создании мини-музея на стендах в группах ДОУ

В течение года

ТГ педагогов

4.

Создание картотеки мини-музея

В течение года

Акимова К.С., ТГ педагогов

5.

Совместные   экскурсии  родителей и детей  в музеи

В течение года

Воспитатели ДОУ

6.

Определение темы, название мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения

Август

2020г.

Акимова К.С., ТГ педагогов

Практический этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Создание мини-музея в музыкальном зале ДОУ

Август-сентябрь

2020г.

Акимова К.С., ТГ педагогов

2.

Сбор экспонатов для мини-музея

Август-сентябрь

2020г.

Родители, воспитанники, педагоги ДОУ

3.

Разработка экскурсий

В течение года

ТГ педагогов, воспитатели ДОУ

4.

Пополнение музея экспонатами

В течение года

Родители, воспитанники, педагоги ДОУ

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

11.

Оформление мини-музея:

- паспорта;

- альбома;

- презентации;

- картотеки экспонатов

Август 2020г.

Акимова К.С., ТГ педагогов

2.

Открытие мини-музея в музыкальном зале

Сентябрь

2020г.

Акимова К.С., ТГ педагогов

3.

Экскурсия в мини-музеи по подгруппам

В течение года

Воспитатели ДОУ

4.

Приглашение гостей, родителей

В течение года

Акимова К.С., ТГ педагогов

5.

Разработка различных видов экскурсий для музея

В течение года

Акимова К.С., ТГ педагогов, воспитатели ДОУ

6.

Проведение НОД в мини-музее

В течение года

Воспитатели ДОУ


Наполнение музея

E:\ДС Надежда\Фото-видео ДС\Украшение зала на Святки\IMG_5997.JPGE:\ДС Надежда\Фото-видео ДС\Украшение зала на Святки\IMG_5999.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини – музей «Быт Смоленского края» Творческая группа МБДОУ ДС № 28 «Надежда» Руководитель Томчук И.И .

Слайд 2

Цель: Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Слайд 3

Задачи: 1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея. 2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия; 3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада; 4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей; 5. Формировать чувство любви к родному краю на основе изучения русских народных традиций; 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы; 7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность .

Слайд 4

Наглядность . Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: - макеты деревянных домов; - утварь; - посуда; - национальные костюмы смоленского края; - предметы ремесел ; - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; - дидактические карты. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Слайд 5

Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, родителями воспитанников ДОУ и населения города Смоленска. Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей будет пополняется экспонатами, здесь же будут размещаться работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Слайд 6

Приглашаем Вас в наш музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...