Мини-музеи МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда"
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
"Быт Смоленского края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya_byt_smolenskogo_kraya.docx | 702.69 КБ |
mini-muzey_byt_smolenskogo_kraya.pptx | 858.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТ на Педагогическом совете Протокол №1 от 31.08.2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» ______________ В.А.Кузнецова Приказ № 89-од от 31.08.2020 г. |
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Быт Смоленского края»
Авторы-составители:
творческая группа педагогов
МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
Руководитель:
музыкальный руководитель
Акимова Кристина Сергеевна.
Смоленск, 2020 г.
Содержание
Паспортные данные мини-музея…………..…………………………………………..3
Аспекты музейной деятельности…...…………………………………………………4
Разделы мини-музея, особенности его использования в НОД……………………6
Наполнение музея………………………………………………………………………7
План работы по созданию мини-музея……………………………………………….8
Тематические занятия в мини-музее.………................................................................9
Паспортные данные мини-музея «Быт Смоленского края»
Наименование: мини-музей «Быт Смоленского края».
Авторская группа: ТГ педагогов.
Руководитель: Акимова К.С., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
Место расположения: мини-музей занимает уголок в музыкальном зале на 2 этаже правого крыла здания МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
Направленность: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное.
Направление работы: этнография, русское народное творчество.
Цели:
- создание условий для формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к родному краю;
- знакомство с культурными традициями, обычаями, бытом, фольклором, праздничным календарем Смоленской области;
- приобщение к родной природе, культуре, традициям Смоленской области;
- осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов;
- создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музея;
- расширение кругозора дошкольников;
- воспитание познавательных интересов и способностей дошкольников.
Задачи:
- включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины;
- знакомить с русским народным фольклором;
- развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Соблюдение принципов:
- принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства музыкального зала, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок;
- принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ООД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста, а также досуги и развлекательные мероприятия, а также для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре;
Просветительские: формирование умений, навыков, адекватного и осмысленного отношения к получаемой информации.
Формы работы в музее:
- Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их);
- Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей);
- Организационно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея:
изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале смоленской истории и культуры, традиций, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации ООП с позиции ФГОС ДО предполагает следующее:
- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам;
- деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном - творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок);
- осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы и др.).
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Формы организации детской деятельности:
1. экскурсия в мини-музей;
2. беседы с детьми;
3. рассматривание иллюстраций и предметов на тему жизни смоленского народа;
4. чтение сказок Смоленской области;
5. рассматривание быта и посуды;
6. заучивание потешек, прибауток, закличек Смоленской области;
7. изучение смоленских песен и танцев;
8. изучение смоленских народных игр;
9. использование смоленского народного костюма в праздниках и самостоятельной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ:
- подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала по предложенной тематике;
- проведение экскурсий для всех возрастных групп детского сада;
- продолжать пополнять музей атрибутами различных сувениров города Смоленска и Смоленской области;
- продолжать собрание коллекций по предложенной тематике.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Для реализации данных задач необходимо привлечь детей и родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды мини-музея «Быт Смоленской области».
Разделы мини-музея, особенности его использования в НОД
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».
«Сами своими руками»
Экспонаты могут быть применены в процессе организации НОД в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие» и др.
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и произведения о декоративно-прикладном искусстве, фольклоре Смоленской области, которые могут быть использованы как в НОД, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе НОД.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ:
Подготовительный этап | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | Проведение консультации с воспитателями «Мини музей в ДОУ» | Сентябрь 2019г. | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
2. | Проведение бесед о создании музея в группах ДОУ с родителями | Сентябрь 2019г. | Воспитатели ДОУ | |
3. | Оформление информации о создании мини-музея на стендах в группах ДОУ | В течение года | ТГ педагогов | |
4. | Создание картотеки мини-музея | В течение года | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
5. | Совместные экскурсии родителей и детей в музеи | В течение года | Воспитатели ДОУ | |
6. | Определение темы, название мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения | Август 2020г. | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
Практический этап | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
1. | Создание мини-музея в музыкальном зале ДОУ | Август-сентябрь 2020г. | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
2. | Сбор экспонатов для мини-музея | Август-сентябрь 2020г. | Родители, воспитанники, педагоги ДОУ | |
3. | Разработка экскурсий | В течение года | ТГ педагогов, воспитатели ДОУ | |
4. | Пополнение музея экспонатами | В течение года | Родители, воспитанники, педагоги ДОУ | |
Внедренческий этап | ||||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | |
11. | Оформление мини-музея: - паспорта; - альбома; - презентации; - картотеки экспонатов | Август 2020г. | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
2. | Открытие мини-музея в музыкальном зале | Сентябрь 2020г. | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
3. | Экскурсия в мини-музеи по подгруппам | В течение года | Воспитатели ДОУ | |
4. | Приглашение гостей, родителей | В течение года | Акимова К.С., ТГ педагогов | |
5. | Разработка различных видов экскурсий для музея | В течение года | Акимова К.С., ТГ педагогов, воспитатели ДОУ | |
6. | Проведение НОД в мини-музее | В течение года | Воспитатели ДОУ |
Наполнение музея
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи: 1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея. 2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия; 3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада; 4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей; 5. Формировать чувство любви к родному краю на основе изучения русских народных традиций; 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы; 7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность .
Наглядность . Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: - макеты деревянных домов; - утварь; - посуда; - национальные костюмы смоленского края; - предметы ремесел ; - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; - дидактические карты. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, родителями воспитанников ДОУ и населения города Смоленска. Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей будет пополняется экспонатами, здесь же будут размещаться работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Приглашаем Вас в наш музей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...