«Специфика работы воспитателя по предупреждению и преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р азвитие речи детей в онтогенезе В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций ( гуление , лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка. Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.
Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа: использование аморфных слов; овладение грамматическими категориями. Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи .
А морфные слова-корни (1.3 г-1.10 г) Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте (« би » − автомобиль, едем и т. д .). Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична . Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь , Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов .
Усвоение грамматической структуры предложения Этот большой период начинается с 1 г. 10 мес. и длится до 7 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил . 1.10 м-3 года. Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью . Усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род. Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов . Малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение . 3 года-7 лет. В се реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью . Х арактеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который». Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу .
А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже. 1-й - подготовительный (с момента рождения до года); 2-й - пред дошкольный (от года до 3 лет); 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й - школьный (от 7 до 17 лет).
Подготовительный этап В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого. В 2 месяца появляется гуление , а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи. В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.
Пред дошкольный В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов. С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса . К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.
Дошкольный У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы. Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья. Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых. К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.
Школьный Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.
О собенности нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций Нарушения речи как у взрослых, так и у детей могут быть следствием «неправильного формирования» тех, или иных компонентов психической функции в детском возрасте либо нарушением работы уже сформированной речевой системы вследствие патогенного воздействия на нервную систему человека в более зрелом возрасте . В зависимости от времени возникновения дисфункции, ее характера и интенсивности изменяются симптомы и качество речевых нарушений. Ниже приведены две наиболее распространенные классификации речевых нарушений, используемые в отечественной системе здравоохранения и образования.
Психолого-педагогическая классификация Нарушение средств общения Нарушение применения средств общения Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Заикание Общее недоразвитие речи (ОНР) Алалия Афазия
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений Нарушения устной речи Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте Ринолалия (носовая речь) - нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта периферического отдела речевого анализатора Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) стороны речи при недостаточной иннервации мышц, обеспечивающих речевую функцию Дисфония – нарушение голоса (воспаление голосовых связок – ларингиты) Заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата Алалия – отсутствие или недоразвитие речи из-за органического повреждения мозга до 3-х летнего возраста Афазия – отсутствие или распад речи в результате органического повреждения головного мозга после 3-х лет Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, повтор и пропуск слогов при сохранных грамматическом, лексическом и фонетическом аспектах речи. В чистом виде встречается редко – чаще в составе других речевых нарушений Брадилалия – патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. Чаще встречается в составе других речевых нарушений Нарушения письменной речи Дисграфия – расстройство письменной речи, проявляющееся в специфических часто повторяющихся ошибках Дислексия – недостаточность чтения. Ошибки восприятия букв Дизорфография – невозможность автоматического применения на практике правил языка
Система логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать коррекционно-педагогическую помощь в следующих специальных учреждениях: ясли-сад для детей с нарушениями речи; детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении- логопедические); группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида); государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи; так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида. В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).
Основными задачами работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений являются: коррекция речевого нарушения; подготовка к обучению в общеобразовательной школе; а детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе. Типовым положением определены профили специальных логопедических групп. Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет , сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную группы, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для детей с заиканием могут быть специальные группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные.
С пецифика организации работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи: проведение групповых и индивидуальных занятий по заданию учителя-логопеда с детьми разных возрастных групп, проведение работы по развитию подвижности мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика), развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), работа по автоматизации и дифференциации звуков
Проведение групповых и индивидуальных занятий по заданию учителя-логопеда с детьми разных возрастных групп Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения . В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов: в развитии (коррекции) речи и в развитии (коррекции) внеречевых психических процессов и функций . Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых автоматизмов. В то же время воспитатели берут на себя ведущую роль в процессе формирования внеречевых психических процессов и расширения кругозора детей, обеспечивают условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются. 1.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. 2.Формирование правильного произношения. 3.Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. 4.Развитие навыка связной речи.
Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. В ходе этой деятельности воспитателями организуются как индивидуальные, так и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми . Занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, примерно в 16.00 . Это так называемый логопедический или коррекционный час. Продолжительность коррекционного часа 20-30 минут. Традиционно коррекционный час делится на две части: - коллективные формы работы по изучаемой лексической теме, включающие дидактические игры на пополнение и активизацию словаря; отработку отдельных грамматических категорий, развитие внимания, памяти, мышления, воображения; совершенствование мелкой моторики, координации слов и движений ( логоритмики ); - индивидуальные формы работы по заданию логопеда. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Тетрадь (журнал) взаимосвязи логопеда и воспитателей является обязательной документацией и заполняется ежедневно. В эту тетрадь (журнал) логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включать различные варианты упражнений по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико-грамматических средств языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи, с чем возникли трудности. Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка . Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
Проведение работы по развитию подвижности мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика), развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения бывают динамические и статические. Статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка, лопаточка, иголочка, грибок… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели, маляр, гармошка… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении . 2. Артикуляционную гимнастику выполняют только сидя , так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, плечи расправлены. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. 3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений . Для этого воспитатели могут предложить ребенку воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см). 4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным . 5. Выполняется артикуляционная гимнастика: Так как не все дети одновременно овладевают двигательными навыками и воспитатель должен видеть и проверять правильность выполнения детьми упражнений, поэтому артикуляционную гимнастику проводят как индивидуально, так и небольшими подгруппами (не более 5 человек). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнений, дети усвоили определенные упражнения, можно отрабатывать их со всеми. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. 3.Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук, наличие салфеток. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-10 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Упражнения лучше проводить эмоционально, в игровой форме . Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия могут использоваться картинки - символы, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.
Пальчиковая гимнастика используется во время НОД, музыкальных занятиях, познавательной деятельности. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности. Пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций : 1) способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма); 2) активизируют речевые центры; 3) развивают внимание, память, воображение; 4) создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции. Упражнения для кистей рук рекомендуется осваивать с раннего возраста. С детьми до года родитель или педагог занимается индивидуально. Взрослый произносит строчки стихотворения и на каждую выполняет движение за ребёнка. Оптимальная длительность пальчиковой гимнастики — 5 минут. За это время ребята проигрывают несколько упражнений и делают самомассаж. В старших группах на гимнастику допустимо отвести до 10 минут. Обучение новой пальчиковой игре проводится в медленном темпе, с повтором движений от начала до конца. На первоначальное освоение игры отводится 2–3 минуты.
Работа по автоматизации и дифференциации звуков Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности : автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках , скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: - развитие слуховой дифференциации; - закрепление произносительной дифференциации; - формирование фонематического анализа и синтеза. Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж - ш, с - ш, з - ж, ц - с, ч - т, ч - щ. В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с - з: са -за- са , за- са - са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо - кольсо , ласточка - ластощка и т.д .).
Р азвитие речи детей на других занятиях (математика, рисование и др.) и при проведении режимных моментов Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Н еобходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Д ети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что-либо. Формируют быструю реакцию на слово.
А так же возможна работа по развитию речи через: -индивидуальные и коллективные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей, подготовка к предстоящей продуктивной деятельности; - работа по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книг (по желанию детей, составление рассказов по картине, о предмете или на заданную тему; - игры-драматизации, инсценировки русских народных сказок; сюжетно-ролевые игры; конструирование; - разнообразные дидактические игры и лексические упражнения (после сон часа). Речевые игры (например, во время мытья рук); индивидуальная работа. - хороводные, малоподвижные и подвижные игры, как в группе, так и во время прогулок (проговаривание звуков (ж, ч, ш, щ, з, с, л).
В заимодействие воспитателей с педагогами дошкольной образовательной организации и с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи. Р абота по следующим направлениям совместной деятельности воспитателя и родителей : - формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи ; – разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса; – установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника ; – объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей ; – создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; – повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка; – оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций , поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях; Вся вышеперечисленная деятельность невозможна без наличия доверия со стороны родителей . Установление доверия к педагогу процесс сложный и последовательный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста через реализацию авторской коррекционно- развивающей программы "Вижу, слышу и играю правильно говорю!". Из опыта работы
опыт работы. методическое пособие...
Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо...
Предупреждение ошибок в письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наряду с речевым (фонематическим слухом ) люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет , деревья , людей , различные предметы) недостаточно для овладения ...
План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».
Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...
Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста
В презентации представлены основные направления работы воспитателя в логопедической группе, а также в группе комбинированной направленности при инклюзивном образовании....
«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»
Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...
Дыхательные упражнения как средство преодоления нарушения голоса у детей дошкольного возраста
Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка. З...