Сообщение на тему: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
материал
Сообщение на тему: «Формирование экологических представлений
через проектную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Формирование экологических представлений
через проектную деятельность»
Подготовили: Ханова А.А.
Митрофанова Л.А.
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
В экологическом воспитании детей необходимо учить, не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными.
Цель экологического воспитания детей —формирование начал экологической культуры.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
Виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира;
- комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
- проектная деятельность.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д.
Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Что такое «экологический проект»?
Это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Экологические проекты в ДОУ:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2.Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3.Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
6. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
7. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
8. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
9. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
10. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: "Формирование экологических представлений у дошкольников на основе народного календаря"
Сообщение из опыта работы...
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....
План работы по самообразованию Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»
Тема: «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность»...
Сообщение на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников через праздники и досуги»
Цель проведения экологических праздников: повысить уровень активности и интереса воспитанников к экологическим праздникамЭкологические праздники в доступной форме помогают в решении серьезных воспитат...
Сообщение на тему: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Сообщение на тему: «Формирование экологических представленийчерез проектную деятельность»...