Рабочая программа Кружок Познавай-ка 2022-2023г.
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа Кружок Познавай-ка 2022-2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_poznavayka_4-5_let.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к дополнительной общеразвивающей программе
дошкольного образования №
Рабочая программа кружка
«Познавай-ка»
.
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации 1 учебный год
Автор (разработчик): Майнова Л.Н
воспитатель
Нягань, 2022
Содержание:
I. Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Особенности программы
- Уровень сложности
- Возрастная категория обучающихся
- Срок реализации
- Формы и режим занятий
- Планируемые результаты реализации программы
- Средства, необходимые для реализации программы.
II. Содержание программы
- Учебный план программы
- Содержание учебного плана
III. Список литературы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности (далее образовательная программа) «Познавайка» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р). Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.Актуальность программы
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Возраст обучающихся, на которых рассчитана данная образовательная программа: 4-5 лет.
2.Цель программы
Общеразвивающей программы «Познавайка»: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментальную деятельность.
- Задачи программы
Познавательные
∙ Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений у детей.
∙ Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие
∙ Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
∙ Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
∙ Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
∙ Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные
∙ Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
∙ Стимулировать желание детей экспериментировать.
∙ Формировать коммуникативные навыки.
4.Особенности программы.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или сопровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
5. Уровень сложности
Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню» освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».
6. Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 4-5 лет.
7. Срок реализации
Срок реализации образовательной программы «Познавайка» составляет 1 год (64 часа).
8. Формы и режим занятий
Форма обучения по данной образовательной программе – очная. Форма организации образовательной деятельности обучающихся: по подгруппам. Формы занятий: наблюдение, игра, экспериментирование, беседа, фокусы, опыты, художественное творчество, выставки творческих работ. На одно занятие формируется группа не более чем из 10 детей. Продолжительность одного занятия для детей разновозрастной группы (4-5 лет): 20 мин. 2 раза в неделю.
- Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы. Высокий Средний Низкий 4-5 г. Дети проявляют любопытство. При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как эго сделать?» К концу года начинают выполнять инструкции содержащие два поручения сразу. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения Дети активно проявляют желание что-то сделать. При проведении эксперимента некоторые действия становятся целенаправленными. Внимание кратковременно, взрослые должны постоянно привлекать ребенка к наблюдаемому объекту. Начинают запоминать последствия некоторых действий. Работают с помощью воспитателя. Желание что-то сделать, узнать что-то новое отсутствует. Совершают неосознанные действия. Свои действия не контролируют, повторяют действия имевшие неприятные последствия в прошлом!. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. Экспериментирование сводится к манипулированию; предметами. Взрослых, если до этого убедились в их правильности Работают вместе с воспитателем. Запоминают последствия некоторых экспериментальных последствий. Появляются первые признаки произвольного внимания.
- Средства, необходимые для реализации программы.
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления) Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) Количество:
Ёмкости разного размера 10 шт. Мерные кружки 10 шт. Воронки 10 шт. Лейки 5 шт. Формочки 15 шт. Опилки 1 уп. Камушки 1 уп. Песок 1 уп. Вода Трубочки 1 уп. Мыло 2 шт. Пищевые красители 1 уп. Бумага различной текстуры, разного цвета, разного формата 5 уп. Цветной картон 5 уп. Клей 10 шт. Кисти для клея 10 шт. Подставки для кистей 10 шт. Ножницы 10 шт. Акварельные краски 10 шт. Гуашь 10 шт. Кисти для красок 10 шт. Цветные карандаши 10 уп. Бросовый материал Природный материал Пластилин 10 уп. Крупы Глина 3 уп. Пух и перья Винтики, гайки, шурупы Бусины, пуговицы 3 уп. Увеличительные стёкла 5 шт. Разнообразные сосуды 10 шт. Клеёнчатые фартуки 10 шт. Карточки-схемы проведения экспериментов 25 шт.
Перечень технических средств обучения Наименование технических средств обучения Количество Телевизор 1 шт. Магнитофон 1 шт. Ноутбук 1 шт. Магнитная доска 1 шт. 1
II. Содержание программы
- Учебный план программы
Тема раздела |
Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности |
Знакомство детей с полезными ископаемыми |
Эксперименты с овощами и фруктами |
Эксперименты с водой |
Эксперименты с воздухом |
Знакомство со строением человека |
Исследования окружающих предметов и явлений |
- Содержание учебного плана
№ | Тема | Цель и программное содержание | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Знакомство с оборудованием для исследовательской деятельности | Цель: Поддержать и развить интерес у ребенка к исследованиям, открытиям | 1 | 04.10.22 | |
2 | «Приборы - помощники» Увеличительное стекло | Цель: Познакомить детей c увеличительными стеками, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты c лупой. | 1 | 06.10.22 | |
3 | Знакомство c микроскопом | Цель: Закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить c увеличительным прибором микроскопом. Вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. | 1 | 11.10.22 | |
4 | Знакомство детей с полезными ископаемыми | Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | 2 | 13.10.22 18.10.22 | |
5 | Камни. | Цель: Какими бывают камни Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. | 2 | 20.10.22 25.10.22 | |
5 | Что такое горы | Цель: Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. картинка с изображением гор | 1 | 27.10.22 | |
7 | Извержение вулкана | Цель: Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире | 1 | 01.11.22 | |
8 | Красящие вещества фруктов | Цель: Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет) | 2 | 08.11.22 10.11.22 | |
9 | «Где прячутся детки?» | Цель: Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться | 1 | 15.11.22 | |
10 | Красящие вещества ягод | Цель: Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет | 2 | 17.11.22 22.11.22 | |
11 | Сахар | Цель: Познакомить со свойствами сахара, развивать любознательность. | 1 | 24.11.22 | |
12 | «Узнаем, какая вода» (Закрепить знания о воде; краска растворяется в воде) . | Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | 2 | 29.11.22 01.12.22 | |
13 | «Веселые кораблики» | Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги, развивать наблюдательность | 2 | 06.12.22 08.12.22 | |
14 | «Тонет – не тонет» | Цель: определить какие предметы тонут, а какие нет (тяжелый – легкий. | 2 | 13.12.22 15.12.22 | |
15 | «Цветная водичка» | Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закреплять названия цветов. | 2 | 20.12.22 22.12.22 | |
16 | «Окрашивание воды и её запах» | Цель: показать, что вода прозрачная и не имеет запаха, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | 2 | 27.12.22 05.01.23 | |
17 | «Лед – твердая вода» | Цель: доказать, что лед – тоже вода. | 2 | 10.01.23 12.01.23 | |
18 | «Изготовление цветных льдинок» | Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | 2 | 17.01.23 19.01.23 | |
В какую бутылочку быстрее нальется вода? | Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины. Развивать наблюдательность, любознательность. Формировать умение соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | 2 | 24.01.23 26.01.23 | ||
19 | В мире пластмассы. | Цель: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | 2 | 31.01.23 02.02.23 | |
20 | Тайна стекла | Цель: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | 2 | 07.02.23 09.02.23 | |
21 | Чудесные способности магнита | Цель: Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. Разновидности магнитов, рассказ о магнитах | 1 | 14.02.23 | |
22 | Сила притяжения | Цель: Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит. | 1 | 16.02.23 | |
23 | «Надувание мыльных пузырей» | Цель: научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | 1 | 21.02.23 | |
24 | «Что в пакете» | Цель: учить детей обнаружить воздух в окружающем пространстве. | 1 | 23.02.23 | |
25 | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. | 1 | 28.02.23 | |
26 | «Нарисуем свой портрет» | Цель: познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 2 | 02.03.22 07.03.22 | |
27 | «Наши помощники» | Цель: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), учить детей беречь органы чувств. | 4 | 09.03.22 14.03.22 16.03.22 21.03.22 | |
28 | «Как листики летают по ветру» | Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево с которого упал лист. | 2 | 23.03.22 28.03.22 | |
29 | «Все начинается с семечка». | Цель: ознакомить со строением колоска. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | 2 | 04.04.23 06.04.23 | |
30 | Вершки и корешки | Цель: Расширять представление детей об овощах и их съедобных частях | 2 | 11.04.23 13.04.23 | |
31 | «Свет вокруг нас» | Цель: определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. | 2 | 18.04.23 20.04.23 | |
«Свет – тень» | Цель: Познакомить с образованием тени от предмета. | 1 | 25.04.23 | ||
32 | «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» | Цель: выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука (+наблюдения). | 1 | 27.04.23 | |
33 | «Солнечные зайчики» | Цель: научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». | 1 | 02.05.23 | |
34 | «Впитываемость песка и глины» | Цель: определить, что песок и глина по – разному впитывает воду. | 2 | 04.05.23 09.05.23 | |
35 | «Металл: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства. | 1 | 11.05.23 | |
36 | «Дерево: его качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, научить вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая, степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). | 2 | 16.05.23 18.05.23 | |
37 | «Бумага: её качества и свойства» | Цель: научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит. | 1 | 23.05.23 | |
38 | «Мыльные чудеса». | Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности. | 1 | 25.05.23 | |
Итого | 64 |
III. Список литературы
Литература
1. Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина . – М., 2013.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – Москва: ТЦ Сфера, 2011 г. – 192с.
3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - Москва – 2003 г.
4. Костюченко М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории / М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова – В., 2016.
5. Маленькие исследователи в детском саду и начальной школе. Материалы из опыта работы образовательных учреждений. – СПб, 2003 г. – 87 с. 6. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности / Е.А. Мартынова., И.М.Сучкова . – В., 2014.
7. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е.В. Марудова – СПб: Детство – пресс, 2011 г. – 128 8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. – Москва: Арити, 2003 г. – 64 с.
9. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования / Л.В. Рыжова – СПб.,2014.
10. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова . – С-Пб., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Познавай-ка"
Цель кружковой работы:Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.Основные задачи кружка:развитие логи...
Рабочая программа для подготовительной группы 2022-2023г
Рабочая программа для подготовительной группы 2022-2023г...
Программа по самообразованию на 2022-2023г
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитие детей, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить уч...
Педагогический мониторинг музыкально-оздоровительного образовательного процесса по программе «Здоровая малышандия» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг музыкально-оздоровительного образовательного процесса по программе «Здоровая малышандия» на 2022-2023г....
Рабочая программа смешанной ранней группы 2022-2023г.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Михайловского детского сада Карасукского района Новосибирской области (дале...
Рабочая программа смешанной ранней группы 2022-2023г.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Михайловского детского сада Карасукского района Новосибирской области (дале...
Кружок "Говорящие пальчики" 2022-2023г
Кружок «Говорящие пальчики» для детей 1-2 года группа...