Личный творческий план 2022-2023 г.
методическая разработка (средняя группа)

Личный творческий план 2022-2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnyy_tvorcheskiy_plan_maynova.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                

Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

«____»  __________ 2022г.

                     

 Утверждено:

Заведующий

МАДОУ г.Нягани

          «Д/с №5 «Дубравушка»

___________ И.А. Коломейцева

               «____»  __________ 2022г.

План

по самообразованию воспитателя средней группы

Майновой Людмилы Николаевны

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ознакомление со сказками».

2022-2023 учебный год

Нягань, 2022

Актуальность темы:

 Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

 Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка. Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению художественной литературы способствуют развитию не только речевых способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально- нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики. Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.

 

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ознакомление со сказками».

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи через сказку.

Задачи: 1. развитие умения связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения;

2. обогащение словаря;

3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;

4. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

5. вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;

6. воспитывать любовь к художественной литературе;

7. развивать традиции семейного чтения. 

Форма индивидуальная, групповая, коллективная.

     

Этапы работы.

 

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Подбор народных сказок;

Подбор методической литературы, произведений;

Подбор материала, пособий;

Составление перспективного плана мероприятий;

Оформление книжного уголка.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Для детей.

1. Познакомить детей со сказками.

2. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам (выделить героев, определить их характер).

4. Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Теремок».

5. Чтение и рассказывание сказок.

6. Сюжетно – ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д.

7. Подбор загадок по сказкам.

Для родителей.

1. Помощь родителей в подборе сказок.

2. Чтение сказок с родителями дома.

3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Обобщение результатов. Подведение итогов. Показ инсценировки сказки.

Формы работы.

- Чтение детям сказок.

- Беседы по содержанию сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

- Подвижные игры.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.

- Инсценировка сказок.

- Отгадывание загадок по сказкам.

-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).

 Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

п/п

Срок выполнения

Содержание работы Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

1

На год

Подбор и изучение методического материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ознакомление со сказками».

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.

2. Большова Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».

3. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа»    

 4. Новицкая О. А.  «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

5. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

 6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь

    7. Подбор презентаций по теме самообразования.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Подобрать специальную литературу для работы с детьми и в помощь родителям.

Подготовить весь необходимый материал для работы.

2

Работа с педагогами.

Консультации для педагогов:

1."Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности.

2. «Воспитание сказкой».

3. Как  ускорить  процесс   понимания   сказки.

Подготовить материал

Работа с родителями.

 Рекомендации для родителей: 1.« Какие сказки читать детям».

 Консультации для родителей: 2.«Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»;

3.« Как превратить чтение в удовольствие».

Подготовить материал

 

1 квартал

3

Сентябрь

 Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». 

Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

 Слушание аудиозаписи сказки «Петушок и бобовое зернышко»

 Дидактическая игра «Выложи сказку «Петушок и бобовое зернышко». 

Консультации для педагогов:

"Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности.

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

4

Октябрь

Чтение и рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

 Показ настольного театра «Маша и медведь».

 Слушание аудиозаписи «Маша и медведь».

Пальчиковые игры «Любимые сказки».

Рекомендации для родителей: 

« Какие сказки читать детям».

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

5

Ноябрь

Картотека речевых игр и упражнений.

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам.

 Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем».

 Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки».

Родительский клуб : «Развитие связной речи детей через сказки»

Разработка рекомендаций.

Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря

2 квартал

6

Декабрь

Чтение сказки «Теремок».

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием деревянного настольного театра.

Консультации для родителей: «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном».

Учить детей составлять связный рассказ с использованием деревянного настольного театра с опорой на образец воспитателя.

7

Январь

Применение потешек в режимных моментах

Дидактическая игра выложи сказку из картинкам.

 Семейный  клуб : Влияние художественной литературы на развитие речи детей.

Картотека потешек.

Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр.

 

8

Февраль

Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди»

Рассказывание детьми сказки «Гуси-Лебеди» с помощью мнемотаблицы.

 Прослушивание аудиосказки «Гуси-Лебеди»

 Дидактическая игра. Выложи сказку «Гуси-Лебеди».

Консультации для педагогов:

 «Воспитание сказкой».

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

3 квартал

9

Март

 Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».

 Показ настольного театра «Лиса и журавль».

 Рассказывание детьми сказки «Лиса и журавль» с помощью мнемотаблицы. 

Консультации для родителей:  « Как превратить чтение в удовольствие».  Консультации для педагогов «Как  ускорить  процесс   понимания   сказки»

Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры.

10

Апрель

Демонстрация опыта работы

Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

11

Май

Фотоотчёт и отчет о проделанной работе по теме самообразования за год.

Конкурс для детей и родителей – рисунок на тему «Моя любимая сказка». Приобщение родителей к  совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявлять творческую инициативу.

 

Предполагаемый  результат:

В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:

- знание определенных сказочных сюжетов;

- умение понимать сюжетную линию сказки;

- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;

- выражать свои мысли и чувства в речи;

- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;

-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:

Презентация на родительском собрании  

Презентация педагога по теме самообразования.

Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Источники самообразования: 

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
  2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
  7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный творческий план

«Развитие воображения дошкольников с помощью нетрадиционных способов изобразительной деятельности»...

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Творческий план 2022-2023 гг

Разработка плана...

Приказ о создании творческих групп 2022-2023

Приказ о создании творческих групп 2022-2023...

Приказ " О создании творческих групп" 2022 - 2023 г.г.

На основании плана работы МБДОУ ДС № 27 "Филиппок" на 2022 - 2023 учебный год, о создании творческих групп....