Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
консультация (младшая группа)
Для чего нужна артикулиционая гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
9. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики.
«Заборчик»
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.
«Толстячок»
Наливаем воду в бочку -
Надуваем сильно щёчки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
«Худышка»
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.
«Трубочка»
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 7.
«Блинчик»
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание: “пя-пя-пя”.
«Иголочка»
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
«Вкусное варенье»
Ах, какое наслажденье
Есть вишнёвое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Покормить киску молоком»
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперёд язык, кончик языка загибать вверх (Киска лакает молоко).
«Катушка»
Эта круглая катушка
Ниткам верная подружка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Лошадка»
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (Как лошадка цокает копытами).
«Грибок»
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.
«Гармошка»
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Маляр»
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка “покрасить” нёбо от верхних зубов к горлу.
«Орешки»
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков.
«Барабан»
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук; “ д-д-д-д…” - сначала медленно, затем темп увеличить.
«Часики»
тик-так, тик- так –
Ходят часики -
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
«Качели»
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий языка верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
«Индюк»
Ходят по двору подружки -
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышится “бл-бл-бл…”.
«Чистим зубки»
По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
За период своей работы с детьми я выделила главные критерии адаптации ребенка к новым социальным условиям. В этот период происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Происходят изменения в привычных формах жизни.
Для ребенка, пришедшего вновь в детский сад, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него смятение.
Стоит обратить внимание в семье, что необходимо к концу первого года жизни сформировать у ребенка умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо научить ребенка пользоваться ложкой, включить в рацион разнообразные блюда. По возможности приучить ребенка к горшку и по возможности не пользоваться памперсами.
В период адаптации происходят следующие нарушения в привычном поведении ребенка:
• настроения.
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей возбудимость ( продолжительность – индивидуальна и составляет от недели до 1,5 месяца).
• сна.
Дети очень часто с трудом засыпают вечером, плачут перед сном. Утром детей бывает очень трудно разбудить. Недостаток сна сказывается на самочувствии ребенка (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
• аппетита.
Плохой аппетит привыкающих детей связан по причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).
• понижение иммунитета.
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть, реагируют на переохлаждение, перегревание, гораздо чаще, чем в обычном состоянии (продолжительность – от 2 до 10 месяцев).
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада делится на адаптационные периоды.
1. Легкая адаптация. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, без плача. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, интересуется другими детьми из группы и новыми игрушками. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Продолжительность легкой адаптации 1-2 недели.
2. Средняя адаптация. В общем состоянии нарушения выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается через более длительный период. Ребенок более эмоционально-возбужденbе по отношению к легкой адаптации. Отношение к детям, безразличное, но может быть и заинтересованным. Игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Продолжительность средней адаптации до 30 дней.
3. Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрики-вает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Мои рекомендации родителям детей, вновь пришедших в детский сад.
Спокойное утро.
Главное правило: спокойная мама - спокойный малыш!
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость. Разговаривайте с ребенком спокойным уверенным голосом. Иногда хорошим помощником является игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Сократите время прощания!
Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном. Будьте тверды, убедительны. Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает. Твердо выполняйте обещания!
Если сказали, что заберете ребенка после обеда- забирайте в назначенное время!
Не обманывайте ребенка, не заставляйте его плакать, ожидая вас.
Выработайте порядок действий, которые повторяются раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит «спасибо» и «пока-пока»;
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Моя помощь ребенку на этапе адаптации к детскому саду
Предлагаю родителям первые дни ребенка приводить не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребенка именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Я рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Каждый вновь поступивший ребенок находится у меня в центре внимании. Я спокойно, ласково и подробно объясняю ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличиваю постепенно в зависимости от привыкания ребенка.
Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому я применяю:
- колыбельные мелодии;
- ласкаю ребенка: поглаживаю;
В своей работе я веду тетрадь эмоционального состояния вновь прибывшего ребенка и контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаю по методике К. Печоры эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Что я хотела бы порекомендовать родителям.
К детскому саду ребенка нужно готовить заранее: рассказывать, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей.
Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно.
Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло. Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.
Если ребёнок с трудом расстаётся с родителями, я разрешаю маме в первый день быть с малышом в группе. Будьте рядом, но не вместе. Постепенно малыш отойдёт от вас, а подружившись с воспитателем «забудет», что вы не рядом.
Мои рекомендации в том, что необходимо выдерживать режим дома. Ребёнок не может одновременно справиться с переменой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!
Встреча вечером должна быть радостной. Не забудьте: ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком.
Хочу отметить ошибки родителей:
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
По моему опыту полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков
Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звук...

Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...

Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию зву...

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."
Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....