КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки С, З, Ш, Ж, Л, Р его губы , язык должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки С, З, Ш, Ж, Л, Р его губы , язык должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
- Детям легче будет преодолевать свои речевые дефекты, когда начнут заниматься с логопедом: их мышцы уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика полезна детям, у которых
« каша во рту » , то есть вялое звукопроизношение.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений.
1. Познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка. Артикуляционные упражнения повторяйте не менее 5-6 раз.
2.Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом. Как только ребенок немного освоится, зеркало можно убрать.
3.Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять под счет.
4.Лучше заниматься 2 раза в день: утром и вечером в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
5.Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
6.Проводите упражнения в игровой форме - это предупредит утомление и заинтересует ребенка.
ПРИМЕРЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
ЧАСИКИ.
Цель: развиваем подвижность языка.
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 10 раз.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
МЕСИМ ТЕСТО.
Цель: массаж языка.
Улыбнуться, широко открыть рот. Покусать язык зубами- та-та-та, пошлепать язык губами: пя-пя-пя; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнем, мнем , мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем
Выпекать пирог поставим.
ГРИБОК.
Цель: вырабатываем способность удерживать
артикуляционную позу.
Улыбнуться, широко открыть рот, «приклеить» язык ( присосать) к нёбу. Рот широко открыт.
Под березой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Гриб в лукошко мы положим:
Мимо мы пройти не сможем.
ФУТБОЛ.
Цель: развиваем подвижность языка.
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались « мячики».
Во дворе народ толпиться:
там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Фонематический слух - врожденная способность различать звуки родного языка. Основная функция: смыслоразличительная. При сохранном фонематическом слухе можно без труда отличить слова, например:
сорт - трос-торс или тапки-шапки, удочка-уточка.
Фонематический слух необходим для различения слов, отличающихся одним звуком. Развитие фонематического слуха – важнейшая предпосылка обучения детей чтению. Необходимо знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, знакомить с многообразием слов и разнообразием звуков окружающего мира. Можно включать активную деятельность различные анализаторы:
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР -упражнения на узнавание и нахождение предмета по слову, загадке, рисунку.
ТАКТИЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР-игра « Чудесный мешочек». Ребенок узнает предметы наощупь.
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР-словесные игры без опоры на рисунок.
ЗАДАНИЯ.
Звук С .
Цель: развиваем способность самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука С. Тренировка слухового анализатора.
Чтобы ноги отдохнули, посиди- ка ты на стуле.
Светит весело в оконце, ну конечно, это солнце.
Звуки З, Ш, Ж.
Цель: тренировка слухового анализатора. Расширение знаний об окружающем мире. Тренировка органов артикуляционного аппарата.
« Веселая полянка».
Как поет жук? Ж- Ж- Ж.
Как поет большой комарик? З- З- З.
Как поет маленький комарик? ЗЬ- ЗЬ- ЗЬ.
Песенка ветерка: Ш-Ш-Ш
Цель: развиваем способность различать слова, которые отличаются одной буквой, учим правильно их использовать в тексте. Развиваем зрительный анализатор ( опора на картинку).
Мама с бочками ( дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползет зеленый лук (жук)
с длинными усами!
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран ( банан).
Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.
Выполнять упражнения перед зеркалом. Повторять от двух до пяти раз.
- Плавное и медленное закрывание и закрывание рта.
- Вытягивание губ вперед ( трубочкой ) и растягивание их в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов.
- Движение языка вперед и глубоко назад, при широко открытом рте.
- Поднимание языка вверх на верхнюю губу и опускание вниз на нижнюю губу.
- Поднимание языка за верхние резцы и опускание за нижние.
- Повороты языка вправо и влево к уголкам губ. Следить, чтобы не двигалась челюсть вместе с языком.
7. Повороты языка в стороны до упора кончиком языка в каждую щеку.
Рот широко открыт.
8. Круговые движения языка. Язык, медленно двигаясь, облизывает сначала
верхнюю, а затем нижнюю губу.
9. Пощелкивание кончиком языка, рот открыт.
Подражание цоканью копыт лошади о мостовую.
10. Направление губами выдыхаемой струи воздуха на кончик вынутого
языка.
Следить, чтобы не надувались щеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....
Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....
Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...
Консультация для родителей на тему "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Консультация для родителей на тему " Для чего нужна артикуляционная гимнастика"...
Консультация для родителей на тему «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференциров...
Консультация для родителей на тему: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"
С помощью данного материала родители узнают, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна. Так же даны рекомендации по проведению артикуляцинной гимнастики....