Интересный и полезный мусор
статья

В статье раскрыты особенности ознакомления детей дошкольного возраста с переработкой мусора, приведены формы, приемы и методы формирования и приобщения детей к экологической культуре, к системной работе по сортировке мусора, показаны примеры полезного мусора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-2023.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Интересный и полезный мусор

Корчакова С. В.

Воспитатель

МБДОУ «ДС № 194 г. Челябинска»

Аннотация. В статье раскрыты особенности ознакомления детей дошкольного возраста с переработкой мусора, приведены формы, приемы и методы формирования и приобщения детей к экологической культуре, к системной работе по сортировке мусора, показаны примеры полезного мусора.

Ключевые слова: переработка мусора, экологическая культура, полезный мусор.

В России сфера обращения с отходами близка к катастрофической – более 90% мусора не перерабатывается, а отправляется на захоронение. Помочь справиться с этим должна комплексная система обращения с отходами, которая создается. Поэтому в рамках национального проекта «Экология» решаются задачи по утилизации мусора. Современные технологии, основанные на цифровизации, позволяют утилизировать отходы разного уровня.

В МБДОУ №194 по данному направлению осуществляется системная работа с детьми дошкольного возраста. Коллектив ДОУ считает, что именно с дошкольного возраста следует формировать представления у детей о правильном отношении к отбору мусора, его уничтожению.

В статье представлен опыт работы с использованием различных форм и активизации детей.

Так в ходе занятий по экологии проводятся познавательные беседы по темам: «Влияние отходов на климат», «Что такое ТКО», «Осознанный сбор мусора, и что из него можно сделать в дальнейшем», «Что не нужно человеку» и др. Приведем фрагмент беседы «Что такое ТКО»: отходы, которые образуются в результате человеческой деятельности, серьезно влияют на климат, загрязняют почву, воду, воздух. Давай посмотрим, какие бывают виды отходов и какие из них особенно вредны. Но сначала запомним один очень важный термин, который применяется ко всему мусору – это ТКО, что значит твердые коммунальные отходы. Иногда их еще называют ТБО, то есть твердые бытовые отходы (но ТКО считается более современным словом). То есть ТКО – это всё, что уже не нужно человеку в его жизни и чем он уже не будет пользоваться, а отнесет в мусорные контейнеры».

Так же мы используем авторские дидактические игры, в которых раскрываем, что ТКО принципиально делятся на два вида. Первый – биологические отходы, то есть остатки пищи, органика, которая может самостоятельно гнить и разлагаться, то есть, по сути, самоуничтожаться. Второй – небиологические твердые отходы искусственного происхождения. И это как раз тот вид мусора, который наиболее опасен для экологии и с которым труднее всего бороться.

На занятии «О вреде мусора для животных» дети узнают о том, что свалки бытовых отходов служат источником пищи различным переносчикам инфекции, прежде всего крысам. Банки, бутылки и прочие ёмкости могут играть роль ловушек для диких животных, для насекомых. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы, рыбы и звери, что часто приводит к их гибели, также такие отходы наносят значительный вред зеленым экосистемам, включая леса и моря. Только представь – в среднем в России ежегодно образуется около 5,4 млрд тонн отходов, из которых 60 млн тонн приходится на твёрдые коммунальные отходы.

Самостоятельная сортировка — это важно, но за тем, как классифицируются отходы, проследят на мусороперерабатывающем заводе. Путь мусора довольно стремителен. Из контейнера в спецмашину, потом сразу на завод. Там машину с отходами сначала взвесят - это необходимо для статистики, затем разгрузят, а дальше сортировка».

Мы используем приемы домашнего задания. Так, предлагаем детям принести листовки, вырезки из журналов газет и пр. о вреде мусора. На основе собранных детьми картинок и фотографий составляем альбом. В альбоме располагаем картинки по основным видам бытовых отходов и время, за которое они разлагаются.

  • Бумажные отходы – газеты, сигаретные окурки, писчебумажные изделия – от 1 до 5 лет.
  • Металлические отходы, например консервные банки – от 10 до 50 лет.
  • Изделия из пластмассы и полимеров, например, обычная зажигалка, полиэтиленовые пакеты – от 10 до 100 лет.
  • Пластиковые бутылки – от 100 до 1000 лет
  • Стеклянные бутылки – до 4000 лет.

По готовности альбома проводим анализ: «Ты можешь себе представить сколько мусора? Некоторые отходы не покидают нашу землю в течение тысячелетий! А как мы уже сказали, синтетический мусор на планете уже измеряется миллиардами тонн. Как же избавляются от такого колоссального количества мусора?».

Во вторую половину дня для детей проводится просмотр презентации. Приведем пример фрагмента презентации по теме «Способы захоронения ТБО». Сегодня существует несколько способов:

Захоронение – когда ТБО попросту закапывают в землю. Делают это в специально отведенных местах – на так называемых полигонах. Эти огромные поля устраивают вдалеке от населенных пунктов, водоемов, лечебных учреждений и мест отдыха. И хотя к таким полигонам предъявляются очень строгие правила по экологической безопасности, наверное, это все же самый вредный способ утилизации мусора. Ведь он никуда не девается и остается в земле.

Сжигание – способ, помогающий утилизовать большие объемы мусора. Сжигают отходы при такой температуре, что оставшаяся зола является безвредной для окружающей среды. Однако дым, возникающий при горении, напротив, весь наполнен токсичными веществами. Поэтому этот способ наносит вред озоновому слою атмосферы.

Утилизация – или же переработка отходов. Самый полезный, безопасный и эффективный способ. Ведь даже само слово «утилизация» происходит от латинского прилагательного utilis, то есть полезный! Потому что утилизация – это в буквальном смысле повторное использование отходов в качестве сырья, полуфабрикатов, удобрений, наполнителей и в составе других материалов.

При вторичной переработке отходов мусор сначала плавят при высокой температуре. Переплавке подвергаются консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, упаковки для продуктов питания. А бумажные отходы очищают от типографской краски, отбеливают и добавляют новые волокна целлюлозы, чтобы свежая бумага была более прочной. Стеклянные бутылки и банки сначала сортируют по цвету, потом дробят, промывают и плавят. Из полученного материала изготавливают новые стаканы и бутылки.

Видишь, какие в этом способе интересные процессы, благодаря которым количество мусора на земле не увеличивается? А самое главное – ты сам своими действиями можешь этому помочь! Как? В следующий раз мы поговорим о новом термине РСО, то есть раздельном сборе отходов. А пока постарайся запомнить о том, о чем мы рассказали тебе сегодня – эти знания тебе пригодятся в следующий раз».

Мы также рассказываем детям, что мусор может быть и полезным. Например, коробочки могут пригодиться в игре, из переработанного мусора делают новые предметы, шьют одежду, строят целые острова для проживания. Так же просим детей подумать и сказать, как они используют мусор в домашних условиях.

В ДОУ также продолжается эксперимент по самостоятельной сортировке мусора с детьми после занятий (например, после аппликации), прогулки, игр.

Таким образом, система работы по формированию представлений у старших дошкольников об интересном и полезном мусоре позволяет решать задачи не только по экологической культуре, но и формированию гражданской позиции ребенка по бережному отношению к чистоте своего города, страны и планеты.

Литература

  1. Безотходное производство: как превратить мусор в полезное/ (дата обращения ).
  2. Полезный мусор: как собирать, и что из него получается/ (дата обращения ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей."Как сделать прогулку с детьми зимой интересной и полезной"

При регулярных прогулках ребенка организм становится более стойким. Увлекательные игры и развлечение  зимой на открытом воздухе доставляют огромную радость детям....

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»(2мл.группа)...

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»

Консультация для родителей« Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.» 2 мл.группы....

"Как занятия физкультурой сделать интересными, веселыми, полезными"

Материал предназначен для инструкторов Ф. К. В нем описано как построить образовательную деятельность так, чтобы она стала увлекательной, полезной и веселой....

"Игры интересные и полезные"

Роль пальчиковых игр для детей младшего возраста...

Консультация для родителей (младшая группа) "Игры интересные и полезные"

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях малень...

Занятие на тему "Полезный мусор"

Образовательная деятельность проходит по центрам активности....