«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду».
консультация
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. В настоящее время имеет место своевременное оказание комплексной помощи этой категории детей, осуществление поддержки и сопровождение семей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_s_ovz_v_detskom_sadu.docx | 120.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду».
В настоящее время возросло число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелым нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с растройствами аустического спектра, со сложными дефектами. У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, у таких детей искажена эмоционально-волевая сфера, у них наблюдается нарушения координации движений, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень внимания, памяти, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Ежегодно в России рождается около 50000 детей, которые признаются инвалидами. В связи с этим остро встал вопрос создания для детей с ОВЗ безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе.
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. В настоящее время имеет место своевременное оказание комплексной помощи этой категории детей, осуществление поддержки и сопровождение семей воспитанников. Великий советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от того в решающей степени зависит, каким человеком станет сегоднейшний малыш».
Работа в ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы дети с ОВЗ и их родители чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были также успешны, как и их сверстники. Для детей с ОВЗ адаптация происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, такие дети требуют повышенного внимания со стороны взрослого, так как с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях, иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.
Необходимым условием успешной адаптации детей с ОВЗ является согласованность действий всех сотрудников ДОУ и родителей ребенка.
Психологи выделяют три степени адаптации ребенка: легкая, средняя и тяжелая адаптация.
При легкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита, сон налаживается в течение 20 дней. Двигательная активность не снижается, взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются.
При средней степени адавптации дети привыкают к ДОУ до двух-трех месяцев.
При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до шести меяцев.
Большенству детей с ОВЗ неоходим длительный адаптационный период. Для большенства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планировании образовательной деятельности и режим дня.
Успешная адаптация детей с ОВЗ возможна только при тесном сотрудичестве всех сотрудников ДОУ и родителей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семей детей, а семьи имеют достаточное представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.
Совместная деятельность сотрудников ДОУ и родителей детей с ОВЗ может быть организована в разнообразных традиционных и нетрадиционных формах (мастер-классы, круглые столы, семейные вечера, соревнования, экскурсии, прогулки, проектная деятельность и т.д.). В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения и детей, и взрослых.
Чтобы адаптация ребенка с ОВЗ к детскому саду прошла успешно, мы предлагаем родителям несколько простых советов:
- Побольше общайтесь с педагогами ДОУ, расскажите об особенностях Вашего ребенка, его нуждах и потребностях.
- Формируйте у ребенка культурно-гигиенические навыки.
- Максимально приблизьте Ваше домашнее меню к меню детского сада.
- Учите Вашего ребенка правильно общаться с другими детьми. Предлагать и просить игрушки. Правильно здороваться с детьми. Адекватно реагировывать на отказы.
- Ребенок с ОВЗ – особый ребенок, но не стоит лишать его самостоятельности. Можно дома ему предложить выполнение несложных домашних обязанностей. Приучайте его к самостоятельности, тогда ему будет намного легче в дальнейшем.
- Формируйте у ребенка положительный настрой к саду. Обращайте внимание на положительные моменты посещения сада.
- Перестаньте волноваться сами. Не проецируйте свою тревогу на ребенка. Не обсуждайте при ребенке возможные осложнения.
Будьте терпиливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир. Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).
Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....
" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).
Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....
Первый раз в детский сад или адаптация детей и родителей к детскому саду
Презентация для родительского собрания....
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...