План по самообразованию на 2023-2024 г.
материал (старшая группа)
План по самообразованию на 2023-2024 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2023-2024_g._veteleva_n.n.docx | 55.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Макарьевский детский сад «Колосок»
План по самообразованию
Тема:
"Нравственное воспитание дошкольников через русские народные игры"
старшая разновозрастная группа
Разработала: воспитатель 1 кв. категории
Ветелева Н.Н.
2023-2024 г.
Актуальность темы
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения. Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников являются народные игры.. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. Народная игра создаёт фундамент для развития нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма). Через народную игру происходит интенсивное взаимопроникновение национальных культур. Именно она несёт в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируют у дошкольников устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны и к культуре других народов создается эмоционально положительная основа для развития духовно- нравственных качеств.
Народные игры охватывают все образовательные области. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Цели для педагога:
Совершенствовать профессиональную деятельность и повышать профессиональную компетентность по вопросу русской народной игры - как средства развития нравственно-патриотической основы у дошкольников; Повысить свой теоретический и научно– методический уровень через подборку и изучение методической литературы; расширять знания о значении исконно-русских слов, умение объяснить значение слов детям.
Задачи для педагога:
-Дать характеристику русским народным играм и изучить исторический аспект их возникновения.
-Описать роль народной игры, а так же её место в режиме дня.
-Выделить классификацию народных игр дошкольников.
-Описать подготовку к проведению народных игр.
-Изучить методику проведения народных игр.
-Проанализировать опыт работы по организации и проведению народных игр.
Задачи для детей и родителей:
-Развивать интерес и расширять круг представлений детей о разнообразии русских народных игр;
-Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи.
-Воспитывать положительные эмоции в ходе проведения игр.
-Повышать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
План работы на год
Работа с детьми | Сентябрь-май | Знакомство, разучивание и использование русских народных игр, считалок с детьми. |
Сентябрь | Разучивание народной игры: «Золотые ворота» (хороводная) Цели: Объяснить смысл понятия: «ворота»; учить распределять между собой роли в игре; согласовывать движения в соответствии с ритмом текста; соблюдать правила игры. Вызывать положительные эмоции. Разучивание считалки. Раз, два, три, четыре, пять | |
Октябрь | Разучивание народной игры: «Урожай» (хороводная) Цели: Развивать умение согласовывать движения со словами; закрепить в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём. Воспитывать желание играть в коллективе. | |
Ноябрь | Развлечение: «Посиделки». Разучивание считалки: Раз, два, три, четыре, пять. Осень к нам пришла опять! Листья в воздухе кружатся, В танце на реку ложатся. Разучивание народной игры: «Вейся, венок» (хороводная) Цели: Учить детей водить хоровод, произнося рифмованный текст; развивать внимание, самостоятельность. Способствовать сплочению детей в игре. | |
Декабрь | Разучивание народной игры: «Угадай, кто зовёт?» (хороводная) Цели: Развивать у детей тембровый слух, умение различать голоса сверстников. Учить согласовывать движения в соответствии с текстом игры. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Воспитывать желание активно участвовать в игре. | |
Январь | Развлечение: «Весёлые колядки» Разучивание народных игр: «Бабка Ёжка» (хороводная) Цели: Познакомить с понятиями слов: «помело», «Бабка-Ёжка» , «костяная нога», «базар». «заколдованный», способствовать сплочению детей в игре. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъём ; Приобщать детей к русской национальной культуре. «Снеговик» (хороводная) Цели: Объяснить значения слова: рукавица. Учить совместно выполнять иммитационные движения , проговаривая слова игры. Воспитывать отзывчивость, позитивное настроение. | |
Февраль | Разучивание считалки: Начинается считалка: Разучивание народной игры: «Мороз - красный нос» (подвижная) Цели: Объяснить понятия : «Мороз-красный нос», «заморозить» . Развивать у детей внимательность, умение выполнять движения по сигналу. Вызывать положительные эмоции в игре. | |
Март | Развлечение: «Масленица» Разучивание народной игры : «Гори ясно» (хороводная) Цели: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность. | |
Апрель | Разучивание народной игры: «Ручеёк» (хороводная) Цели : Приобщать детей к национальной культуре русского народа через игру; закрепить умение организовывать пары, двигаться друг за другом не наталкиваясь; чётко и громко произносить слова, соблюдать правила игры. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сплочённость. | |
Май | Развлечение: «Веселись народ, праздник Пасхи у ворот!» Разучивание народных игр: «Солнце» (хороводная ) Цели: Развивать умение действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Учить расширять и сужать круг. Вызывать положительные эмоции др. к другу. Разучивание считалки: Ой ты, зоренька-заря, Заря утренняя, Кто до зореньки дойдет, Первый в хоровод войдет. «Заря-заряница» (хороводная) Цели: Познакомить с понятием : «Заря-заряница» и объяснить его смысл; обучать умению чётко произносить слова; развивать творческие способности . Вызывать положительные эмоции в ходе выполнения движений . | |
Работа с семьёй | Сентябрь-ноябрь | Изготовление атрибутов к народным играм. |
Сентябрь | Буклет : «Знакомство с русскими народными играми» | |
Октябрь | Консультация : «Организация народных игр в семье» | |
Ноябрь | Анкетирование: «В какие народные игры Вы играете со своим ребёнком дома?» | |
Декабрь | Индивидуальные беседы: «Народная игра в жизни детей» | |
Январь | Памятка: «Не забывайте русские народные игры» | |
Февраль | Папка-передвижка : «Народные игры в повседневной жизни ребёнка» | |
Март | Консультация: «Как играли наши бабушки и дедушки?» | |
Апрель | Презентация: «Народные игры в детском саду». | |
Май | Анкетирование : «Роль русских народных игр в жизни детей» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Составление картотеки русских народных игр. |
Список используемой литературы:
1. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Детство-Пресс», 2018 г.
2. Комарова Т.С. «Народное искусство детям» 3-7 лет , «Мозайка-Синтез», 2016 г.
3. Аникина В. «Русский фольклор»-Москва, изд. «Художественная литература», 1986
https://knigogid.ru/books/1890144-russkiy-folklor-sbornik/toread
4.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», Москва «Просвещение», 1986
5.Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е. Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=ANL20&P21DBN=ANL20&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=-105381
6.Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка/ Т. Мехова/2001. http://odbkaluga.ru/books/detail.php?ID=207335
7.Науменко Г.М. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы/ Собрал и пересказ. Г. Науменко; Рис. А. Матросова.- Москва: Дет. лит., 1980.
8. «Русские игры для всех возрастов», Сост. Н. Будур, И. Панкеев.-М.: Терра, 1999. https://meshok.net/item/275136010
9. Русские народные праздники, обряды и обычаи [multimedia resource on CDROM].-Multimedia resources.-Москва: Новый диск, 2005.
10.Русский фольклор: песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.-М.: Худ. лит., 1985
11.Супруненко В. Старинные забавы/ В. Супруненко// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999
12.Якуб С.К. Вспомним забытые игры/ С.К. Якуб; Худож. Л. Ионова.-М.: Дет. лит., 1988 http://www.barius.ru/biblioteka/book/1948
13. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, «Мозайка -Синтез», 2014 г.
14.Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/ ; http://maam.ru и др.
Картотека русских народных игр
«Золотые ворота»
Цели: Объяснить смысл понятия: «Ворота»; учить распределять между собой роли в игре; согласовывать движения в соответствии с ритмом текста; соблюдать правила игры. Вызывать положительные эмоции.
Содержание игры:
Дети, дети все сюда Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять Собираемся играть.
Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)». Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй - запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и весёлой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки и т. д.
В конце игры подводится итог: оценить общее физическое развитие детей (сильные, ловкие, быстрые); общую дисциплинированность и тесные взаимоотношения (правила не нарушали, друг- друга не толкали); отношение к победе, поражению (одной команде сегодня повезло чуточку больше, но другая тоже очень старалась)
Разновидность игры: Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается так же перетягиванием.
Правила игры:
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося, перед «воротами», считают пойманным. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
«Урожай»
Цели: Развивать умение согласовывать движения со словами; закрепить в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём. Воспитывать желание играть в коллективе.
Содержание игры:
(дети произносят слова и воспроизводят движения в соответствии произнесённым текстом)
В огород пойдем, урожай соберём. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Мы морковки натаскаем | «таскают». |
И картошки накопаем. | «копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный, | Показывают круг руками – 3раза. |
Щавеля нарвем немножко | «Рвут». |
И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
«Вейся, венок»
Цели: Учить детей водить хоровод, произнося рифмованный текст; развивать внимание. Способствовать сплочению детей в игре.
Содержание игры:
Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.
Правила игры:
Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю).
«Угадай, кто зовёт?»
Цели: Развивать у детей тембровый слух, умение различать голоса сверстников. Учить согласовывать движения в соответствии с текстом игры. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Воспитывать желание активно участвовать в игре.
Содержание игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли. Мы к тебе пришли, медку принесли. | «Медведь» ходит вперевалочку. |
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду: | |
Медведь, медведь, получай-ка мед, Получай-ка мед, угадай, кто зовет? | «Медведь кушает мед». |
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Бабка Ёжка»
Цели:
Познакомить с понятиями слов: «помело», «Бабка-Ёжка» , «костяная нога», «базар».
«заколдованный», способствовать сплочению детей в игре. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъём ; Приобщать детей к русской национальной культуре.
Содержание игры:
Дети образуют круг. В середину круга встаёт водящий — Бабка Ёжка, в руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит:
— У меня нога болит. Пошла она на улицу -
Раздавила курицу. Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры:
«Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
«Снеговик»
Цели: Объяснить значения слова: рукавица. Учить совместно выполнять иммитационные движения , проговаривая слова игры. Воспитывать отзывчивость, позитивное настроение.
Содержание игры:
Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы.
Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, дети на противоположной стороне в шеренгу.
По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения " набирают снег, лепят снежки", проговаривают слова игры, на последние слова - дети бросают снежки в Снеговика.
Из холодного снежка слепим мы снеговика.
Он огромен и сердит во дворе один стоит.
Сколько можно так стоять будешь с нами ты играть?
" Буду, буду я играть, буду вас я догонять!
Замораживать!"
Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт " замороженный"
Игра заканчивается, когда Снеговик" заморозит" всех детей.
«Мороз - красный нос»
Цели: Объяснить понятия : «Мороз-красный нос», «заморозить» . Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Вызывать положительные эмоции в игре.
Содержание игры:
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Правила игры:
Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.
«Гори ясно»
Цели: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность.
Содержание игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ручеёк»
Цели: Приобщать детей к национальной культуре русского народа через игру; закрепить умение организовывать пары, двигаться друг за другом парами; чётко и громко произносить слова, соблюдать правила игры.
Содержание игры:
Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеёк". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. "Ручеёк» должен двигаться быстро.
Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором :
В ворота ручей бежит
И тихонечко журчит.
Ручей. ручей, ручеек!
Спасибо миленький дружок!
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих узнали.
Правила игры:
Крепко держать пару за руку, продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; четко произносить слова, выполнять инструкции воспитателя; выбирает " друга" только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка".
«Солнце»
Цели: Развивать умение действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Учить расширять и сужать круг.
Содержание игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
«Заря – Заряница»
Цели: Объяснить детям, что называют «Зарёй-заряницей», обучать умению чётко произносить слова; развивать творческие способности . Вызывать положительные эмоции в ходе выполнения движений .
Содержание игры:
Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
За водой пошла и ребят нашла.
На слова "и ребят нашла" водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится "зарёй".
Правила игры:
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево. на определенные слова водящий останавливается и протягивают ленту, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее ее захватить. Выигрывает тот, кто захватил ленту.
Усложнение : Сначала все слова игры может произносить взрослый. По мере заучивания дети-водящие сами проговаривают свои слова.
Дети, бегущие за кругом, не должны сталкиваться, они аккуратно обегают друг друга. Забирая ленту у водящего, они опять не должны столкнуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2023-2024 г.г. Тема «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников через экологию родного края
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие...
План по самообразованию на 2023-2024 г
Самообразование...
План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
План по самообразованию на 2023-2024 год
«Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»....
План по самообразованию на 2023-2024 г
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речи детей дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» Задачи:1. Изучить учебную, справочную, научно-м...
План по самообразованию на 2023 – 2024 год «Формировантие у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»
Формировать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, правила поведения в общественных местах...