Познавательно-исследовательский проект «Дары осени» для воспитанников средней группы
проект (средняя группа)
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dary_oseni.docx | 262.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка» | |
Проект «Дары осени» | |
Познавательно – исследовательский проект (для воспитанников средней группы) | Работу подготовили: Т.Ю. Сафронова, воспитатель высшей квалификационной категории Е.В.Жигулина, учитель-логопед высшей квалификационной категории https://bsk-du12.edusite.ru/ е-mail: ds_12_ber@edu54.ru тел. 8(383-41)2-30-90 |
г. Бердск, 2023г.
Пояснительная записка
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Технологическая карта
Название проекта | «Дары осени» | |
Разработчики и составители | Т.Ю. Сафронова, воспитатель Е.В. Жигулина, учитель-логопед | |
Название организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка» | |
Участники | Воспитатели, специалисты, дети и их родители. | |
Актуальность, основания для разработки проекта | Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам. | |
Цель | Расширение и систематизирование знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. | |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Сроки реализации | 25.09.2023-20.10.2023 | |
Ожидаемые результаты | В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе. | |
Место проведения | 633010 Новосибирская область, г. Бердск, ул. Вокзальная, 16; МБДОУ №12 «Красная шапочка». Группа № 8 «Паровозик» | |
Нормативно- правовая база | Основополагающие документы:
|
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: среднесрочный проект
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап (25.09.2013-27.09.2023)
Цель: формирование знаний у детей об изменениях в природе, об осени, осенних признаках.
- Основной этап (28.10.2023-17.10.2023)
Цель: развитие речи, закрепление представлений об овощах и фруктах, об времени года «осень», расширение представления детей о природном явлении листопаде, воспитание любви к природе и бережному отношению к ней
- Заключительный этап (18.10.2023-20.10.2023)
Цель: активизация совместной деятельности детей и родителей, продолжение развития творческих способностей участников педагогического процесса.
Выставка детских работ и совместной деятельности с родителями.
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап:
- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- составление плана, выбор форм работы;
- подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений;
- подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности;
- украшение группы по теме «Золотая осень».
II Основной этап
Познавательное развитие
Занятия: «Ранняя осень», «Овощи и фрукты», «Деревья», «Осенние дары природы».
Беседы: «Осень золотая», «Что такое листопад?».
Наблюдения:
- деревья осенью;
- природа осенью;
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);
Упражнение ФЭМП: «Пересчитай шишки», «Каких грибков больше?», «Чего больше – шишек или желудей».
Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья». Желтый лист», «Зверюшки - добрюшки. Сердце осени»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы об осени:
А. Плещеев «Осень наступила»;
М. Ивенсен «Падают листья»;
Словесные речевые игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково». «Овощи и фрукты», «Угадай по описанию», «Чьи листья», «Доскажи словечко».
Отгадывание загадок «Осенние».
Творческое рассказывание детей по темам:
Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Социально-коммуникативное развитее
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Игра – драматизация по сказке «Репка».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты», «Какое время года?», «С какого дерева листок», «Что изменилось», «Что лишнее?», «Что за птица».
Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы на прогулочном участке
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото», разрезные картинки.
Беседа: «Жизнь растений осенью», «Осенние хлопоты людей».
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация:
«Осенние ежики».
Рисование с элементами аппликации: «Мухомор», «Нарядные деревья».
Рисование-печать: «Осенние листья».
Лепка из природного материала: «Грибочки»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «Соберем урожай», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Листопад», «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».
Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы».
Дыхательная гимнастика «Чей листок раньше улетит»
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осень», «Есть у каждого свой дом», «Воробьи», Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла»,
Мероприятия по работе с родителями:
- участие в выставке работ на тему «Осенняя фантазия»;
- беседы с родителями на тему: «Человек и природа», «Прогулки в природу - основа здоровья ребенка».
III Заключительный
- Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективной творческой работы детей группы с природным материалом «Осенние ёжики».
- Выставка творческих поделок на тему: «Осенние фантазии», сделанных в совместной деятельности родителей с детьми.
- Фотовыставка по итогам проекта «Дары осени»;
- Картотека «Осенние загадки»
- Конспекты занятий «Ранняя осень», «Осенние дары природы»
- Консультации для родителей: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Осенняя мастерская».
- Публикация в телеграм детского сада.
В результате проекта:
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья.
2. Расширился словарный запас детей.
3. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
4. Дети стали любознательными, стали более бережно относится к природе, проявляют заботливое отношение к ней.
В завершении можно сделать вывод, что благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Список литературы:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа.2016
- Гербова В.В. Книга для чтения детском саду и дома: 4-5лет. – Оникс, 2011.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010.
- Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010.
- Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности. М.: мозаика-синтез, 2010.
- Кравченко И.В. Прогулки в детском саду младшая и средняя группа. – М.: Творческий,центр,2011
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: Творческий центр, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)
Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...
проект "Дары осени" для детей средней группы
Монопроект "Дары осени" среднесрочный с участием педагогов, детей и родителей....
План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе
План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимняя сказка» (для детей средней группы)
Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к п...
Конспект НОД по познавательному развитию «Дары осени» (для детей средней группы)
Конспект НОД по познавательному развитию «Дары осени» (для детей средней группы)Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах.Задачи:Образовательные: Закрепить знания об овощах, фрукт...
Ежедневное календарно - тематическое планирование в ДОУ Тема: «Осень» (золотая осень, дары осени, сельскохозяйственная деятельность) средняя группа
Тема: «Осень» (золотая осень, дары осени, сельскохозяйственная деятельность) Укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разн...