Познавательно-исследовательский проект «Дары осени» для воспитанников средней группы
проект (средняя группа)

Жигулина Евгения Васильевна

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dary_oseni.docx262.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12

«Красная шапочка»

Проект «Дары осени»

Познавательно – исследовательский проект

(для воспитанников средней группы)

Работу подготовили:

Т.Ю. Сафронова,

воспитатель

высшей

квалификационной

категории

Е.В.Жигулина,

учитель-логопед

высшей

квалификационной

категории

https://bsk-du12.edusite.ru/

е-mail: ds_12_ber@edu54.ru

тел. 8(383-41)2-30-90

г. Бердск, 2023г.


Пояснительная записка

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Технологическая карта

Название проекта

«Дары осени»

Разработчики и составители

Т.Ю. Сафронова, воспитатель

Е.В. Жигулина, учитель-логопед

Название организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»

Участники

Воспитатели, специалисты, дети и их родители.

Актуальность, основания для разработки проекта

Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира.  Но,  учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира.  Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е.  постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Цель

Расширение и систематизирование знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. 

Задачи

Образовательные:

  • углубить представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • учить детей узнавать деревья, кустарники по листьям, плодам, семенам, коре;
  •  привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • Активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»,  «Сад», «Огород», «Деревья».

Развивающие:

  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
  • развивать творческие и познавательные способности детей;
  • развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.

Сроки реализации

25.09.2023-20.10.2023

Ожидаемые результаты

В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.

Место проведения

633010 Новосибирская область,

г. Бердск, ул. Вокзальная, 16;

МБДОУ №12 «Красная шапочка».

Группа № 8 «Паровозик»

Нормативно-

правовая база

Основополагающие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

  • «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

  • ФГОС ДО. (Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

  • Государственная программа Новосибирской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

  • Государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: среднесрочный проект

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап (25.09.2013-27.09.2023)

Цель: формирование знаний у детей об изменениях в природе, об осени, осенних признаках.

  1. Основной этап (28.10.2023-17.10.2023)

Цель: развитие речи, закрепление представлений об овощах и фруктах, об времени года «осень», расширение представления детей о природном явлении листопаде, воспитание любви к природе и бережному отношению к ней

  1. Заключительный этап (18.10.2023-20.10.2023)

Цель: активизация совместной деятельности детей и родителей, продолжение  развития творческих способностей участников педагогического процесса.

Выставка детских работ и совместной деятельности с родителями.

Этапы реализации проекта

I Подготовительный этап:

  • постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • составление плана, выбор форм работы;
  • подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы, музыкальных произведений;
  • подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности;
  • украшение группы  по теме «Золотая осень».

 


II Основной этап

Познавательное развитие

Занятия: «Ранняя осень», «Овощи и фрукты», «Деревья», «Осенние дары природы».

Беседы: «Осень золотая», «Что такое листопад?».

Наблюдения:

  • деревья осенью;
  • природа осенью;
  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

Упражнение ФЭМП: «Пересчитай шишки», «Каких грибков больше?», «Чего больше – шишек или желудей».

Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья». Желтый лист», «Зверюшки - добрюшки. Сердце осени»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы об осени:

А. Плещеев «Осень наступила»;

М. Ивенсен «Падают листья»;

Словесные речевые игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково». «Овощи и фрукты», «Угадай по описанию», «Чьи листья»,  «Доскажи словечко».

Отгадывание загадок «Осенние».

Творческое рассказывание детей по темам:

Рассказывание по картине «Дети гуляют в парке».

Рассматривание иллюстраций об осени, составление  описательных рассказов.

Социально-коммуникативное развитее

Сюжетно-ролевая игра  «Овощной магазин».

Игра – драматизация по сказке «Репка».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты», «Какое время года?», «С какого дерева листок», «Что изменилось», «Что лишнее?», «Что за птица».

Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы на прогулочном участке

Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото», разрезные картинки.

Беседа: «Жизнь растений осенью», «Осенние хлопоты людей».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние ежики».

Рисование с элементами аппликации: «Мухомор», «Нарядные деревья».

Рисование-печать: «Осенние листья».

Лепка из природного материала: «Грибочки»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!», «Соберем урожай», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Листопад», «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Физкультминутки: «Клён»,  «Листопад»,  «Грибы».

Дыхательная гимнастика «Чей листок раньше улетит»

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осень», «Есть у каждого свой дом», «Воробьи», Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла»,

Мероприятия по работе с родителями:

  • участие в выставке работ на тему «Осенняя фантазия»;
  • беседы с родителями на тему: «Человек и природа», «Прогулки в природу - основа здоровья ребенка».

III Заключительный

  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; коллективной творческой работы детей группы с природным материалом «Осенние ёжики».
  • Выставка творческих поделок на тему: «Осенние фантазии», сделанных в совместной деятельности  родителей с детьми.
  • Фотовыставка по итогам проекта «Дары осени»;
  • Картотека «Осенние загадки»
  • Конспекты занятий «Ранняя осень», «Осенние дары природы»
  • Консультации для родителей: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Осенняя мастерская».
  • Публикация в телеграм детского сада.


В результате проекта:

1. У детей сформировалось и обогатилось представление о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья.

2. Расширился словарный запас детей.

3. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.

4. Дети стали любознательными, стали более бережно относится к природе, проявляют заботливое отношение к ней.

В завершении можно сделать вывод, что благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.


Список литературы:

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа.2016
  2. Гербова В.В. Книга для чтения детском саду и дома: 4-5лет. – Оникс, 2011.
  3. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010.
  4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5лет, - М.: Мозаика-синтез, 2010.
  5. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности. М.: мозаика-синтез, 2010.
  6. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду младшая и средняя группа. – М.: Творческий,центр,2011
  7. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: Творческий центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

проект "Дары осени" для детей средней группы

Монопроект "Дары осени" среднесрочный с участием педагогов, детей и родителей....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической   деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимняя сказка» (для детей средней группы)

Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к п...

Конспект НОД по познавательному развитию «Дары осени» (для детей средней группы)

Конспект НОД по познавательному развитию «Дары осени» (для детей средней группы)Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах.Задачи:Образовательные: Закрепить знания об овощах, фрукт...