Занятия по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом
план-конспект занятия (старшая группа)

Михайлова Вероника Михайловна

Занятия и игры  по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Труд овощеводов и садоводов»

Цель: Закрепить у детей название овощей и фруктов, закрепить представление о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа: Наблюдение за работой взрослых на огороде, в саду, при перевозке овощей. Набор картинок с изображением сельскохозяйственных машин (трактор, картофелесажалка), загадки об овощах и фруктах.

Воспитатель предлагает поиграть детям в игру, что растёт в саду и на огороде? Загадываю вам загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.

  • Длинный, зелёный, вкусный, солёный. (Огурец), (Где растёт: на огороде)
  • Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява

Кто любит щи, меня ищи. (Капуста) (Где растёт: на огороде)

  • Летом ягоды черны

Летом ягоды вкусны

Чик-чирикнул воробей

Чем чернее тем вкусней. (Смородина) ( Где растёт: в саду)

  • Я румяную матрёшку

От подруг не оторву

Подожду пока матрёшка

Упадёт сама в траву. ( Яблоко) (Где растёт: в саду)

  • Сидит бабка на грядке, вся в заплатка

Кто ни взглянет, всяк заплачет. ( Лук) (Где лук растёт: на огороде)

  • Каждый листик, как ладошка

Схож он с бусами немножко

Был зелёным, а поспел он

Стал янтарным, красным, белым. (Виноград) (Где растёт: в саду)

Молодцы, всё отгадали. Теперь мы знаем что растёт в саду, а что на огороде. А кто выращивает овощи?

Дети: Овощеводы.

- А фрукты кто выращивает?

Дети: Садоводы.

- Да, овощеводы и садоводы выращивают фрукты и овощи, они собирают большие урожаи, потому- что работают дружно и хорошо. А всё что ими выращено, поставляется в города, посёлки, в сёла. Садоводы везут фрукты: яблоки, виноград, сливу, гранат. А овощеводы в свою очередь, поставляют: огурцы, помидоры, лук, морковь, капусту, арбузы, дыни.

- А как готовятся к посеву всего этого, знаете? Нет? Тогда слушайте.

- Сначала готовят семена. Их очень тщательно сушат, хранят при определённых температурах, и влажности. Зимой ремонтируют технику, готовят к выходу в поля. С наступлением весны, когда снег сойдёт с полей, солнце прогреет землю, выходят трактора на пашни и вспахивают землю. В землю вносят удобрения, чтобы подкормить семена. Землю рыхлят, а затем уже высевают семена моркови, свеклы. Когда всходы подрастут, начинается прополка от сорняков, защита от болезней, вредных насекомых. Для некоторых овощей проводят рыхления, полив. Когда поспевают ранние овощи, начинается их уборка. Тогда приходят на поля комбайны, трактора.

- Свежая продукция поставляется в города. А осенью когда идёт массовое вызревание урожая, овощи уже закладывают в специально подготовленные помещения, которые называют овощехранилищами. И хранятся они там всю зиму. Здесь очень много места, и всем овощам здесь комфортно. И всё это ради того чтобы мы с вами могли всю зиму употреблять в пищу витаминные салаты.

- Скажите, а мы с вами какими орудиями труда, будем пользоваться на огороде? (Лопата, грабли, лейка, тяпка)

- А что, понадобится садоводу, чтобы проводить работы в саду? ( Лопата, грабли, садовые ножницы, опрыскиватели, ведро, лейка)

- А можно ли такими орудиями  труда справиться на полях?

Дети: Нет.

- А чем можно там пользоваться?

Дети: Разными сельхозмашинами.

- Посмотрите, какие машины изображены на картинках. (Дети рассматривают и обсуждают).

- В уборке урожая принимают участие не только садоводы и овощеводы, но и трактористы-механизаторы, шофера, лётчики. Они обслуживают эту технику, и её помощью своевременно собирают урожай. Давайте проведём игру: Собери урожай.

Цель: Научить детей разными способами различать дары полей, садов. Воспитать уважение и интерес к сельскохозяйственному труду. Воспитатель прячет разные плоды в углах комнаты. Дети чувствуете, как вкусно пахнет?

- Ну-ка, угадайте, что может так приятно пахнуть? Кто может отыскать плоды по запаху? Дети собирают отдельно фрукты, овощи, колоски и хлебобулочные изделия. Рассматривая дети называют, всё что нашли, рассказывают, кто что выращивает. Кто это всё убрал с полей, куда закладывают на хранение?

- Молодцы, всё правильно запомнили.

Игра: «Ремонтная мастерская»

или «Кто лечит машины».

Цель: расширить представление детей о труде рабочих ремонтирующих сельскохозяйственную технику. Тех, кто готовит её к выходу весной на поля. Воспитывать у дошкольников уважение и интерес к нелёгкому, но, очень нужному труду, механизаторов. Развивать речь детей, увеличить словарный запас детей новыми словами, такими как ремонтная мастерская, токарь, слесарь.

Подходя с детьми к зданию мастерской, поинтересоваться у детей:

Как вы думаете, куда мы с вами сейчас пришли? Дети - это мастерская. А вы знаете, чем занимаются люди в мастерской?

Чинят машины, вытачивают детали к технике. Отвечают дети.

- Правильно. Хотите, посмотрим, как всё это происходит?

- Конечно, хотим. Мы здесь никогда не были.

- Вот и хорошо, что нас сегодня пригласили на эту экскурсию.

Воспитатель, вместе с детьми, входит в мастерскую. Здесь дети осматривают машины, трактора, столики для обработки деталей. Воспитатель обращается к механику:

- Сергей Николаевич, расскажите детям как вы готовитесь весеннее - летним работам. Сергей Николаевич с удовольствием рассказывает детям:

- Вот это трактор. Одна гусеница у него неисправна. Сейчас гусеницу ремонтирует сварщик. На глазах у него одеты специальные защитные очки, без них нельзя. А вот за этим станком работает токарь. Он вытачивает детали, которые ему заказывают механизаторы.

- Расскажите Игорь Иванович, куда вы поставите эту деталь?
- Мы лечим все машины. И вот без этой детали ни одна машина вообще не поедет, это подшипник.

Во время экскурсии дети узнали о новых профессиях, людей которые ремонтируют сельскохозяйственную технику. Это и слесари, и токари, электрики, электросварщики. Немаловажно детям было узнать, что всё это ремонтируют зимой в тёплых помещениях, когда на улице трещат сильные

морозы.

Дети, чем лучше, качественней проведут свою работу сварщик, электрик, токарь, тем лучше будут весной работать трактора и машины, и все остальные агрегаты этого сложного хозяйства. Проверка качества их работы проходит во время весеннее-летних работ на полях. Их труд тесно связан с трудом других людей.

Большое спасибо Вам Сергей Николаевич, Игорь Викторович за познавательную беседу, теперь дети имеют представление, как происходит ремонт машин. Дети в саду будут играть, использовать всё, что сегодня узнали.

Занятие: «Как хлеб на стол пришел»

Цель: закрепить знания о том, что хлеб нужен каждому человеку. Воспитать благодарное и уважительное отношение к труду хлеборобов (механизаторов, трактористов, комбайнёров, рабочих зернотоков). Закрепить знания детей о последовательности в выращивании зерновых, пути который проходит зерно, до того как попадёт к нам на стол хлебом. Научить детей разбираться в особенностях профессий людей, причастных к выращиванию зерна, к его переработке.

Материал: карточки с изображением людей разных сельских профессий, а так же с изображением техники помогающей сельчанам в их трудной борьбе за хлеб.

Ход занятия: воспитатель обращается к детям:

- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе.

  • Хлеб всему голова.
  • Весной один день- год кормит.
  • Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
  • Как потопаешь, так и полопаешь.

Молодцы, знаете пословицы о труде. А сегодня мы с вами отправимся в гости к тем, кто выращивает зерно, т. е. к хлеборобам. Я буду показывать вам картинки, а вы будете рассказывать, что на них изображено. Так мы узнаем, что вы знаете. Воспитатель начинает рассказ.

- Весной в поля выходят машины. У людей ведущих эти машины много работы. Нужно поля вспахать, разрыхлить землю быстро, чтобы не упустить время, сохранить влагу. Ведь для того чтобы отдача была хорошая, необходимо всё сделать качественно и вовремя. Ребята кто выезжает на поле
первыми? Правильно, конечно же, трактористы. Воспитатель выставляет картинку с изображением трактора. Чем оснащён трактор? Правильно - плуг.

- А зачем нужен плуг? Плуг нужен для рыхления почвы. Это в народе называют «пахота». Плуг ещё называют ножом. Трактор идёт по полю, оставляя ровные борозды, режет землю, переворачивает землю на изнанку.

- После этого необходимо посеять зерно в землю. Что для этого нужно? Знаете? Да, правильно сеялки. Смотрим картинку с изображением сеялки.

- Сеялки настраивают для правильного распределения семян по полю. Вскоре после посевной, зерно прорастает, и появляются всходы. Растут, поднимаются к солнцу колосья пшеницы, ячменя. Подрастают высокие стебли кукурузы, подсолнечника. В конце лета дружно созревают колосья зерновых, качаются как золотые волны. Пришла пора убирать всё, что было выращено. И вновь идут на поля машины. Выезжают на поля комбайны.

- Как называют механизатора за штурвалом комбайна?

- Правильно, комбайнёр. Он ведёт по огромному полю свой комбайн, обмолачивает в бункер скошенное зерно, ссыпая из наполненного бункера зерно в подъехавший к нему трактор или машину. И везёт машина рожь, ячмень, пшеницу. А куда? Да, правильно дети, везут на зерноток. На токах зерно подрабатывают, и отправляют на элеваторы, где зерно и хранят до переработки. В нужное время зерно перевозят на мукомольное производство.

- Да, на заводе из зерна намелят муку. Ребята, а какую продукцию изготавливают из муки?

- Булочки, батоны, хлеб. Их пекут пекари.

А потом из пекарни всю эту продукцию развозят специализированным транспортом по торговым точкам. В наше село хлеб привозят из районного центра, с.Николо - Березовка.

- Я и все люди нашего села покупаем хлеб и всё что нам нужно для питания. Надеюсь, все поняли, как хлеб к нам домой на стол пришёл. Долго идёт, начиная с весны и до самой поздней осени.

- А сейчас, ребята проведём блиц - опрос, узнаем, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили.

Вопросы:

  1. Какая первая машина выезжает в поле? (Трактор с плугом)
  2. Что нужно трактору для пахоты? ( Плуг, культиватор)
  3. Что навешивают на трактор для посева семян? (Сеялку)
  4. Кто управляет комбайном? (Комбайнёр)
  5. Кто увозит с полей зерно? ( Шофер, тракторист)
  6. Куда везут зерно машины, трактора? (На зерноток, элеватор)
  7. Куда везут зерно с элеватора? (На мукомольные комбинаты)
  8. Какие продукты выпекают из муки? (Хлеб, булочки, кондитерские   изделия)
  9. Откуда пришёл хлеб на стол? (С поля, с земли)

- Молодцы, дети!

Далее проводится дидактическая игра: « Когда это бывает?»

А весной мы с вами, чтобы узнать больше о труде хлеборобов, пойдём на экскурсию

Игра: « Что где растёт»

Цель: закрепить знания детей о растениях; развить умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развить активность и самостоятельность мышления.

Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Нужно как можно быстрее отобрать и закрыть пустые клетки на больших картах с изображением леса, поля, сада, огорода картинками растений.

Выигрывает тот, кто быстрее все пустые клетки и правильно назвал растения.

Дети обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается. Для того чтобы, интерес к игре не угасал, в неё вводят карточки с новыми видами растений.

ИГРА   «СОЗРЕЛО - НЕ СОЗРЕЛО»

Цель: научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

Оборудование: овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженные в окраске, (помидоры, сливы, абрикосы и т.д.) и овощи и фрукты с менее заметными признаками спелости. Игру можно провести как подвижную.

Половине группы воспитатель раздает спелые овощи, фрукты, а остальным не спелые.

По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами,

чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.

Блиц - опрос, « Хлебное поле».

  1. Почему нельзя ходить по хлебному полю?

(чтобы не повредить культурные растения)

  1. Почему нельзя бросать хлеб?

(в него столько вложено труда, любви, заботы)

  1. Сколько людей трудятся, чтобы у всех нас был хлеб?
    (очень много, хлеб даётся очень тяжело)
  2. Что необходимо предпринять, чтобы сохранить влагу на полях?

(нужно оставлять стерню на полях, снегозадержание)

  1. Как мы называем людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
  2. Кто работает на тракторе? (тракторист, механизатор)
  3. Кто работает на комбайне? (комбайнёры)
  4. Почему поле называют «хлебным»?

(потому - что из зерна, выращенного на этих полях, изготавливают хлеб)

Игра: «А что потом»
     Мы много узнали о труде хлеборобов, труде для того, чтобы у нас на столе всегда был хлеб. Для того, чтобы было много хлеба, нужно очень много потрудиться людям разных профессий. Прежде всего, необходимо подготовить поля к посевной, задержать снег на полях, внести удобрения в почву. А потом перепахать поля. Затем наступает пора посевной. Всё лето поля оберегают от болезней и вредителей. Осенью необходимо вовремя убрать урожай зерновых с полей. Свезти на зернотока. Просушить, а потом перевезти зерно в город на элеваторы. На элеваторах зерно превратят в муку. Испечь хлебо-булочные изделия. И вот теперь хлеб на столе.

Посадка семян помидора и огурца.

Занятие 1

ЦЕЛЬ: Научить правильно, посеять семена помидора и огурца. Найти различия: семена огурца похожи на овал, а томата на кружки.

Воспитатель раскладывает семема этаж двух культур на столе и предлагает, внимательно посмотрев на них, сказать, в чем их различия. Дети отвечают, что семена разные по величине, что семена огурца продолговатые, а помидора округлые.

 – Ребята, а что необходимо семенам, чтобы они проросли, и росли крепкими?

Дети отвечают, что им необходим свет, тепло, вода и почва.

- Правильно! Но сначала что нужно предпринять, чтобы семена проросли?

Рассказываем детям: Берём салфетку, немного тёплой волы и промачиваем салфетку каждый вил семян кладём в отдельную салфетку. Завернув семена, таким образом, кладем их в теплое место, и ожидаем 2-3 дня когда, семена прорастут.

Занятие 2

Посмотрите это семечко огурца, а в нём находится зародыш. У этого зародыша ещё нет ни корня, ни стебелька. Они начнут развиваться, тогда когда мы их посеем в землю. А какая земля нам нужна? Конечно же мягкая, тёплая и влажная. Это все условия для хорошего поста наших семян. Давайте, сначала, польём землю. Сегодня нам нужно наклюнувшиеся семена помидор и огурца высеять в землю. Я беру в левую руку семена, а правой рукой уже по одному семени, и аккуратно выкладываю их в бороздки, начиная с края ящика. Семенам в ряду не должно быть

- Посмотрите, как это нужно делать. А чтобы закончить посев нужно закрыть землей семена, как бы защипывая края бороздки. После показа воспитатель предлагает детям проделать то же самое самим. Ставят ящик с землёй на стол и располагают детей так, чтобы на каждого приходилось по 2 бороздки.

-        Дети при посадке будьте внимательны и аккуратны. Не толкайте друг друга, так как семена очень мелкие, и их нечаянно можно просыпать.

Приступая к работе необходимо соблюдать правила охраны здоровья. Воспитатель наблюдает, как дети выкладывают семена, чтобы соблюдали интервал между растениями, и только потом помогает правильно засыпать семена.

-        Вот мы и посеяли семена, а теперь что нужно сделать? Правильно полить.

Осторожно, чтобы не оголить семена поливаем из леечки. А теперь наши семена приступили к своей работе, а мы будем ожидать первых всходов. А летом, когда придёт тепло, мы с вами будем их пересаживать в землю на огороде. Будем ждать!  

Игра: « Магазин « Семена».

Цели: рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена; познакомить их с внешним видом семян наиболее распространённых овощей (морковь, свекла, огурец, помидор, капусты) напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью»); закрепить представление о том, что овощи выращивают огородники, а цветы - цветоводы; научить группировать растения по месту их произрастания и использования в быту, а так - же описывать и находить предметы по описанию.

Оборудование: вывеска с рисунками и надписями (семена овощей), семена в спичечных коробочках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).

Воспитатель назначает детей на роли директора, продавцов и покупателей, (по желанию)

«Директор» готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. «Продавцы» занимают места за прилавком, в магазин приходят «покупатели». Часть из «покупателей» - цветоводы, остальные - овощеводы. Каждый « покупатель» называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева.

«Продавец» должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).

«Директор» (и все дети) контролируют правильность выполнения задания. 

Игра « В саду - на огороде»

В начале игры воспитатель уточняет, что лежит на тарелке (овощи) и что в вазе (фрукты), спрашивает, где растут овощи и фрукты. Укрепляет на фланелеграфе слева контур дерева - это сад, справа полоску чёрной бумаги - огород. Воспитатель объясняет детям, что находится слева и что справа, и даёт задание.

Сейчас я вам покажу картинку. Тот, кого, я назову, скажет, что на ней нарисовано и куда её поместить туда, где сад, или туда, где огород. (Показывает картинку, на которой нарисована свекла)

-        Юля, что это? Где растёт? Куда поставить картинку?
Правильно. Справа, туда, где огород.

Далее воспитатель прикрепляет картинки одну за другой на фланелеграф между садом и огородом. Дети переносят картинки либо в сад, либо в огород и обосновывают своё решение. Если кто-то ошибается, воспитатель возвращает картинку на прежне место, а ребёнку предлагается выбрать другое изображение: лимон, абрикос, персик, морковь, огурец, груша, слива, капуста, горох.

Заканчивается эта часть занятия обобщением: слева фрукты, справа овощи. Фрукты растут в саду, овощи на огороде. Далее воспитатель предлагает детям поиграть в загадки.

  • Сочное, румяное, с красным бочком. Что это? (Яблоко)
  • Сладкая, сочная, ароматная. Это? (Груша)
  • Зелёный, длинненький, пупырчатый. ( Огурец)

В заключение воспитатель читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи», после чего задаёт вопросы: «Какие овощи хозяйка купила на базаре? Каких овощей в группе не хватает, чтобы сварить такой же вкусный овощной суп, как в стихотворении»? ( Петрушки).

Занятие "Посадка картофеля"

Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры - картофель. Воспитывать интерес к труду овощеводов. Желание принимать участие в выращивании картофеля. Ввести в словарный запас детей слова: боронование поля, культивирование, окучивание, борьба с сорняками и болезнями, а так же вредными насекомыми.

Ход занятия: воспитатель напоминает детям об экскурсии на ремонтные мастерские. Бригадир нам сказал, что картофель - это наш второй хлеб. Почему? Что можно приготовить из картофеля? Какие блюда вы знаете?

Дети вспоминают, что это: суп, картофельное пюре, салаты, картофель во фритюре.

  • Да вижу, знаете и любите это кушать. Ведь без картофельного пюре не будет вкусным ни рыба, ни мясо. А сегодня, мы с вами познакомимся, как вырастить картофель. Дома на своих огородах ваши родители и вы вместе с ними выращиваете этот овощ. Даже если вы пока что ещё наблюдаете за этим процессом, вы видели что посадки с картофелем необходимо пропалывать и рыхлить. А когда приходит время, собирают урожай. А наши овощеводы выращивают картофель на очень больших площадях.

- Можно ли при помощи лопаты засеять картофелем огромные площади?

  • Нет (отвечают дети).

Поэтому и применяют для работ новейшую технику, высокой производительности. Для того чтобы получать высокие урожаи нужен уход, каждодневный и кропотливый. После посадки, следует провести боронование. Мощные трактора тянут по полю за собой тяжёлые бороны.

- Что же он там делает, если картофель уже посажен? (спрашивают дети) Боронование земли проводят для того, чтобы после дождей земля не покрылась коркой, и не препятствовала бы росту растений. После боронования земля становится рыхлой и воздухопроницаемой, что для растений, любых, очень важно.

  • А для чего ему сразу три бороны?
  • Так быстрее идёт работа. А значит, быстрей растения будут расти, так как у нас не очень длинное, -лето, чтобы растения смогли убрать до заморозков.
  • А как ваши родители борются с сорняками на огородах?

Дети вспоминают и рассуждают, что необходима тяпка. Тяпкой маленьким детям тяжело работать, но многие видели её и конечно же пробовали с её помощью убирать сорняки.

В поле при таких масштабах с тяпкой не справиться ни за что. Поэтому в поля опять выезжает современная техника. Картофель подрос и его нужно прокультивировать. Трактор идёт между рядами и, освобождая почву от сорняков, одновременно окучивает растения. Ботва картофеля полностью при этом засыпается землёй, но не повреждается при этом. Поэтому тяпка здесь совсем не нужна, а нужен культиватор. Дети повторяют новое для них название.

А сейчас я проведу с вами блиц - опрос, хорошо ли вы запомнили всё то, о чём мы сегодня говорили:

  1. Что тащит по полю трактор? (борону)
  2. А зачем нужна борона? (борона нужна для того, чтобы рыхлить землю)
  3. Как   бороться  с   сорняками   на  картофельных  полях?   (культиватором пропалывают и окучивают посадки)

- Молодцы, дети.

  1. А каким будет урожай, если за посадками такой уход, столько вкладывают труда?

- Конечно же, большой, богатый, (отвечают дети). Наши овощеводы ухаживают за овощами и делают это с большой отдачей труда, с желанием выращивать всё больше и больше, и работают с удовольствием, видя результаты своего труда. Вы ребята, вырастите, и станете такими же дружными и трудолюбивыми.

Высадка цветочной рассады на клумбу

Цель:  Дать детям представление о том, что многие растения очень теплолюбивы. Их вначале необходимо выращивать на подоконнике, в теплице, а затем высаживают на гряды. Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы.

Организация занятия: Клумбу или цветочную рабатку готовят заранее: перекапывают, вносят удобрения, отбивают края и дорожки, поливают за 1- 2часа до работы. Воспитатель с помощью 2-3 детей маркирует место посадки, готовят в месте для работы оборудование: верёвочку с колышками на концах, палочки для маркировки места посадки растений, совочки, лейки и  ведёрки.

Ход занятия: В первой половине занятия детей размещают так, чтобы всем было удобно видеть и работать. Рассматривая с детьми изображение цветущих растении, спросить: « Кто знает, как называется цветок? Нравится? Чем?»

После рассматривания картинок и беседы воспитатель

обсуждает с детьми как разместить растения на клумбе, рабатке. При этом обращает внимание на необходимость подбора растений так, чтобы было красивое сочетание цвета, размера. Во время работы объясняет, почему одни растения  высаживают рассадой а другие семенами. Затем рассматривают рассаду. Воспитатель знакомит со способами её посадки. Ребят следует разместить так, чтобы каждый ребёнок мог видеть действия воспитателя и возможность самому принимать участие в посадке цветов. Вначале педагог показывает мерную палочку и способ её использования. Затем на обозначенных местах делает ямки и поясняет, что в ямке обязательно должны уместиться все корешки растения. Все дети готовят ямки. Воспитатель вынимает рассаду из посевных  ящичков и раскладывает посередине рабатки или сектора клумбы. Затем в ямки дети из леек наливают воду, объяснить детям важность присутствия воды для цветов. Пока вода впитывается, 2- 3 ребят рассказывают, а воспитатель показывает, как надо садить рассаду. Во время посадки следить за выполнением детьми работы, помочь тем, кто не справляется с заданием. Когда все растения посадили, вместе с детьми проверить правильность посадки, исправляя при этом допущенные ошибки.

Затем дежурные при помощи других детей поливают всю клумбу. В конце воспитатель даёт оценку работы, подчёркивая, что все работали дружно. Предлагает: проследить, когда на растениях появятся свежие листочки (это значит, что растения прижились); договориться об очерёдности работы- когда и кто будет поливать.

Сад, огород, поле.

1. Какие фрукты ты знаешь?

2.Где они растут?

З.Что из них можно приготовить? Как их выращивают (на одном примере). 4.Для чего овощи нужны человеку?

5.Что растет на полях нашего хозяйства?

6. Какая техник  используется для выращивания урожая?

Игра: «Определи на ощупь»

 («Определи на вкус», «Узнай по описанию»)

Цели: уточнить представление детей 4- 5 лет об овощах; научить детей 5-6 лет отгадывать загадки, задавать уточняющие вопросы, поддерживая диалог с товарищами по группе; у детей седьмого года жизни воспитать умение самостоятельно придумывать загадки на заданную тему.

Предварительная работа: воспитатель загадывает загадки, детям седьмого года жизни, об овощах, помогает запомнить их.

Для выполнения первого игрового задания воспитатель вызывает всех детей пятого года жизни. Если ребёнок ошибается, то кладёт овощ обратно в коробку, а сам возвращается на место. Если ответ верен, воспитатель спрашивает у старших детей: « Что вы можете рассказать про этот овощ?»

Далее проводится дидактическое упражнение « Определи на вкус». Воспитатель берёт с тарелки (подноса) кусочек овоща, показывает его всем и кладёт в рот ребёнку (глаза у него должны быть закрыты). Тот по вкусу, определяет, что это было. ( Например, « съел кусочек варёной моркови») в игре участвуют семь - восемь детей 4-5 лет.

Младшие дошкольники раскрашивают изображения овощей (картинки раздаются до занятия по одной на каждого ребёнка). Выполнив задание, дети идут играть.

Пока младшие занимаются картинками, старшие отгадывают загадки. Например: «Сидит девица в тёмной темнице, а коса на улице» и др.

Воспитатель добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений. 

Рассада Астр.

Программное содержание: уточнить с детьми название цветов, их строение, особенности окраски, форма листьев, стебля. Что все цветы красивы, приятно пахнут. Дать представление о жизни растений. О его последовательности в развитии. Как из росточка появляется стебель, листья, цветы. Учить детей внимательному, бережному отношению к природе, к окружающему нас миру.

Материал: Клумба - картина с изображением цветов, рассматривание цветов (мак, колокольчик, ромашка), иллюстрации с изображением астр, рост астр в ящичке, вода, почва, лопатки, грабли.

Предварительная беседа: Беседа о цветах, рассматривание открыток, картинок с изображением астр.

Ход занятия: Дети, мы пришли на полянку, на которой растут цветы. (Дети подходят к клумбе, на которой изображены цветы: ромашки, маки, колокольчики, астры). Воспитатель: Дети, назовите цветы. Дети: Ромашки, колокольчик, мак.

Воспитатель: Красота цветов в их окраске, форме листьев, цветочков. Какие бывают цветы?

Дети: Весёлые, грустные, красивые, нежные, яркие. Воспитатель: Какого цвета василёк? На что он похож?

Дети: Голубого, синего. А похож он на шапочки. Воспитатель: Дети, а что ещё бывает в природе голубым? Дети: Небо.

Воспитатель: А на что похож мак? Какого он цвета?

Дети: Он красного цвета и похож на солнышко и мяч.

Воспитатель: А ромашка, какого цвета?

И что ещё бывает такого цвета как ромашка?

Дети: Ромашка белая. А белым бывает снег, лёд, платье, рубашка и т. д.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете цвета, про окраску.

Вот мы с вами собрали целый букет разных цветов, все они красивые, бархатные, махровые, нежные, мягкие. О них нужно заботиться. А вы, дети хотите узнать, как рождается цветок?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда, садитесь поудобнее, и слушайте сказку о цветочке. Яркие, красивые цветы появляются не сразу. Сначала, будущий цветок спит, и набирает сил в своей растительной колыбельке, укутанный и спелёнутый, в свои пуховые пелёнки. ( Детям показывают семена астры) Это семена астры бархатной. Для того, чтобы семя проросло нужно его накормить, напоить и согреть. Но у цветов своя пища. Мы с вами сажали лук, он большой, сажали цветок, он большой, а сегодня у нас семена астры. Мы приготовили землю, её обогрело солнце, положим семя - колыбельку в почву и будем поливать тёплой водой. Во влажной земле малыш пророс, стал расти, и пелёнки ему стали малы. Малыш цветок начинает прорастать сквозь землю. Росток - росточек продолжает расти и превращается в стебелёк. Стебелёк крепнет, появляются листья нежные, ранимые. Стебель становится всё крепче и выше. И вот появляется бутон, в котором ещё спит сам цветок. Ещё чуть и цветок раскроет свою неповторимую красоту. Мы будем, любоваться и восхищаться им. Дети, а вы хотите посадить астрочку - колыбельку на клумбе, чтобы у нас в детском саду цвели красивые астры - цветы. - Хотим!

Воспитатель: Сажать будем на улице, на участке детского сада. Помогите вынести ящик с рассадой астры, воду, лейки, грабли, палочки, лопатки.

С детьми рыхлим землю, Таня с Серёжей помогают делать бороздки. Землю поливают Алина с Ангелиной. Молодцы, напоили землю тёплой водой. Я вам аккуратно даю росток астрочки. Что у неё уже появилось? (стебель, листья) Сейчас я вам покажу как аккуратно, не причиняя боли росточку посадить его в землю. Палочкой я делаю углубление, и мягко посадив его в землю, присыпаю землёй. Теперь все аккуратно берём по ростку и не повреждая стебелёк, сажаем малыша в углубление земли.

Воспитатель наблюдает за работой малышей, помогает при необходимости.

- Молодцы! Посадили. Теперь давайте польём. Аккуратно не смывая землю с корней цветка. Устали? Давайте вымоем руки. (Дети моют руки, воспитатель поливает детям на руки воду).

Буль, буль, буль журчит водица

Все ребята любят мыться

Вот так хорошо, хорошо

Руки с мылом мы помыли

После вытерли посуше

Мы помылись как большие

Вот мы чистые какие.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Хотите поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто любит сидеть на цветке?

Дети: Пчёлы, жуки, светлячки, божьи коровки, бабочки.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете насекомых. А сейчас поиграем в игру «Найди свой дом». Перед вами лежат цветы: мак, ромашка, колокольчик, астра. А насекомые потеряли свой домик. Давайте поможем найти пчёлам, жукам, стрекозе, коровке свой домик.

Труд на участке детского сада.

  1. Что   мы   сажаем   в   огороде   из   овощей? (Назовите).
  2. Как мы ухаживаем за ними? Почему?
  3. Для чего нужны овощи человеку?
  4. Какие цветы растут на нашем участке?
  5. Какие цветы мы сажаем весной?
  6. Какие деревья, кустарники растут на нашем участке?
  7. Какие условия нужны растениям, чтобы они росли красивыми?
  8. Какие  птицы  прилетают к нам  зимой на участок?
  9. Как мы заботимся о птицах в зимнее время?
  10. Какие наблюдения мы ведем на участке в весеннее,   летнее,   и   осеннее   время   (цветы, овощи, деревья, кустарники).
  11. Какие цветы мы выкапываем для хранения в подвале?
  12. Для чего убираем мусор с участка?

Экскурсия на зерноток.

Цель: расширить представление детей о том как и какой путь проходит хлеб, после того как его увезли с поля. Познакомить детей с особенностями труда людей работающих на зернотоке. Воспитать уважение к труду, научить понимать важность данного этапа по обработке зерна, обогащая при этом и словарный запас детей новыми словами (зерноток, зерносушилка, зернопогрузчик).

Предварительная подготовка: беседовать с детьми о предстоящей экскурсии, показать детям картинки с изображением всего того, что им предстоит увидеть. Заранее договориться с рабочими о проведении такой экскурсии, чтобы дать возможность детям увидеть как можно больше.

Войдя в помещение, обращаем внимание детей на большие кучи зерна. Детям дали возможность подержать в руках зерно. Детям объяснили, что это ячмень, а позже будут завозить и рожь и пшеницу. Дети восторгаются от увиденного большого количества зерна. Воспитатель обратилась к рабочим зернотока:

- Расскажите, пожалуйста, детям о своём труде.

- Сначала с поля привозят зерно, оно может быть засорённым, может быть влажным. В таком случае зерно проходит сушку, а затем сортировку, когда от зерна отвевают всё лишнее, т. е. семена сорняков и другой мусор. Когда стоит солнечная погода, зерно провеивают на воздухе, перебрасывая зерно большими деревянными лопатами. Зерно для закладки в хранилища должно быть обязательно сухим, иначе оно испортится. Для этого имеются большие сушильные агрегаты, которые и доводят зерно до определённой кондиции.

Здесь очень шумно, и все заняты своими обязанностями. Такой труд не терпит суеты.

Поэтому дети, посмотрев всё, вышли на свежий воздух. На обратном пути в детский сад дети делились впечатлениями, им всё очень понравилось.

- Вот дети где начинается путь нашего с вами хлеба. После всей обработки на токах, зерно отправляют в город на мукомольные комбинаты. Там зерно в зависимости от вида, сортируют, и отправляют на переработку. Есть зерно, которое идёт на изготовление круп, а есть именно то, которое идёт на выпечку хлеба.

Так ребята узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем или другой выпечкой. После экскурсии дети с удовольствием играли в игру, подражая комбайнёрам, трактористам и рабочим зернотока.

Игра: «Съедобное и несъедобное»

Цели: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идёт надземная часть - вершки, у других - подземная - корешки.

Оборудование: овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы).

Правила игры: Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не один год, и медведь легко будет узнавать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.

Накануне воспитатель читает детям сказку: « Мужик и медведь», а затем предлагает вспомнить её содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, и урожай делить поровну. Хитрый мужик всё время выбирал съедобную часть (вершки или корешки), в зависимости от того какой овощ они посеяли, а остальное отдавал медведю.

Воспитатель вызывает 2 детей. Один из них будет исполнять роль мужика, другой - медведя.

Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю - ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз, например, сеяли капусту). Возьму теперь вершки».

При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.

Игра: « Что в корзинку мы берём?»

Цели: закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, огороде, в лесу; научить различать плоды по месту их выращивания; сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

Оборудование: медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так- же корзинок.

У одних детей-медальоны, изображающие разные дары природы. У других - медальоны в виде корзинок. Дети - плоды под весёлую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, нежную землянику, прячущийся в траве гриб, и т. д.

Дети - «корзинки» должны в обе руки набрать плодов» Необходимое условие: каждый ребёнок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи- с огорода, фрукты из сада, грибы - из леса и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил задание. В случае ошибки ребёнок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь: « Ягода - малина, где ты?» Собирать больше 2 плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал.

Дети меняются ролями: собиратели становятся плодами, а плоды - покупателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку (прочитать её на память или придумать самому).

Рекомендуется использовать следующие загадки.

Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку - увидишь сердцевинку.

Из плодов он тверже всех, называется… (Орех)

Игра: «Овощехранилище»

Цель: напомнить детям о том, что сельские труженики выращивают овощи на огороде, а фрукты в садах; урожаи привозят в город и хранят в овощехранилищах. Закрепить представление о том, что некоторые овощи и фрукты заготавливают свежими (картофель, лук, морковь), а другие солят (огурцы); что есть овощи, которые хранят и свежими, и солёными (например, капуста); сообщить о том, что овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые; научить отбирать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту. Оборудование: в ряд расставляют 3 стола: на одном овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приёмные пункты овощехранилища. Один стоя предназначен для приёма продуктов на хранение в свежем виде (на вывеске - овощи, хранящиеся свежими, - картофель, свекла, морковь и др.), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске - бочка с огурцами или чем - то другим). Подготовить «тару» для хранения и для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

         «Садоводы и овощеводы вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Для этого кладут овощи и фрукты в овощехранилища».

Затем воспитатель с детьми распределяет и уточняет роли в игре: часть детей будет приёмщиками, а остальные - земледельцами. «Земледельцы» привозят урожай, а «приёмщики» определяют способ хранения; «приёмщики» должны рассказать, почему они отбирают овощи и фрукты для определённого способа хранения, распределяют овощи и фрукты для хранения так, чтобы те не испортились и сохранились.


 Консультация для воспитателей Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом

Очень важно правильно организовать качественный процесс патриотического воспитания маленьких тружеников, ориентированный на запросы современного общества.

Каждый человек должен испытывать чувство глубокого уважения и благодарности к людям сельскохозяйственного труда, бережное отношение к хлебу, и воспитывать эти чувства нужно с раннего детства. Ещё с младшей группы, читая потешки: «Сорока-белобока» «Кисонька –мурысонька и другие, мы развивали эти чувства. Постепенно с возрастом всё более расширяли знания детей о сельскохозяйственной продукции и о труде по её производству. А на пороге старшего дошкольного возраста мы решили проанализировать знания детей по данному вопросу, чтобы наметить пути дальнейшей работы. Из бесед с детьми мы выяснили, что многие дети не имеют чётких представлений о сельскохозяйственных растениях, о труде по их выращиванию, мало о машинах и механизмах, облегчающих труд работников сельского хозяйства.

Для ведения целенаправленной работы, с постепенным расширением объёма знаний детей, перед собой мы поставили ряд задач:

- дать представление о злаковых культурах;

- углубить представления детей о последовательности выполнения полевых работ;

- углубить знания детей о пути хлеба от зёрнышка до каравая на столе;

- закрепить знания о домашних животных;

- дать представление о труде земледельцев и животноводов;

- воспитывать у детей положительное отношение к труду, формировать нравственно-волевые качества и положительные взаимоотношения в процессе труда;

- развивать чувство гордости за богатства нашей кубанской земли и самоотверженный труд тружеников села.

Мы разработали перспективный план работы по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом, продумали средства, формы и методы работы. В него вошли: тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи; занятия сюжетного вида по математике, физической культуре, изодеятельности; экскурсии на поле, на зерносклад, на хлебопекарню и хлебный магазин, на молочно-товарную ферму; участие в празднике Урожая, проводимом работниками агрофирмы; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; чтение художественной литературы и непосредственная трудовая деятельность ребят на огороде детского сада.

Наибольший эффект дали экскурсии, как источник наглядности и живого участия детей в действенных событиях. Экскурсии – наиболее доходчивый и убедительный метод формирования представлений детей об окружающем мире.

К экскурсиям мы готовились очень Тщательно. Вначале проводили беседу с детьми о том, куда пойдём и, что будем смотреть. Заранее обдумывали вопросы, требующие от ребят умения размышлять: «Для чего нужна та или иная сельскохозяйственная машина?», «Почему комбайн работает без остановки?» и т.п. делали художественных произведений, рассматривали фотографии, иллюстраций и сравнивали с тем, что увидели наяву.

Чтобы показать детям последовательность какого-то вида труда, проводили на один и тот же объект несколько экскурсий. Осенью ребята наблюдали за пахотой и севом озимых. Дети видели, как трактор медленно тащит плуга, и острые лемеха глубоко режут и отваливают пласты земли. Обращали внимание детей на то – какая же у нас богатая, плодородная земля:

До чего же земля черна,

До чего же она сочна.

Солнце борозду озарит и,

Как уголь она горит.

Бросишь в сумерках зерно,

До зари прорастёт оно.

Чернозём благодатный наш,

Хоть возьми и на хлеб намажь.

Затем в ход пошли бороны, разравнивая и приготавливая землю к севу. Видели дети и сам процесс сева ячменя и пшеницы.

   По возвращению в детский сад мы предложили ребятам, как в былые времена проводили сев озимых казаки на Кубани, засеять «своё зерновое поле» на грядках огорода. Ребята с большим воодушевлением копали грядки, рыхлили землю, вносили перегной.

Как в былые времена

Дети пробовали сами

Отборные семена

Посеять своими руками.

Собранному урожаю нашли применение:

Ох, и вкусное было угощение –

Пирог, испечённый поварами,

Из пшеницы, выращенной маленькими руками!

С огромным желанием и заботой ухаживали дети за посевами озимых на своём огороде. Потрудившись сами, они глубже осознали, что хлеб надо беречь – это наше богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Труд врача. О профессии" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим (валеология) тема: "Труд врача. О профессии" 2 младшая группа...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом.

Закреплять представление детей о профессиях. Учить проводить ассоциации между профессиональным действием и профессией людей. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе ...

Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом. Занятие на тему "Знакомство с трудом животновода" старший возраст.

Занятие на тему: «Знакомство с трудом животновода»Цель: систематизировать знания детей о труде животноводов,о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.Активиза...

Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом

Труд основа нашей жизни, нашего благополучия...

Ознакомление воспитанников с сельскохозяйственным трудом

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с сельскохозяйственным трудом

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с трудом взрослых...