Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом
консультация (старшая группа)
Труд основа нашей жизни, нашего благополучия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_doshkolnikov_s_selskokhozyaystvennym_trudom.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом.
Воспитатель Буранова Альбина Геннадьевна
Аннотация: В этой статье описывается опыт работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с сельскохозяйственным трудом.
Актуальность: Дети дошкольного возраста так мало знакомы с трудом взрослых в сельской местности. И лучше всего знают, что такое фирма, а не ферма. А на вопрос: откуда берётся молоко, хлеб, овощи или фрукты отвечают, что всё продаётся в супермаркете.
Труд-основа нашей жизни, нашего благополучия. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям сельскохозяйственного труда. Мы начинаем знакомить детей с сельскохозяйственным трудом уже с дошкольного возраста.
В сельской местности познакомить с сельскохозяйственным трудом намного проще, чем в городе. В городе сложнее провести наблюдение, допустим, на поле или на ферме. В нашем детском саду ведется большая работа в этом направлении, мы воспитываем интерес и уважение к людям сельской местности, к труду сельчан. Результатами сельского труда дети пользуются ежедневно (на нашем столе уже с утра свежее молоко, мясо, горячий хлеб, разнообразные овощи), поэтому они должны знать, сколько сил тратят сельчане на то, чтобы вырастить хлеб, обеспечить население страны, такими продуктами питания.
Чтобы выяснить представления детей о сельскохозяйственном труде взрослых, о профессиях данного труда, а также о машинах, которые помогают колхозникам, мы провели беседы с детьми: «Хлеб всему голова», «Беседа о труде доярки». Мы проанализировали ответы детей, и вот какой получился результат.
Дети имели лишь общее представление о том, что в колхозе
«убирают урожай», «доярка доит коров», «комбайны собирают урожай зерновых», не замечая последовательности выполнения (сначала пашут, затем сеют, а потом обрабатывают удобрениями, поливают, а потом собирают урожай). Дети называли две-три наиболее популярные профессии и рассказывали о них. Рассказы их были скупые, маленькие. А такие профессии как телятница, птичница, свинарка, тракторист, ветеринар, зоотехник совсем не называли. Так как знания детей о сельскохозяйственных профессиях были весьма поверхностными, представления не достаточно полными. Но в это же время дети довольно хорошо знали сельскохозяйственную технику(трактор, комбайн, грузовые машины).
Дети слабо представляли, что труд колхозника хотя и очень тяжелый, но в тоже время радостный, потому что люди работают вместе и знают, что их труд нужен для блага всего народа.
Представления об окружающем детям легче передать в рисунках. Поэтому мы предложили им нарисовать все, что они знают о труде колхозника. По рисункам было видно, что дети в основном изображали труд земледельца: весенняя вспашка земли, сенокос, полив, уборка зерновых культур, перевозка зерна на элеватор. Например, на рисунке Софьи были изображены поливные установки, которые были нарисованы в разных местах на зеленом поле. Софья сначала заштриховала поле зеленым карандашом, затем нарисовала поливные установки и фонтаны капелек воды мелкими штрихами.
Детские работы показали, что они знают некоторые виды сельскохозяйственного труда. Но многое было ошибочным, например, Ваня нарисовал комбайн, который идет по черному полю, хотя поле должно было покрашено в желтый цвет, а Саша нарисовал у трактора вместо плуга, тележку. Катя нарисовала, как люди поливают поля из лейки.
Анализ детских рисунков подтвердил наше мнение о том, что знания детей о труде колхозников односторонние и недостаточно глубокие. Труд колхозника ими воспринимается только как труд земледельцев. Поэтому мы перед собой поставили такие задачи:
- Расширить и углубить знания детей о сельскохозяйственном труде, познакомить их с различными профессиями колхозника (хлебороб, овощевод, животновод, ветеринар).
- Обращать внимание детей на результат труда, его значение для всех граждан нашей большой страны.
- Расширить и уточнить знания детей о сельскохозяйственной технике, подвести их к понятию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.
Воспитатель должен четко планировать свою работу, чтобы вызвать интерес к сельскохозяйственному труду. Поэтому при составлении плана по ознакомлении с сельскохозяйственным трудом, мы стремились использовать разнообразные формы работы:
- беседы, рассказ
- чтение художественной литературы,
- рассматривание картин, иллюстраций
- показ выставок, фотовыставок и презентаций,
- дидактические игры и упражнения, сюжетно- ролевые игры
- организация экскурсий
- наблюдения во время прогулок.
Мы постарались предусмотреть взаимосвязь экскурсий с другими сторонами воспитательной работы, например, с рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, разучиванием пословиц, поговорок, чтением художественных произведений.
Формирование правильных представлений о труде очень важно: знания детей должны опираться на конкретные представления. В нашем детском саду есть огород, где дети могут наблюдать за взрослыми, выполняющими все работы, связанные с выращиванием : моркови, свеклы, лука, чеснок, капусты, томатов, огурцов, гороха и даже клубники. Они видят, как огород перекапывают, как высаживают семена различных овощей, как появляются всходы. как их поливают, пропалывают. Как собирают урожай
Осуществление поставленных задач во многом зависит от того, насколько тесно взаимосвязана деятельность семьи и детского сада. Поэтому в план по работе с родителями были включены консультации о совместном труде взрослых и детей. Предлагали родителям привлекать детей к посильному труду дома, чтобы эта работа доставляла детям радость.
В первую очередь мы решили расширить и углубить знания детей о труде хлебороба. Так, нами воспитателями совместно с родителями была проведены экскурсии в поле и на машинный двор. Рассказали, что перед посевом зерновых, поле было вспахано, затем прокультивировано и посеяно, только теперь мы с вами видим всходы, а чтобы они были сильными их нужно подкормить минеральными удобрениями и все лето поливать. Осенью комбайны уберут зерно, а грузовые машины увезут его на элеватор, там просушат его и отправят его на мельницу с мельницы в пекарню, а с пекарни уже готовый вкусный, горячий хлеб повезут в магазин. Мы рассказали детям весь путь хлеба от зернышка и до хлеба на столе для того, чтобы они поняли, сколько нужно вложить труда, чтобы на столе был вкусный, душистый хлеб. Во время второй экскурсии детям показали: плуг для пахоты земли, сеялки, культиватор, трактора, комбайны, грузовые машины.
Далее было проведено занятие для закрепления знаний о труде хлеборобов: «Как выращивают хлеб». Вместе с детьми читали стихи о хлебе, учили песню «Колосок», разучивали танец колосков и в конце провели развлечение «Добрым караваем мы гостей встречаем!»
Итогом всей этой работы является экскурсия на хлебозавод. Дети с удовольствием наблюдали за процессом выпечки хлеба и в конце почувствовали, как запахло вкусным, ароматным, горячим хлебом.
Так дети получили знания о последовательности выращивания хлеба. Хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда на столе был хлеб. За добросовестный труд наше государство награждает хлеборобов орденами и медалями за добросовестный и тяжелый труд.
Затем провели беседу о труде колхозников по выращиванию капусты, моркови, картофеля и других культур на полях. Где без сельскохозяйственной техники не обойтись. Показали детям презентацию всех видов машин, при помощи которых производят посадку, полив, прополку и уборку урожая.
В результате проделанной работы у старших дошкольников появился интерес к сельскохозяйственному труду, появились вопросы о технике, о труде колхозников. Появились и новые игры. Интерес к труду колхозников нашел отражение и в детских рисунках, в сюжетах детей появилось новое: перевозка зерна на элеватор, сбор сена, вспашка земли.
Не менее почетным является труд животноводов, поэтому экскурсия на ферму тоже была необходима. В наше время многие трудоемкие процессы в животноводстве механизированы. И доярка уже не доярка, а оператор машинного доения. Дети с удовольствием наблюдали, как тракторист с кормораздатчика раздавал корм по кормушкам. Процесс дойки тоже механизирован: оператору остаётся вытереть вымя и подключить аппарат к нему. Детям было интересно наблюдать, как по прозрачной трубе молокопровода молоко поступает в большую ёмкость, где охлаждается до нужной температуры. Слаженность в работе людей и машин вызывает в детях неподдельный интерес.
Труд доярок тесно связан с трудом телятниц. Для маленьких телят созданы специальные ясли, где они растут под наблюдением телятниц. Дети видят из каких маленьких теляток вырастают коровы. Благодаря заботе этих женщин в помещении у телят всегда чисто, животные сытые, ухоженные и с какой доверчивостью тянутся к людям. Здесь можно наглядно показать отношение людей к своему труду, а у детей сформировать представление о том, что значит хорошо работать.
Но если на ферме много коров и телят, то наверняка они тоже болеют. Кто же их лечит? Мы знакомим их с работой врача ветеринара. Не все дети знают кто это. И в чем заключается его работа. Поэтому побывав на ферме, обязательно встречаемся с ветеринаром. Дети очень удивлены, что есть такой доктор, который лечит животных. Они сразу вспомнили сказку про »Доктора Айболита». Рассказ человека этой профессии очень интересен, и многие ребята послушав истории о лечении животных захотели стать, когда вырастут, ветеринарными врачами.
Наша экскурсия проходила мимо больших стогов с сеном, соломой. Детишки были очень удивлены большим количеством сухой травы и задали вопрос: откуда её столько много? На что получили ещё много информации от главного зоотехника. Летом специальная бригада заготавливает сухие и сочные корма для зимнего кормления животных. Ведь зимой вся земля покрыта толстым слоем снега, а все животные благодаря механизаторам, комбайнёрам, трактористам всю зиму и до первой травы будут сыты и в тепле. И будут радовать нас таким вкусным и сытным молоком.
А наши детишки с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, в рисунках, аппликациях. Самые лучшие рисунки мы поместили в альбом под названием «Сельский труд». И мы надеемся, что интерес к сельской жизни не пропадёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по ознакомлению детей 6-7 лет с сельскохозяйственным трудом. Экологическая группа «Урожайные грядки».
В реалии современного мира таковы, что порою, ребёнок не знает, откуда берётся хлеб, как на стол попадает молоко. Что можно приготовить из картофеля? Всё большее количество людей отказываются от веден...
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом.
Закреплять представление детей о профессиях. Учить проводить ассоциации между профессиональным действием и профессией людей. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе ...
Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом. Занятие на тему "Знакомство с трудом животновода" старший возраст.
Занятие на тему: «Знакомство с трудом животновода»Цель: систематизировать знания детей о труде животноводов,о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.Активиза...
Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Гл...
Ознакомление воспитанников с сельскохозяйственным трудом
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ...
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с сельскохозяйственным трудом
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с трудом взрослых...
Занятия по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом
Занятия и игры по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом...