«Сюжетно-ролевая игра в 1 младшей группе как средство всестороннего развития ребенка»
план-конспект занятия (младшая группа)
Дошкольное детство - короткий , но важный период становления личности. Именно сюжетно-ролевая игра вливает в духовный мир ребенка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонек пытливости и любознательности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 309.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сюжетно-ролевая игра в 1 младшей группе как средство всестороннего развития ребенка»
Игра — это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся главной формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. Навыки исполнения сюжетно-ролевых игр, инициируемых ребёнком, формируются в первой младшей группе детского сада. Такие игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.
Целью педагогических воздействий на детей является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
на протяжении всего дошкольного детства.
На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Основные этапы организации игрового процесса:
- Разработка плана игры с учётом интересов детей, их уровня развития и степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные направления развития сюжета, обозначить правила игры.
- Подготовка оборудования и инструментария. Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
- Оборудование предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями и выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для импровизации.
- Начало игры. На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию. Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно должны учитываться желания каждого ребёнка.
- Сохранение игровой ситуации, подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком, ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания, совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.
- Этап завершения игры, который включает положительную оценку игровых действий детей и анализ их взаимоотношений
Одна из важных задач воспитания детей – их своевременное умственное и речевое развитие. Восприятие и речь детей формируется в процессе действий с дидактическими игрушками, играми. Во время занятий и игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного развития – внимание, самостоятельность, любознательность. В нашей группе дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, семья, парикмахерская, больница, гараж. При планировании ролевых игр для детей первой младшей группы следует учитывать, что средняя продолжительность одной части такой игры не должна быть более 10–15 минут. Нужно чередовать спокойные виды деятельности с более активными, постепенно развивая и усложняя сюжет. Базовые сюжеты игр для первой младшей группы обычно содержат несколько внутренних сюжетных линий. Например, для игры «Семья» это будут сюжеты «Мама кормит ребёнка» или «Мама гладит одежду» и др. А для игры «Больница» — «Мама заболела» или «У куклы температура». От сюжета игры зависит состав ролей и инструментарий. Очень важно использовать предметы-заместители, так как они стимулируют воображение и развивают фантазию детей. Их можно использовать вместе с «настоящими» предметами: шарик-яблоко на тарелке из набора кукольной посуды, палочка вместо градусника и игрушечный шприц из аптечки для игры в доктора. Дети с большой охотой играют с воображаемыми предметами: готовят, лечат и угощают, придумывают последовательности действий и изобретают новые инструменты. Поэтому не стоит стремиться к полному подобию предметов, которые используются в сюжетно-ролевых играх, реальным вещам. Темы игр должны перекликаться друг с другом, соответствуя уровню развития, индивидуальным особенностям и интересам детей, времени года и пр., и постепенно усложняясь по мере того, как ребёнок осваивает новые элементы и способы взаимодействия с окружающей реальностью. Сначала нужно осваивать самые элементарные вещи: вместе одевать кукол, катать машинки, постепенно увеличивая количество действий в рамках единой сюжетной линии. Машинки заправляются и чинятся в «мастерской», дети подают инструменты и детали, «заливают бензин», «замечают» партнёра и привыкают к диалогу. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно сюжетно-ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"
В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....
презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Сюжетно – ролевая игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имее...
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"
Дети очень любят играть в различные игры. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С. Ма...
Консультация для педагогов«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....
«Сюжетно-ролевая игра в 1 младшей группе как средство всестороннего развития ребенка»
Игра — это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся главной формой деятельности в детском саду и используется, как основа для воспитания....