Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
статья на тему

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

  

 

   Сюжетно – ролевая   игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного  в  нее  ребенка  определенной способности, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая  деятельность,  обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение.  Педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…».  Наблюдая   за   играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.  Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности   Игра есть высшая ступень детского развития, ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Ребенок, который  играет  самодеятельно, спокойно, настойчиво, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе.   Игра этого времени, как было выше замечено, не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее! В самопроизвольно избранной игре ребенка ясно видится его будущая внутренняя жизнь. Игры детей  суть  почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве.  Взрослые думают, что вся деятельность  ребенка  в первые годы жизни заключается в том, что он ест, спит, бегает без толку, забавляется. Это представление   неверно.  Ребенок  рано   начинает задумываться, задавать вопросы, требовать ответа или самому давать себе  ответы. Вокруг ребенка идет жизнь взрослых с ее суетой, сменой радости и печали, с ее трудом, заботами, успехами, неудачами. Эта жизнь в большей своей части непонятна ребенку.  Между тем и ребенок, как взрослый, стремится жить разнообразной жизнью, многое перечувствовать, многое самому пережить, о многом думать. И только такая жизнь  для  ребенка, интересна, доставляет ему счастье, создает в нем радостное чувство. Что может пробудить дремлющие уже в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ для нас ясен - игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мир, свое царство.  Он,  такой   же, как взрослые:   врач, инженер, шофер, строитель, , летчик,  продавец,  и т. д. … В любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания и умения   в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

 

              Из всего этого вытекают  следующие задачи:

  • Научить  ребенка  играть;
  • Содействовать   объединению детей  в игре;
  •  Руководить  выбором игры;
  • Научить  детей соблюдать правила во время игры;
  • Воспитывать  чувство доброжелательности, взаимопомощи

 Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулировали   с игрушками. Наша   задача  направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью, в младшей  группе,   наблюдаем  с детьми за работой няни; в средней группе, организовывали экскурсии и целевые прогулки, на которых обращаем  внимание на трудовые действия повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдения обращаем  внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомим   детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот,   рассказывая о том,  какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно,  поэтому все так вкусно.   Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детей   желание помочь друг другу. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение.  В группе должны быть  созданы  условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствие посторонних слушателей.  Для  того,  чтобы  сюжетно ролевая  игра развивалась,  необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать  развитию воображения. С этой целью использую дидактические игры. В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы… Дидактические игры – явление сложное, но в них отчетливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.  Особенно велика роль дидактической игры в обогащении словаря детей и является одним из важнейших средств работы над речью.  Дидактическая   игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни.    Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой  деятельности  детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

  

   Сюжетно – ролевая   игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного  в  нее  ребенка  определенной способности, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая  деятельность,  обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение.  Педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…».  Наблюдая   за   играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.  Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности   Игра есть высшая ступень детского развития, ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее. Ребенок, который  играет  самодеятельно, спокойно, настойчиво, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе.   Игра этого времени, как было выше замечено, не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее! В самопроизвольно избранной игре ребенка ясно видится его будущая внутренняя жизнь. Игры детей  суть  почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве.  Взрослые думают, что вся деятельность  ребенка  в первые годы жизни заключается в том, что он ест, спит, бегает без толку, забавляется. Это представление   неверно.  Ребенок  рано   начинает задумываться, задавать вопросы, требовать ответа или самому давать себе  ответы. Вокруг ребенка идет жизнь взрослых с ее суетой, сменой радости и печали, с ее трудом, заботами, успехами, неудачами. Эта жизнь в большей своей части непонятна ребенку.  Между тем и ребенок, как взрослый, стремится жить разнообразной жизнью, многое перечувствовать, многое самому пережить, о многом думать. И только такая жизнь  для  ребенка, интересна, доставляет ему счастье, создает в нем радостное чувство. Что может пробудить дремлющие уже в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ для нас ясен - игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мир, свое царство.  Он,  такой   же, как взрослые:   врач, инженер, шофер, строитель, , летчик,  продавец,  и т. д. … В любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания и умения   в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

 

              Из всего этого вытекают  следующие задачи:

  • Научить  ребенка  играть;
  • Содействовать   объединению детей  в игре;
  •  Руководить  выбором игры;
  • Научить  детей соблюдать правила во время игры;
  • Воспитывать  чувство доброжелательности, взаимопомощи 

 Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулировали   с игрушками. Наша   задача  направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью, в младшей  группе,   наблюдаем  с детьми за работой няни; в средней группе, организовывали экскурсии и целевые прогулки, на которых обращаем  внимание на трудовые действия повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдения обращаем  внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомим   детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот,   рассказывая о том,  какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно,  поэтому все так вкусно.   Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детей   желание помочь друг другу. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение.  В группе должны быть  созданы  условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствие посторонних слушателей.  Для  того,  чтобы  сюжетно ролевая  игра развивалась,  необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать  развитию воображения. С этой целью использую дидактические игры. В них содержится комплекс разнообразной деятельности ребенка: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи. С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы… Дидактические игры – явление сложное, но в них отчетливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.  Особенно велика роль дидактической игры в обогащении словаря детей и является одним из важнейших средств работы над речью.  Дидактическая   игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни.    Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой  деятельности  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....

презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

Дети очень любят играть в различные игры. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С. Ма...

Консультация для педагогов«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....

Консультация для педагогов. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Доклад "Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка"

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения....