Перспективный план работы по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Перспективный план
работы по самообразованию
на 2022 – 2023 учебный год
воспитателя Тугариной Светланы Иосифовны
Тема: «Развитие связной речи детей с ТНР
посредством ментальных карт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19. Перспективный план работы по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год воспитателя Тугариной Светланы Иосифовны Тема: «Развитие связной речи детей с ТНР посредством ментальных карт» |
Цель: повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие связной речи детей через использование ментальных карт.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, путѐм изучения статей в журналах, изучить методики и технологии педагогов в Интернете, ознакомиться с инновационными методиками.
2. Создать условия для составления ментальных карт детьми
3. Разработать перспективный план занятий с использованием ментальных карт.
5. Разработать ментальные карты на каждую лексическую тему.
6. Апробировать занятия с использованием ментальных карт на практике и проанализировать их результативность
7. Вызвать у родителей интерес к созданию ментальных карт совместно с ребенком и использованию их при составлении рассказов и пересказе текстов.
8. Обобщить полученные результаты.
Актуальность.
На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем.
Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте низкий. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются ментальные (интеллектуальные карты).
Благодаря применению ментальных карт, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение целого и частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Ментальные карты являются отличным средством, помогающим сделать процесс развития речи детей интересным. Включают в работу два полушария головного мозга, помогают в усвоении графических образов и в развитии мелкой моторики рук.
Я предположила, что применение данного метода в работе будет
способствовать положительной динамике речевого развития детей.
Формы работы
Методическая работа | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | ||
Сентябрь | Подбор материала по теме: «Использование ментальных карт при обучении детей связной речи» (Сентябрь) Постановка целей и задач по данной теме. (Сентябрь) Составление перспективного плана. (Сентябрь) Подбор и изучение методической литературы по теме: 1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- 2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12. 3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. 4. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. –. 5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - 6. Попик С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Интернет-ресурсы: http://www.mindmap.ru – вход на сайт 14. 05. 2016г. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma- вход на сайт 10. 09. 2018г. http://bershadskiy.ru/index/intellekt-karty-v-obrazovanii/0-33 – вход на сайт Подготовить консультацию для педагогов «Использование ментальных карт в работе над развитием связной речи у детей дошкольного возраста» (Декабрь) Разработать памятку для воспитателей «Как работать с ментальными картами» (Март) Изготовление ментальных карт для составления рассказов (В течение года)
Изготовление шапочек для пересказывания с элементами драматизации согласно перспективному плану. (В течение года) | 1. Составление ментальных карт по темам «Игрушки» «Овощи» 2. Проведение занятий: «Составление описательного рассказа по теме «Игрушки» «Овощи» с использованием ментальных карт». | Консультация для родителей «Как учить ребенка составлять рассказ?» | ||
Октябрь | 1. Составление ментальных карт по темам «Фрукты» «Сал - огород» «Осень» «Грибы, ягоды, деревья» 2. Проведение занятий: «Составление описательного рассказа по теме «Фрукты» «Сал - огород» «Осень» «Грибы, ягоды, деревья» с использованием ментальных карт». | Информационный стенд «Что такое ментальные карты» | |||
Ноябрь | 1. Составление ментальных карт по темам «Перелетные птицы» «Посуда» «Продукты питания» «Одежда» 2. Проведение занятий: «Составление описательного рассказа по теме «Перелетные птицы» «Посуда» «Продукты питания» «Одежда» с использованием ментальных карт». | Памятка для родителей «Как работать с ментальными картами» | Консультац. для педагогов «Использование ментальных карт в работе над развитием связной речи у детей дошкольного возраста» | ||
Декабрь | 1. Составление ментальных карт по темам «Обувь» «Зима, зимние забавы» «Зимующие птицы» «Новогодний праздник» 2. Проведение занятий: «Составление описательного рассказа по теме «Обувь» «Зима, зимние забавы» «Зимующие птицы» «Новогодний праздник» с использованием ментальных карт». | Папка - передвижка с образцами ментальных карт, сказки) . | » | ||
Январь | 1. Составление ментальных карт по темам «Части тела» «Домашние животные и их детеныши» «Дикие животные и их детеныши» 2. Проведение занятий: «Части тела» «Домашние животные и их детеныши» «Дикие животные и их детеныши» с использованием ментальных карт». | Папка передвижка «Составляем и используем ментальные карты дома.» | Памятка для воспитателе «Как работать с ментальными картами | ||
Февраль | 1. Составление ментальных карт по темам «Домашние птицы и птенцы» «Мебель» «Экзотические животные» «День защитника Отечества» 2. Проведение занятий: «Домашние птицы и птенцы» «Мебель» «Экзотические животные» «День защитника Отечества» с использованием ментальных карт». | Выступление по теме на педагогич. совете. | |||
Март | 1. Составление ментальных карт по темам «Семья» «Мамин праздник» «Профессии» «Транспорт» 2. Проведение занятий: «Семья» «Мамин праздник» «Профессии» «Транспорт»с использованием ментальных карт». | Мастер класс для родителей: «Учимся, играя» (Речевые игры) | Выступление по теме на педагогич. совете | ||
Апрель | 1. Составление ментальных карт по темам «Весна» «Мой город» «День «Космонавтики» «Бытовые приборы» 2. Проведение занятий: «Весна» «Мой город» «День «Космонавтики» «Бытовые приборы» с использованием ментальных карт». | Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». | |||
Май | 1. Составление ментальных карт по темам «День Победы» «Рыбы» «Насекомые» «Школа» 2. Проведение занятий: «День Победы» «Рыбы» «Насекомые» «Школа» с использованием ментальных карт». | Творческий отчет. |
Летом я работала с 8 августа
Тема недели была «Туризм». В рамках этой недели провела мероприятие «Я рисую турпоход»
На мероприятии
- Дети отгадывали загадки.
- Играли в игры:
«Что в поход с собой возьму»
Игра на подбор рифмы;
«Отправляемся в поход»
«Каскад слов»
- Соревнование «Артисты» Кто выразительнее прочтет стихотворение, которое выучили в рамках этой недели.
Завершилось мероприятие рисунками на асфальте. Раньше на любила проводить это мероприятие. Дети на проявляли особого интереса. Разойдутся по площадке. Кто рисует, кто нет. Многие говорили: «Я не умею». Я нарисовала на асфальте для каждого ребенка окошечко круглой или квадратной формы. Получился импровизированный лист бумаги. И дети с удовольствием стали рисовать. Рисунки получились яркими, выразительными. Создала для родителей такой ролик.
Итоговым мероприятием на этой недели был спортивный досуг «У похода есть начало», которое прошло весело и задорно.
- Ребята переносили рюкзак (обруч за спиной)
- Прыгали по болоту с кочки на кочку (из обруча в обруч)
- Следующее состязание «Прикрой голову от солнца» (бег с мешочком на голове)
- Пролезали под сломанным деревом (пролезание в обруч)
- Варили суп на привале (переносили овощи в кастрюлю)
- Проходили по мосту (ходьба по шнуру боком)
- А на отдыхе в походе перетягивали канат.
Вот такой видиоролик выложила родителям в вайбер.
Тема следующих двух недель была ОБЖ, Мы с ребятами играли в разные игры. «Найди опасный предмет», «Четвертый лишний», «Отгадай и опиши» Учили стихи про безопасность. Итоговым мероприятием была акция «Помощники Аркадия Паровозова». Это было выступление агитбригады в разных группах. Дети прочувствовали важность этого мероприятия. Очень ответственно отнеслись к наму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный годпо теме:«Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей раннего возраста»Цель: Повышение те...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме «Развитие лексико-грамматических категорий с помощью фразового конструктора»...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Проектная деятельность, как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»...
План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год
План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год. Тема: "Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста.Цель. Повышение своего теоретического уровня, профессионально...