Проект "Дружба начинется с улыбки"
картотека

Козлова Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Проект по социально-коммуникативному развитию

 

«Дружба начинается с улыбки»

Воспитатель: Козлова М.А.

Проект по социально-коммуникативному развитию

детей средней группы

«Дружба начинается с улыбки»

Актуальность проекта

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области социально-коммуникативное развитие на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Проблема

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, в трудовой деятельности. Следовательно, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности необходимо большое внимание уделить достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Цель и задачи проекта

Цель: развитие социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 Задачи:

- формировать коммуникативность ребенка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний;

- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций; умение договариваться; устанавливать новые контакты;

- осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры;

- организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности;

- воспитывать положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

 

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физинструктор, социальные партнеры.

Тип проекта

Социально-коммуникативный, исследовательско-творческий.

Сроки реализации проекта

 3 месяца (декабрь  - март )

План реализации проекта

Этапы

проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап (подготови- тельный)

Декабрь

1. Выявить уровень социально-коммуникативного развития детско-родительских отношений.

2. Повысить уровень теоретической

подготовленности педагогов (изучение литературы).

3. Разработать подходы к вопросам, которые формируют навыки социально-коммуникативного развития ребенка в детском саду.

4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

II этап (основной)

Январь-Март

1. Пополнить развивающую среду.

2. Осуществить взаимодействие с родителями, с целью обогащения социально-коммуникативного опыта общения и речевой активности ребенка.

3.Совершенствовать диалогическую и

монологическую формы речи.

4. Организовать открытый просмотр драматизации сказки «Два жадных медвежонка» с участием детей, для родителей и воспитанников ДОО

III этап (заключи- тельный)

Март 2

1.Систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

2.Обобщить опыт работы на педсовете.

Прогнозируемый результат

1. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Ребенок следует социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности.

2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

3. Для педагогов - показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОО по развитию социально-коммуникативных навыков

посредством различных видов деятельности.

Критерии оценки результативности проекта

1. Фото и видеоматериалы

2. Обобщение опыта

Предполагаемый продукт деятельности

1. Разработка плана по реализации проекта.

2. Пополнение РППС группы.

3. Разработка картотеки игр и «мирилок», создание лэпбука «Эмоции и настроения» по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста.

4. Организация открытого просмотра драматизации сказки «Два жадных медвежонка» с участием детей, для родителей и воспитанников ДОО.

5. Создание атрибутов для театрализованного представления совместно

с детьми и родителями (элементы декораций, костюмы, маски).

6. Организация акций социально-коммуникативной направленности.

Принципы реализации проекта

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Задачи в работе с педагогами:

  • создать условия для социально-коммуникативного развития у детей среднего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
  • повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах инновационных технологий социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
  • систематизировать и обобщить работу по социально-коммуникативному развитию у дошкольников.

Задачи в работе с детьми:

  • совершенствовать навыки общения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
  • формировать у детей умения и навыки следования социальным нормам поведения посредством художественной литературы;
  • способствовать эмоциональному и благополучному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи в работе с родителями:

  • знакомить родителей с работой МБДОУ по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет через инновационные технологии;
  • повышать уровень знаний родителей о взаимодействии ребенка с окружающим миром;
  • воспитывать у родителей ответственность за соблюдение ребенком социальных правил и норм поведения.

Формы организации по формированию основ безопасного поведения и развитию речи

  • Познавательные занятия
  • Беседы
  • Работа с наглядным материалом
  • Дискуссии
  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Моделирование ситуаций
  • Просмотр мультфильмов
  • Конкурсы
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
  • Развлечения

Средства обучения

  • Иллюстрации;
  • Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • Разрезные картинки;
  • Мозаики;
  • Настольно-печатные игры;
  • Дидактические материалы к играм;
  • Подборка художественной литературы по теме;
  • Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • Папки-передвижки;
  • Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.

Предметно-развивающая среда

В нашей группе созданы:

  • иллюстративные стенды для детей и взрослых;
  • подборка литературы по данной теме;
  • информационный уголок для родителей.
  • Лэпбук
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Перспективный план работы
с декабря по март средней группы «Карапузы»

Форма проведения общения

Сроки

Цель

Участники

Подбор методической и художественной литературы, дид.игр.

1 неделя декабря

Сбор информации

Воспитатели Родители Дети

Анкетирование родителей «Общение ребенка со взрослыми»

 Родительское собрание «Формирование социально-коммуникативных

умений у детей 4-5 лет»

Оформление наглядной информации для родителей, буклеты

2 неделя декабря

Выявить у родителей знания как установить доверительные отношения с ребенком и умеет ли он ладить со сверстниками.

Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели Родители

Чтение художественной литературы «Заплатка», В. Степанов «Как собака друга искала», Н. Сладков «Неслух», Пришвин: «Ребята и утята», «Журка», Н. Сладков «Братишка», «Лесные звезды», «Дядя Степа», В. Драгунский: «Друг детства», «Тайное становится явным»;  Я. Аким: «Жадина», «Дружба»

Прослушивание добрых сказок на СD-диске

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Семья», «Строители», «Парикмахерская», «Шофёры», «Магазин», «Кафе»

Коммуникативные игры «Ты - дрозд», «У Меланьи…», «Ровным кругом», «В нашем зале все друзья…»

Музыкальные коммуникативные игры «Паровозик»

Подвижные игры

Слушание детских песен о дружбе «От улыбки», «Если добрый ты», «Друг в беде не бросит»

Просмотр мультфильмов о дружбе «Кот Леопольд», «Трям! Здравствуйте», «Винни Пух»

В течении всего проекта

Пополнение книжного уголка

Способствовать развитию совместной деятельности со сверстниками, умению договариваться, самостоятельно разрешать конфликты, уважительно и доброжелательно относиться к окружающим.

Развивать толерантность, эмпатию, развивать невербальные средства коммуникации.

Расширение и обобщение представлений о профессиях.

Развитие толерантности, эмпатии, невербальных средств коммуникации

Родители

 Дети

 Воспитатели

Воспитатели

Дети

БЛОК «ДРУЖБА»

1.ОД «Мы не будем ссорится»

2. «Нравственные беседы» 

«Грубость и драка»

 3. Беседа 

«Как правильно дружить»

4.Д/и «Заботливые дети»

5. Игровые ситуации на доброжелательные отношения к сверстнику: «Радостная встреча», «Волшебник», «Кто в домике живет?»

6. Акция «Украсим вместе группу к Новому году»;

«Подарки на Новый год»

3 неделя декабря

Формирование представления детей о

дружбе, друге; воспитание умений и навыков общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.

Формирование у детей понятия о моральных представлениях. Учить выразительному изображению чувств.

Формирование нравственных понятий: дружба, друзья, взаимовыручка.

Сохранение и развитие семейных традиций в подготовке к празднованию Нового года

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Родители Дети Воспитатели

1.Нравственные беседы «Кривляки, хвастунишки и дразнилки», «Шаловливые игры»

2.Игровой тренинг «Важные слова»

3.Игровые ситуации на воспитание дружеского взаимоотношения: «Угадай мое имя по голосу», «Мышеловка», «Рыбаки и рыбки», «Сети», «Розыск». «Как наши девочки пошли за цветами», «Мы открываем магазин», «Мы выбираем подарки»

4. Итог

Создание картотеки «Мирилки»

5. Новогодний утренник

4 неделя декабря

Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.

Объяснить детям необходимость извинения, признания вины, справедливости; формировать понимание связи слова, поступка, отношений.

Развитие детских взаимоотношений, представлений о сверстниках, укрепление дружеских отношений между мальчиками и девочками.

Помощь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону

Создание праздничного настроения, атмосферы радости и приближения новогоднего чуда.

Воспитатели

Дети

Родители

Дети Воспитатели Муз.рук.

1.Драм. сказки 

«Два жадных медвежонка»

2.Участие в конкурсе творческих работ «О театре все, все, все»

3.Игровая ситуация культурного поведения и общения: «Покажем медвежонку, как вести себя в гостях», «Покажи и расскажи»

4.Нравственная беседа

«Жадность»

1.ОД

«Я и мои друзья»

2 неделя января

Воспитание дружеских чувств, умение делиться и уступать друг другу.

Повышение интереса к театральному искусству, укрепление сотрудничества с семьей, развитие детского художественного творчества.

Развитие представлений и практических умений культурного поведения в ситуации «Я пришел в гости».

Учить детей различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему. Формирование представлений о дружбе, взаимопомощи.

Дети Воспитатели Родители

Дети Родители

Дети

Воспитатели

Воспитатели

Дети

Дети

Воспитатели

БЛОК «ЭМОЦИИ»

1.ОД «В стране эмоций»

2.Игровые ситуации «Мы едем, едем, едем в далекие края», «Мячик», «Друзья», «Концерт по заявкам», «Обезьянки»

3 неделя января

Формирование представлений у детей о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умение общаться со взрослыми и сверстниками

Упражнять детей в выразительной передаче разных образов. Узнавать образ по мимике и движениям.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

1.Беседа

 «От чего портится настроение?»

2.Этюды на выражение различных эмоций: «Азбука настроения», «Раздумье», «Удивление», «Цветок», «Встреча с другом», «Хорошее настроение», «Ой-ой, живот болит!» «Соленый чай», «Король Боровик», «Два сердитых мальчика», «Ваське стыдно»  

4 неделя января

Формирование компромиссных форм поведения и коммуникативных навыков.

Формирование умений выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов, максимально освоив широкий спектр эмоционального реагирования.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Дети

Игровые ситуации на воспитание эмоциональной отзывчивости: «Почему Маша загрустила», «Зайчик и обезьянка», «День рождения»

1 неделя февраля

Пробуждение эмоциональной отзывчивости, желания разобраться в трудной ситуации и оказать помощь.

 

Дети

Воспитатели

БЛОК «ПРОФЕССИИ»

1.ОД

 «Труд взрослых»

2.Од «Кто нас лечит»

2 неделя февраля

Формирование представлений о содержании и структуре различных видов деятельности взрослых.

Формирование представлений детей о труде врача и медсестры, воспитание заботливого отношения к больным.

Дети

 Воспитатели

Дети Воспитатели

1.ОД (прод.деят.)

«Железная дорога нашего города»

2.ОД

«Откуда берутся звуки»

3 неделя февраля

Формирование представления детей о ж/д транспорте, воспитание уважения к труду железнодорожника.

Подвести к пониманию причин возникновения звука.

Дети Воспитатели

Дети

Воспитатели

1.Од «Я готов служить народу»

2. Продуктивная деятельность «Подарок для папы, дедушки»

3.Досуг к 23 февраля «Мы видим в вас героев славных»

4 неделя февраля

Формирование у детей нравственных качеств: стремление прийти на помощь попавшему в беду, готовность защищать Родину.

Совершенствование у детей двигательных умений.

Дети

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Муз.рук.

Физ.инстр.

1.Продуктивная деятельность «Подарок для мамы, бабушки»

2.Утренник 

«8 Марта»

1 неделя марта

 

Создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Открытка к 8 Марта» (аппликация).

Формирование любови к матери, уважения к женщине; развитие интереса к традиционному празднику 8 Марта.

Дети Воспитатели Муз. рук.

Представление опыта работы в виде презентации

2 неделя марта

Сопоставить результаты с задачами проекта.

Воспитатели

ВЫВОД: использование проектного метода позволило учесть один из главных принципов – принципы интеграции: объединение нескольких видов деятельности в процессе игры. Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной социализации ребенка в мире.

Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками

Приложение

Приложение 1

Анкета

«Общение ребенка со взрослыми и сверстниками»

Уважаемые родители!

                 Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой вариант.

  1. Единодушны ли вы с вашими родными в воспитании ребёнка?

___________________________________________________________

  1. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)?

___________________________________________________________

  1. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

___________________________________________________________

  1. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его?

 (Часто, иногда, никогда)______________________________________

  1. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним?

(Да, иногда, никогда)_________________________________________

  1. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка?

(Всегда, иногда)_____________________________________________

  1. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

 (Всегда, иногда, никогда)____________________________________

8.  Рассказывает ли ваш ребенок дома о своих взаимоотношениях с детьми в детском саду?

(Всегда, иногда, никогда)______________________

9. Жалуется ли он на сверстников, если да, то на что?

 (дети не принимают в игру, обижают, не хотят дружить, отнимают игрушки, свой вариант)

_____________________________________________________________

10. Какие взаимоотношения у ребенка с другими детьми или взрослыми вашей семьи (брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя и т.д.)?

(Легко идет на контакт: показывает игрушки, вовлекает в свою игру и т.п.; избирательно; трудно; играют вместе; часто ссорятся)________________________________________________

_______________________________________________________________

12. Проявляет ли ваш ребенок интерес к действиям взрослых?

(Всегда, иногда, никогда) _____________________________________________

_______________________________________________________________

13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?___________

_______________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.

Приложение 2

Родительское собрание

«Формирование социально-коммуникативных

умений у детей 4-5 лет»

Время проведения: февраль

Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: круглый стол

                                                       

 Задачи: познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.

       Детский сад и семья – это два социальных института, от согласования действий, которых зависит эффективность процесса в воспитании ребёнка.

Работа с родителями вызывает особые сложности,

  1. Статус педагога снижен (мы это можем судить из средств массовой информации)
  2. Некоторые педагоги продолжают придерживаться старых методов и приёмов в воспитании и образовании детей.

      Вот мы и решили разрушить эти стереотипы и провести родительское собрание «Формирование социально-коммуникативных умений у детей 4-5 лет». Сейчас предлагаю высказать свою точку зрения, как вы понимаете что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

    Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. (Мы общаемся в магазине, на работе, в поликлинике и т.д.) Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

    Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации. Именно к 4-5 годам у детей складывается потребность сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников.

      В структуру коммуникативных умений детей входят:

- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости; взрослым кажется, что начать общаться просто, для детей – это сложный процесс. Дети, не умея общаться , стараясь обратить на себя внимание совершают, на взгляд взрослого, странные поступки ( бросают в незнакомого песком, предметом…)
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
многие дети не могут разрешить конфликт адекватно - словами
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.
Ребёнок упал, плачет, а его партнёр по игре смеётся и не помогает подняться…

ИТОГ Эффективность формирования коммуникативных умений у детей в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий:

-создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанников;

-реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; У нас в арсенале много коммуникативных игр, которые мы используем постоянно

-единая позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с детьми;

Очень эффективно чтение ХЛ: сказок, рассказов. (Рассказать о проекте)

Группам родителей предлагается разрезной фрагмент сказки. Сказка «Репка» и «Теремок».

Участники игры собирают разрезные картинки сказки и оживляют их, чтобы угадала другая группа.

Завершить беседу мы хотим самым главным документом, по которому работаем – Законом РФ «Об образовании», где в статье 18 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. В помощь семье в воспитании детей действует сеть дошкольных образовательных учреждений.»

Современный родитель –

В чем его укорить?

Есть родитель – «заказчик» -

Любит он говорить,

Наблюдатель – родитель

Будет только лишь зрить.

Активист и помощник – детям радость дарить!

Мы надеемся, что наши родители в большинстве своём активисты и помощники, ведь от нашей с вами дальнейшей совместной работы зависит успешность наших с вами детей.

Приложение 3

Сценарий театрализованной постановки

«Два жадных медвежонка»

Цель: создать условия для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения.

Задачи:

1. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

2. Видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;

3. Воспитывать дружеские чувства, умение делиться и уступать друг другу;

4. Создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, доставить детям радость.

Вступительная часть.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я так рада встрече с вами. Вы любите сказки? (ответы детей) Сейчас ребята группы «Чебурашка» покажут вам сказку, смотрите и слушайте внимательно. Вы увидите сказку «Два жадных медвежонка».

 Представление.

Автор: По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица (выходит и здоровается). У неё было два сына – старший и младший (сыновья здороваются). Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья. Медведица их обняла и сказала:

Медведица: Никогда не расставайтесь друг с другом, будьте дружными.

Медвежата: Хорошо мамочка, мы пошли.

Идут медведи день, другой (музыкальное сопровождение). 
Старший медвежонок: Эх, братик, до чего же мне есть хочется! 
Младший медвежонок: И мне хочется! 
Идут медведи и натыкаются на головку сыра. Старший медвежонок: Ой, братец, смотри, головка сыра.

Младший медвежонок: Давай мы его поделим пополам!

Старший медвежонок: Давай!

Младший медвежонок: Дай мне!

Старший медвежонок: Нет, мне дай!

Медведи делят, спорят и появляется лиса.

Лиса: О чём вы спорите, молодые люди? 
Младший медвежонок: Мы не можем поделить сыр.

Лиса: Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — всё одно.

Младший медвежонок И.С.: Вот хорошо-то! Дели!
Лиса делит сыр. Один кусок больше, другой меньше.

Медвежата закричали: 
Медвежата: Эти куски не одинаковые.
Лиса: Тише, молодые люди! И эта беда не беда.

Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
Младший медвежонок: И так неровно!

Лиса: Ну, полно! Я сама знаю своё дело! И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
Младший медвежонок: Все равно неровно! 
Лиса: Да будет вам! Ещё самая малость – и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда: от большего куска - к меньшему, от меньшего - к большему.
Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
Медвежата: Ну вот, лиса, совсем ничего не оставила!

Лиса: Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - И, помахав хвостом, она убежала.
Автор: Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

3. Обсуждение сказки.

Ведущий:

- Что случилось с медвежатами? (их обманула лиса)

- Почему их обманула лиса? (потому что они не могли договориться, пожадничали)

- Как были наказаны медвежата за свою жадность? (остались голодными)

- Чему нас учит эта сказка, про жадных медвежат? (нужно быть добрым, не жадным, дружным)

4. Заключительная часть.

Ведущий: Ребята! А вы все дружные? (Да)

Давайте мы с вами встанем в дружный хоровод. Дети танцуют в хороводе под музыку.

Приложение 4

Картотека «Мирилки»

«Мир-мир навсегда»

Мир-мир навсегда
Больше ссориться нельзя,
А то бабушка придет
И по попе надает.

«Хватит сердиться»

Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг!
— И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!

«Чем ругаться и дразниться»

Чем ругаться и дразниться,   
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

«Сориться не будем»

Ссориться не будем,

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

«Давайте все мириться»   

Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться.

«Мир – миром»

Мир – миром,

Вареники с сыром,

Пирожочки с маслом,

А мы друзья навсегда!

«Мирись, мирись-больше не дерись»

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Я ударю кирпичом.
Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

«Чтобы солнце улыбалось»

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

«Пальчик за пальчик»

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

«Мирись, мирись»

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь,
В грязной луже окажусь!

Приложение 5

Интегрированная ОД «Я и мои друзья»

Цель: формирование представлений о дружбе, взаимопомощи.

Задачи:

обучающие

-формировать у детей представления о необходимости соблюдать аккуратность при общении с книгой

развивающие

- совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику рук;

- развивать фразовую речь при ответах на вопросы, умение свободно излагать свои мысли

воспитательные

- воспитывать бережное отношение к книгам, желание оказать помощь книге.

- создавать благоприятный эмоциональный климат в группе

Материалы и оборудование: персонаж Веснушка, книги (две книги, одна из них с различными повреждениями), стопка бумаги, фломастеры, ластик, розетка с маслом, емкость для использованной бумаги, клей, салфетки.

Предварительная работа: беседы, заучивание «мирилок», чтение сказок, просмотр мультфильмов о дружбе.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Дети сидят на стульчиках. Раздается стук, к детям заходит Веснушка:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Веснушка. Я еще ребенок, но когда я вырасту, стану Красавицей Весной. А пока я потихоньку выхожу на улицу и слежу за порядком, чтобы солнышко ярче светило, чтобы снежок таял, деревья просыпались после зимнего сна. Вот гуляла на улице и зашла к вам в детский сад, захотелось посмотреть, как вы здесь живете? Можно мне у вас погостить?

- Во время моей прогулки я увидела двух мальчиков и хочу вам рассказать о них историю.

Двум мальчишкам-драчунишкам

Не играется с утра ни в хоккей, ни в мяч,

Ни с книжкой не хотят побыть «друзья».

Кулаками размахались, слезы мажут по лицу

 И кричат: «Сейчас побью!»

Веснушка интересуется у детей:

- Ребята, бывают ли у вас в группе такие ситуации? (ответы детей)

- Что вы думаете о «дружбе» этих мальчиков? (Выслушивает ответы детей)

- Дети, знаете ли вы, что такое дружба, и умеете ли вы дружить? 

Дети: Дружба – это когда играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся, не обижают друг друга, помогают. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту.

II. Основная часть.    

 Дети стоят

Веснушка: Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».

- Крепко будете дружить, своей дружбой дорожить? (да)

- Другу нужно помогать? (да)

 - Друга можно обижать? (нет)

- С другом будете играть? (да)

- Громко будете ты кричать? (нет)

 - Друга нужно разозлить? (нет)

- А улыбку подарить? (да)

- Чай с друзьями можно пить? (да)

- Крепко будете дружить? (да)

Веснушка: Здорово поиграли, дружно отвечали. 

Ребята, но бывает так, что люди ссорятся, почему это происходит? Что надо сделать, чтобы помириться? (Выслушивает ответы детей)

Веснушка: Научите меня?

Дети стоя делятся на пары и рассказывают «мирилки».

Веснушка: Спасибо ребята, я запомню эти веселые мирилки и расскажу их Зимушке-зиме, а то она часто со мной ссорится, не уступает дорогу.

 Веснушка: Ребята, у меня есть сказочные друзья из разных сказок и мультиков, а давайте мы их вспомним и поиграем в игру «Узнай по голосу».

Игра «Узнай по голосу». ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дети сидят на стульях.

Физминутка «Божья коровка» (мультимедиа) Стоя возле экрана.

Веснушка: Ребята, скажите кем еще можно дружить?

(Выслушивает рассуждения детей).

Приходят к выводу, что, кроме людей, друзьями могут быть домашние животные, игрушки, книги, насекомые.

Веснушка: Ребята, в моей сумке лежит одна книга. У одного мальчишки выпала книга на землю, он убежал, а я ее подняла и взяла с собой. (Достает книгу, у которой каждый лист имеет какое-либо повреждение).

- Ребята, что вы думаете о хозяине этой книги, как они с ней обращался? Можно ли их назвать его другом? (Выслушивает ответы детей).

Веснушка: Как мы поможем «больной» книге?

Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка.

Мы больную пожалеем,

Мы возьмем ее и склеим.

Веснушка: Но прежде нужно разобраться, что с ней случилось, почему она так плохо выглядит.  

Дети рассматривают обложку, от которой оторван кусок. Затем рассматривают другие страницы, на которых видны следы карандаша, фломастера, ластика, в отдельных местах страница протерта до дыр, испачкана, скомкана.

Веснушка: Какой вывод можно сделать? Как хозяин обращался с книгой?

С книгой можно дружить? В чем они могут нам помочь?

Дети: Хозяин обращался с книгой плохо, не берег ее и другом его назвать нельзя, с книгой можно дружить, в ней можно найти полезную информацию или прочитать добрую, интересную сказку.

Веснушка: Ребята, как вы думает, можно ли ее отремонтировать так, чтобы она была такой, как прежде? Как проверить? Из чего сделана книга? Я предлагаю вам на листах бумаги показать, как могли появиться эти повреждения.

Дети приносят листы бумаги, рисуют на них фломастером, затем стирают ластиком, капают маслом, мнут. (Веснушка комментирует).

Веснушка: Какой вывод можем сделать? Возможно страницам книги вернуть прежний вид? Как надо обращаться? 

III. Заключительная часть

Веснушка: Ребята, посмотрите на книги в своем книжном уголке. В каком они состоянии?

Веснушка: Они в хорошем состоянии, дети к ним бережно относятся, дружат с ними.

Мне очень понравилось гостить у таких дружных ребят, я хочу вам подарить интересную книгу сказок, пусть она вам станет настоящим другом.

Веснушка: Вы показали, что умеете дружить. И я надеюсь, что такими добрыми, дружными вы останетесь на всю жизнь. Я предлагаю вытянуть руки, образовав лучи весеннего солнышка, чтобы почувствовать тепло наших рук.

У друга мягкая и тёплая ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

Ни ссориться, ни драться нам не надо!

Дети держатся за руки, поглаживают руки, стоящих рядом, сосредоточив внимание на теплоте рук.

Приложение 6

Картотека дидактических игр и игровых ситуаций по социально-коммуникативному развитию для детей 4-5 лет

«Радостная встреча»

Цели: развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.

Развитие ситуации.

Воспитатель: У нас в группе дети любят дружить и помогать друг другу. Давайте сейчас все вместе построим «круг друзей». Каждый будет называть свое имя и протягивать руку соседу, а он возьмет эту руку, назовет свое имя, протянет руку следующему, и он тоже назовет себя. Давайте улыбнемся друг другу и скажем так: «Вместе будет веселей, выбирай себе друзей. Вместе любим мы играть, заниматься, рисовать. Детский сад – наш добрый дом! Хорошо нам будет в нем!» А теперь давайте сомкнем наш круг близко-близко, затем снова сделаем большой – пребольшой круг. Вот как нас много и нам хорошо вместе!

Игра «Волшебник»

Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул. Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись,

На волшебный стул садись!

Тот, кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц, изображать разные предметы: машины, самолеты, муз. инструменты, сказочных героев. Затем игра повторяется.

Игровая ситуация «Кто в домике живет?»

Цели. Развивать интерес детей к участию в общих играх, учить детей действовать согласованно. Уверенно называть свое имя и имена других детей. Способствовать установлению доброжелательных отношений детей друг к другу, преодолению неуверенности.

Ход игры. За дверью раздается звон бубна. Воспитатель вносит мишку.

Мишка. Я пришел к ребятам, я веселый мишка, кто из вас вспомнил как меня зовут?

Дети. Топтыжка!

Мишка (радуется, здоровается с ребятами, называет нескольких детей по именам). Я тебя знаю, ты – Машенька, а ты – Женечка… (Некоторые имена он нарочно путает, и дети его поправляют.) После этого он шепчет что-то на ухо воспитателю.

Воспитатель. Я поняла, сейчас я пойду и принесу твои подарки. (Вносит несколько больших цветных обручей). Это волшебные домики! Это какой домик?

Дети. Синий.

Воспитатель. А это?

Дети. Красный.

Воспитатель. А это?

Дети. Желтый.

Мишка. Я забыл еще один домик, пойду его поищу (Уходит за ширму).

Воспитатель. Пока мишка ушел, давайте спрячемся в эти домики, но тихо-тихо, чтобы он нас не услышал. Закройте домики на замочки. Чик-чик!

Дети. Чик-чик.

Мишка (возвращается). Я иду, топ-топ! Что такое где мои ребятки? В домики попрятались! Пойду постучу – тук-тук – и узнаю, кто в домике живет? А вы не скрывайте как вас зовут, называйте! (Стучит). Тук-тук! Кто в красном домике живет? Не слышу! Повторите громче! А как вы домики закрыли?

Дети (показывают). Вот так – чик-чик! (Мишка делает вид, что пытается схватить детей, они смеются: домики хорошо закрыты, не достать!)

Мишка. Да, крепкие у вас замочки, но у меня есть волшебная палочка (взмахивает). Я замочки открываю, вас всех в птичек превращаю! Птички, крылья расправляйте, из домиков вылетайте! (дети по предложению воспитателя «летают», «клюют зернышки», «чистят перышки»).

«Угадай, кто позвал?»

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

 «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Этикет – школа изящных манер».

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки.

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а также десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

 Игра «Мышеловка»

Цели. Развивать детские взаимоотношения, представления о сверстниках, умение узнавать его по голосу. Побуждать действовать согласованно, честно соблюдать правила игры.

Ход игры.  Воспитатель с детьми сооружает «мышеловку». После этого предлагает детям «превратиться в мышек». «Мышки» весело бегают по комнате и пищат. Затем дается сигнал: «Мышки уснули и глазки закрыли! Все крепко-крепко спят, друг на друга не глядят! Только две самые любопытные мышки не спали и в мышеловку попали». Воспитатель дотрагивается до двоих детей, и они быстро забираются в «мышеловку». В «мышеловке» могут прятаться двое детей. Затем воспитатель звонит в колокольчик: «Просыпайтесь, мышки, у нас случилась беда! Послушайте!»

Дети в мышеловке произносят вместе: «Мы – две мышки, здесь гуляли, в мышеловку вдруг попали. От кота вы нас спасите, имя каждой назовите!» Остальные дети пытаются угадать, кто же попал в «мышеловку».

Игра «Рыбаки и рыбки»

Цель – научить узнавать сверстников по голосу, осваивать правила игрового общения.

Ход игры. «Рыбаки» сидят «на берегу», они забрасывают удочки с приманкой за ширму, за которой плавают «рыбки» - дети. «Рыбка» дергают за приманку. «Рыбак» спрашивает: «Кто попался на крючок?» Ребенок «рыбка» отвечает: «Я попался на крючок. Угадай, кто я, дружок?»

«Рыбаку» нужно правильно назвать имя. Если он угадал, «рыбка поймана» - ребенок выходит из-за ширмы и садится рядом с «рыбаком». Побеждает тот «рыбак», который поймает больше «рыбок». Если «рыбак» ошибается, он становится «рыбкой», а неузнанный ребенок – «рыбаком» и продолжает игру.

Игра «Сети»

Цели. Научить вести свободный игровой диалог со сверстником, формулировать вопросы и находить на них ответы. Узнавать сверстников по особенностям внешности, одежды и голосу.

Ход игры. «Рыбаки» ловят «рыбу». Они «забрасывают сети» (накрывают простыней одного или двух детей) и говорят остальным детям:

Отгадайте быстро, дети,

Кто попался в наши сети?

Дети начинают задавать ребенку, попавшему «в сети», вопросы о его внешности и привычках или просят показать из-под простыни руку, ногу или часть одежды. Задача ребенка, попавшего «в сети», - не называть своего имени, отвечать, чтобы остальные дети не сразу его узнали.

Игра «Розыск»

Цели. Развивать представления о характерных особенностях внешности сверстников. Быть внимательными друг к другу, находить сверстников по описанию.

Ход игры. Воспитатель «делает объявление по радио»: «Потерялась девочка с голубыми глазами, светлыми волосами, в желтом платье». Ориентируясь на указанные признаки, дети находят сверстника.

Игра «Как наши девочки пошли за цветами»

Цель. Укрепить отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им.

Ход игры. Девочки идут в лес за цветами. Они изображают, как собирают на полянке цветы, произносят текст:

Мы цветочки собираем,

Мы букеты составляем:

Вот цветочек голубой,

Вот цветочек золотой,

Здесь цветут ромашки,

Расцвели тут кашки.

Все цветы мы соберем,

В детский сад их принесем!

В это время слышится шум, недовольное рычание. На полянку выходит «медведь»: «Кто шумит тут, кто поет, спать спокойно не дает?»

Девочки в страхе убегают, «медведь» гонится за ними. Девочки идут к мальчикам и просят защитить их от «медведя». Вместе с воспитателем мальчики сначала тихонько подкрадываются к «злому медведю». Подойдя ближе, мальчики начинают топать ногами и пугать «медведя». «Медведь» убегает. Воспитатель хвалит мальчиков за смелость:

Вот какие молодцы,

Вот какие храбрецы!

Нас смогли вы защитить

И медведя победить!

Девочки благодарят мальчиков за помощь. Затем игра повторяется.

Игровая ситуация «Мы открываем магазин»

Цель – учитывать в выборе предметов интересы мальчиков и девочек. Осваивать культуру общения.

Развитие ситуации. Воспитатель рассказывает: «Дети, наша обезьянка Чита решила открыть новый магазин. В магазине два отдела – для мальчиков и для девочек. Посмотрите, у нас на складе много разных товаров. Но Чита не знает, как их правильно распределить. Давайте ей поможем подготовить магазин к открытию. Подумайте, что мы выберем для мальчиков, а что – для девочек?»

Дети включаются в ситуацию. В ходе игры обезьянка несколько раз специально делает неправильный выбор. Дети вступают в разговор с обезьянкой и помогают исправить ошибки.

В игре возникают проблемные моменты. Дети обнаруживают на складе предметы, интересные и нужные как девочкам, так и мальчикам. Но обезьянка упрямо настаивает на том, что какие-то из этих предметов нужны только мальчикам или только девочкам. Дети не соглашаются с мнением обезьянки. Они включаются в общее обсуждение, ищут правильное решение, затрагивая важные социальные вопросы.

После размещения всех товаров обезьянка с удовлетворением оглядывает свой магазин и благодарит детей за помощь.

Игровая ситуация «Мы выбираем подарки»

Цели. Развивать у детей умение учитывать при выборе подарка интересы мальчиков и девочек. Осваивать правила культуры общения, вежливые обороты речи, проявлять доброжелательность.

Развитие ситуации. Воспитатель. Представим, что у нас праздник. Пойдем в магазин за подарками. (Раздает детям «деньги»). Сначала каждый из вас должен решить, кому он будет дарить подарок, и сообщить нам всем об этом. Надо зайти в магазин, выбрать подарок и вежливо обратиться к продавцу: «Покажите, пожалуйста, машинку…» Продавец покажет вам выбранную вещь, вы заплатите деньги – столько, сколько он попросит. Затем скажите продавцу «спасибо», возьмите покупку и идите вручать своему другу. Не забывайте «волшебные» слова.

Игра «Мы едем, едем, едем в далекие края»

Ход игры. На одном фланелеграфе находится изображение поезда с тремя вагонами. На другом расположены вперемешку фигурки людей и животных в двух эмоциональных состояниях – радости и злости. Дети должны отправить в путешествие только радостных путешественников. А злые и сердитые персонажи остаются без приглашения. Их возьмут в путешествие, когда они перестанут злиться. Игра заканчивается исполнением «Песенки веселых друзей» (музыка м. Старокадомского, слова С. Михалкова).

Игры-имитации

Имитация «Мячик»

Девочка расстроена, она потеряла мячик, мальчик ищет и находит его, отдает с улыбкой девочке, она с радостью берет мяч, и дети играют вместе.

Имитация «Друзья»

Мальчик стоит одиноко, скучает, в стороне играют двое детей, они замечают одинокого мальчика, подходят с улыбкой к нему, берут его за руки и начинают весело играть вместе.

Ситуация «Концерт по заявкам»

Цели. Упражнять в выразительной передаче разных образов. Узнавать образ по мимике и движениям.

Развитие ситуации. Выбирается группа «артистов». Они получают «заявки от зрителей» - конверты с картинками. Это могут быть нарисованные животные, птицы, герои. Получив заявки, «артисты» исполняют их перед «зрителями», которые должны догадаться кого они изображают. После выступления «артистов» воспитатель предлагает всем вместе изобразить разные состояния: нам холодно, нам жарко, нам весело, грустно и т.п.

Игровая ситуация «Почему Маша загрустила?»

Цель. Пробудить эмоциональную отзывчивость, желание разобраться в трудной ситуации и оказать помощь. Вызвать удовлетворение детей от совместного разрешения проблемы.

Развитие ситуации. Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла Маша сидит одна в углу, отвернувшись от всех, наклонив голову.

Воспитатель. Дети, посмотрите, что случилось с нашей Машей? Посмотрите грустно или весело ей? Видите, как она сидит? Куда смотрит? Да, Маше почему-то грустно, видите, как низко она опустила голову, ни на кого не хочет смотреть? Давайте подумаем, почему у нее такое грустное настроение? (Дети высказывают предположения). Правильно, она сидит одна, у нее нет друга, а без хороших друзей так плохо! (Воспитатель берет куклу на руки.) Тебе грустно, потому что никто с тобой не играет? У тебя нет хороших друзей? (Кукла утвердительно кивает головой.) Вот, дети, как грустно бывает одному. Как же помочь нашей Машеньке? (Дети предлагают найти ей «друга». Кукла «шепчет» что-то воспитателю на ухо.) Маша сказала мне, что у нее был хороший друг Мишутка, но он ушел в лес за медом и все не возвращается! Может быть, он заблудился? Давайте попробуем его найти. Сначала позовем его все вместе: Мишутка, ты где? (Дети зовут Мишутку.) Давайте начнем его искать, посмотрите везде-везде, может быть, найдем.

(Дети ищут его по всей комнате и находят только его карточку. Кукла маша начинает тревожиться. Дети вместе с воспитателей успокаивают ее, ласково называют по имени, обещают помочь, гладят ее по голове.)

Если дети затрудняются в активном проявлении чувств, воспитатель демонстрирует – словесно и практическими действиями – разные способы выражения сочувствия кукле. Кукла успокаивается и предлагает детям снова позвать Мишутку. Дети зовут, и вдруг из-за двери доносится слабый голос: «Я здесь, помогите мне!» Дети находят Мишутку в коробке. Выясняется, что он спасался от злых пчел, потерял курточку, спрятался в коробке, а вылезти сам не смог.

Мишутка благодарит спасителей, дети пожимают ему лапку, говорят: «Хорошо, Мишутка, что ты вернулся, Машенька тебя ждет, и мы тебе рады!» Вместе с Мишуткой дети идут к кукле Маше. Мишутка и Маша обнимают друг друга, радуются: «Мы снова вместе!»

Воспитатель. Вот какие мы молодцы, помогли в беде Мишутке и Машеньке. Теперь они снова вместе. А мы всегда будем помогать друг другу, и всем у нас в группе будет хорошо и весело.

Ситуация «Зайчик и обезьянка»

Цель – развивать эмоциональную отзывчивость, желание помогать попавшим в беду; находить разные способы проявления заботы и оказания помощи, выказывать готовность порадовать и поддержать других в трудной ситуации.

Часть1. Встреча. В конце прогулки дети обнаруживают на скамейке обезьянку и зайчика. Обсуждается ситуация. Чьи они? Как сюда попали? Дети вспоминают стихотворение А. Барто «Зайка». Высказывают предположение кто бросил их, а может потеряли другие ребята.

Затем воспитатель обращает внимание детей на состояние зайчика и обезьянки. Хорошо ли им? (Нет, им одиноко, страшно без хозяина.) Тепло ли им или холодно? Почему?

Воспитатель. Если бы зайчик и обезьянка умели говорить, чтобы они ответили на вопрос «Как вы себя чувствуете?»

Дети пытаются придумать ответы зайчика и обезьянки: «Нам холодно! Я замерз! Я кушать хочу!»

Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать одежду зверюшек, посмотреть все ли у них в порядке.

Воспитатель. Да, не повезло этим зверюшкам. Мне кажется, что они сейчас думают: «Какие мы стали некрасивые, мокрые, грязные! Такие мы никому не нужны! Никто нас не любит! Мы так и останемся здесь одни!»

«Неужели так и будет? Что делать?» - ставит проблему воспитатель.

Дети начинают высказывать свои предположения. А воспитатель задает провокационные вопросы, заставляя детей рассуждать.

В заключении дети решают забрать зверюшек в группу, обогреть их, накормить, постирать им одежду. Зверюшки радуются этому и благодарят ребят за помощь. Воспитатель завершает обсуждение оценкой: «Какие вы молодцы, не оставили в беде зайчика и обезьянку, пришли им на помощь. Мы возьмем с собой зверюшек, пусть они поживут у нас, пока не найдется их хозяин».

Часть 2. Мы заботимся о зайчике и обезьянке. Дети с воспитателем по-настоящему стирают запачканную одежду.

Часть 3. Знакомство зайчика и обезьянки с другими игрушками. 

Часть 4. Поиск хозяев обезьянки и зайчика. Подать объявление. Нахождение хозяев (дети младшей группы).

Часть 5. Возвращение зайчика домой. Дети подготавливают зверят к встрече с малышами, собирают им вещи, готовят добрые слова и маленькие подарочки для детей, продумывают в какую игру они поиграют вместе с ними.

Часть 6. Встреча с малышами.

Игровая ситуация «Покажем медвежонку, как вести себя в гостях»

Цель – развивать представления и практические умения культурного поведения в ситуации «Я пришел в гости».

Развитие ситуации. Белочка ждет в гости медвежонка и хомячка. Она накрывает на стол и комментирует свои действия: «Здесь я поставлю вазочку с вареньем, здесь баночку с медом, его так любит медвежонок, здесь орешки и семечки, мы их с хомячком очень любим, и еще положу на тарелочку пирожки с капустой».

Заходит медвежонок, не здоровается, а сразу идет к столу и говорит: «Ой, как много всего вкусного! Как хорошо, белка, что ты меня пригласила!»

Белочка просит медвежонка: «Подожди, еще придет хомячок».

Звонит телефон, белочка выходит из комнаты.

Медвежонок быстро садится за стол и начинает есть, приговаривая: «Какой вкусный мед, я его съем! Надо полизать варенье, очень вкусно. Теперь откушу пирожок… Фу, он с капустой! Такой я не хочу, положу обратно! Попробую другой, может он с малиной? Нет и он с капустой, брошу его под стол! А орешки все положу себе в карман, буду их дома есть! Кажется, я все попробовал. Можно и уходить. До свиданья, белочка! Я пошел домой!»

Белочка: «Куда же ты, подожди, сейчас придет хомячок, мы будем пить чай! Постой!»

Медвежонок убегает.

После показа сценки воспитатель задает детям вопросы: «Понравилось ли вам, как вел себя медвежонок? Вспомните, что он делал неправильно? Обрадуется ли белочка, когда увидит свой стол? А как надо было себя вести медвежонку?»

После обсуждения воспитатель говорит: «Давайте посмотрим эту сценку сначала, но теперь мы сами будем подсказывать и показывать медвежонку, как правильно себя вести». В конце медвежонок благодарит детей за помощь и обещает не забывать их «уроки».

Практическая ситуация «Покажи и расскажи»

Цель – закрепить навыки культурного поведения за столом, умение оценить поведение других детей с позиции требований культуры поведения.

Развитие ситуации. Воспитатель рассказывает: «Вчера я зашла в один детский сад. Дети как раз закончили обедать. Подошла я к одному столу и вот что увидела. Посмотрите».

Воспитатель снимает лист бумаги, покрывающий стол. Дети подходят и видят, что на столе беспорядок: крошки, скомканные салфетки, пролитое молоко, расческа для волос, чашка перевернута на блюдце.

Воспитатель говорит: «Давайте посмотрим и скажем, умеют ли эти дети культурно вести себя за столом? (Идет активное обсуждение). А теперь давайте посмотрим на другой стол, за ним только что ели наши Женя, Мила, Катя, Данил. Я попросила дежурных не убирать с этого стола».

Дети подходят и видят, что их товарищи ели аккуратно, дают одобрительную оценку. Воспитатель обещает рассказать тем детям, как стараются вести себя во время еды ее воспитанники.

 Этюды на выражение различных эмоций

«Азбука настроения»

Детям, за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой персонаж с разным эмоциональным состоянием.  По сигналу ведущего, дети поднимают карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется…

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

«Удивление»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету, каждый свой лепесток, поворачивая голову вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.

Выразительные движения: объятия, улыбки.

 «Ой-ой живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хоти!

Мы хвораем Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки сахара, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился.

«Король Боровик»

Воспитатель читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал кулаком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

 «Ваське стыдно»

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, укладывала спать. Однажды она положила куклу спать на кроватку, забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла ее и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему.

Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра "Вопрос на улыбку" по теме ЗОЖ

Конспект интеллектуальной игры по теме ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста. (Игра по типу ТВ игры "Вопрос на засыпку"). Музыкальное сопровождение выложила в аудиозаписи....

Проект «Поговорим с улыбкой» (консультации педагогов группы «Улыбка» с родителями в интернет - пространстве)

Данный материал включает в себя паспорт педагогического проекта, дневник, приложения, анализ проекта и список литературы. Цель проекта -  использование новой формы сотрудничества с родителями (ве...

Отзывы и рекомендации родителей детей, посещающих МКДОУ №1 «Улыбка» ЗАТО п. Солнечный о работе воспитателя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 1 «Улыбка» Мингалеевой Ирины Владимировны

Отзывы и рекомендации родителей детей, посещающих МКДОУ №1 «Улыбка» ЗАТО п. Солнечный о работе воспитателя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 1 «Улыбк...

Акция подари улыбку другу " Всемирный день улыбки "

Цель: показать значимость понятия «улыбка» в жизни человека и окружающих его людей, через акцию "Подари улыбку другу". Задачи: - развитие коммуникативных спос...

программа развитию эмоционально волевой сферы "Раз улыбка, два улыбка"

Программа развития эмоционально волевой сферы дошкольника «Раз улыбка, два улыбка»Цель программы:обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнкаЗадачи прогр...

Технологическая карта НОД "Раз улыбка, два улыбка" с детьми 2 ранней группы

Технологическая карта НОД "Раз улыбка, два улыбка" с детьми 2 ранней группы...