НОД "Слушай во все уши"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД «Слушай во все уши» в подготовительной группе.
Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассаж ушной раковины.
Словарная работа: ушная раковина, среднее ухо, внутренне ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, слух, звук.
Материал. Схема-плакат «Строение ухо». Рисунки: медведь, слон, белка, плакат с основными правилами ухода за ушами. Музыкальные инструменты: барабан, маракас, металлофон, музыкальный треугольник.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо. А от кого это письмо вы узнаете после того, как отгадаете загадку:
«У него уши не самые большие
Не самые длинные,
Не на макушке,
Не с кисточками».
Предлагается три картинки: слон, белочка, чебурашка – на экране.
Дети: Чебурашка!
Воспитатель. Правильно, это Чебурашка! А сейчас давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Чебурашка. Я знаю, что вы очень умные ребята, и поможете мне разобраться в одном вопросе. У меня большие уши, а что ими делать я не знаю, и как ухаживать за ушами, тоже не знаю. Ребята, пожалуйста, помогите мне и напишите ответ. Чебурашка».
Воспитатель. А вы ребята, знаете, для чего нужны уши?
Дети: Знаем!
Воспитатель. Ну, что поможем Чебурашке?
Дети: Да!
Воспитатель. Тогда садитесь поудобнее и послушайте музыкальное произведение Д. Кабалевского «Клоуны».
После, воспитатель беседует с детьми по прослушанному произведению.
Воспитатель. Что рассказала вам музыка? Что вы представили себе, прослушав это произведение?
Ответы детей.
Воспитатель. Что вам помогло услышать музыку?
Дети: Уши!
Воспитатель. Уши – это еще один из органов чувств, орган слуха. С помощью ушей мы слышим различные звуки. Звуки бывают громкими, сильными – как волна на море во время шторма. А могут быть тихими – как круги от камня упавшего в лужу. Только волны на воде мы видим и слышим их звук, а вот звуковые волны только слышим. Назовите, что может издавать громкие, сильные звуки? ( Ответы детей: самолет, поезд и т. д.) Назовите, что может издавать тихие, слабые звуки?
Воспитатель. Звуки проходят сквозь двери, стены, через воздух и воду. Прислушайтесь и попробуйте услышать посторонние звуки (скрип стульчиков, голоса детей за дверью и т. д.)
Игра «Кто что слышит?»
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем с помощью музыкальных инструментов и различных предметов, попробуйте изобразить различные звуки.
Музыкальная игра. «У кого какая песня».
Воспитатель. Почему вы взяли барабан, чтобы изобразить гром? А почему взяли музыкальный треугольник, чтобы изобразить дождь? И т. д.
Воспитатель. А теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим горло и произнесем свое имя и фамилию. Что вы почувствовали? (ответы детей). Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат наши голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим, громким, глухим, низким и высоким. (Дети экспериментируют).
Игра «Кто сказал, мяу?»
Воспитатель. А сейчас поиграем «Кто сказал, мяу?» Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (произнес слово «мяу»). Голос можно менять – сказать громко, тихо, грубо, ласково.
Воспитатель. И с этим заданием вы справились. А сумеете ли вы определить инструменты по звучанию.
Игра «Угадай по звучанию».
Воспитатель. Благодаря чему мы с вами смогли справиться со всеми заданиями? Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?
Дети: Мы слышим эти звуки ушами.
Воспитатель. А сколько ушей у человека?
Дети: Два уха.
На экране появляется схема уха.
Воспитатель. На голове расположены две ушные раковины. Ушная раковина лишь собирает звук и отправляет его в слуховой проход. В конце слухового прохода есть барабанная перепонка, звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко давит на «улитку» жидкость в «улитке» приходит в движение и начинает двигаться. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал. И о радость, мы слышим голос мамы или героя мультфильма.
На экране появляются картинки животных.
Воспитатель. Человек с хорошим слухом слышит шаги в 5 метрах от себя, а вот волк за 50 метров. Отличным слухом обладают ежи, зайцы, дельфины, летучие мыши. У большинства животных уши расположены на голове, а у кузнечика на передних ногах.
Входит медсестра.
Медсестра: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы сегодня говорите про уши, и хочу вас научить делать массаж ушей.
Массаж уха (из китайской медицины). Дети и воспитатель благодарят медсестру.
Воспитатель. Ребята, иногда люди не слышат или плохо слышат. Таких людей называют глухими и слабослышащими. Закройте уши ладонями. Понравилось ли вам ничего не слышать? (Ответы детей). Это очень неприятно. Слух – это большая ценность. А чтобы слух оставался хорошим, нужно выполнять правила.
На экране появляются картинки.
Воспитатель. Посмотрите на картинки и выберите ту, на которой мальчик поступает правильно.
Правила
1. Не ковыряйте в ушах разными предметами.
2. Не допускайте попадания воды.
3. В холодную погоду защищать уши от ветра и мороза.
4. Не слушать громкую музыку.
5. Нельзя громко кричать и мешать окружающим.
6. Если заболел, обратиться к врачу.
Воспитатель. Давайте эти правила отправим в письме Чебурашке. Пусть он их соблюдает и никогда не болеет. И вы, я надеюсь, будете соблюдать эти правила.
Массаж уха
(из китайской медицины)
Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма.)
Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта.)
Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.)
Растирание ушей ладонями.
Правила ухода за ушами
1. Не ковырять в ушах разными предметами.
2. Не допускать попадания воды в уши.
3. Защищать уши от сильного ветра.
4. Защищать уши от сильного шума.
5. Не сморкаться очень сильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 843 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Слушай во все уши» в подготовительной группе.
Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассаж ушной раковины.
Словарная работа: ушная раковина, среднее ухо, внутренне ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, слух, звук.
Материал. Схема-плакат «Строение ухо». Рисунки: медведь, слон, белка, плакат с основными правилами ухода за ушами. Музыкальные инструменты: барабан, маракас, металлофон, музыкальный треугольник.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо. А от кого это письмо вы узнаете после того, как отгадаете загадку:
«У него уши не самые большие
Не самые длинные,
Не на макушке,
Не с кисточками».
Предлагается три картинки: слон, белочка, чебурашка – на экране.
Дети: Чебурашка!
Воспитатель. Правильно, это Чебурашка! А сейчас давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Чебурашка. Я знаю, что вы очень умные ребята, и поможете мне разобраться в одном вопросе. У меня большие уши, а что ими делать я не знаю, и как ухаживать за ушами, тоже не знаю. Ребята, пожалуйста, помогите мне и напишите ответ. Чебурашка».
Воспитатель. А вы ребята, знаете, для чего нужны уши?
Дети: Знаем!
Воспитатель. Ну, что поможем Чебурашке?
Дети: Да!
Воспитатель. Тогда садитесь поудобнее и послушайте музыкальное произведение Д. Кабалевского «Клоуны».
После, воспитатель беседует с детьми по прослушанному произведению.
Воспитатель. Что рассказала вам музыка? Что вы представили себе, прослушав это произведение?
Ответы детей.
Воспитатель. Что вам помогло услышать музыку?
Дети: Уши!
Воспитатель. Уши – это еще один из органов чувств, орган слуха. С помощью ушей мы слышим различные звуки. Звуки бывают громкими, сильными – как волна на море во время шторма. А могут быть тихими – как круги от камня упавшего в лужу. Только волны на воде мы видим и слышим их звук, а вот звуковые волны только слышим. Назовите, что может издавать громкие, сильные звуки? ( Ответы детей: самолет, поезд и т. д.) Назовите, что может издавать тихие, слабые звуки?
Воспитатель. Звуки проходят сквозь двери, стены, через воздух и воду. Прислушайтесь и попробуйте услышать посторонние звуки (скрип стульчиков, голоса детей за дверью и т. д.)
Игра «Кто что слышит?»
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем с помощью музыкальных инструментов и различных предметов, попробуйте изобразить различные звуки.
Музыкальная игра. «У кого какая песня».
Воспитатель. Почему вы взяли барабан, чтобы изобразить гром? А почему взяли музыкальный треугольник, чтобы изобразить дождь? И т. д.
Воспитатель. А теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим горло и произнесем свое имя и фамилию. Что вы почувствовали? (ответы детей). Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат наши голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим, громким, глухим, низким и высоким. (Дети экспериментируют).
Игра «Кто сказал, мяу?»
Воспитатель. А сейчас поиграем «Кто сказал, мяу?» Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (произнес слово «мяу»). Голос можно менять – сказать громко, тихо, грубо, ласково.
Воспитатель. И с этим заданием вы справились. А сумеете ли вы определить инструменты по звучанию.
Игра «Угадай по звучанию».
Воспитатель. Благодаря чему мы с вами смогли справиться со всеми заданиями? Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?
Дети: Мы слышим эти звуки ушами.
Воспитатель. А сколько ушей у человека?
Дети: Два уха.
На экране появляется схема уха.
Воспитатель. На голове расположены две ушные раковины. Ушная раковина лишь собирает звук и отправляет его в слуховой проход. В конце слухового прохода есть барабанная перепонка, звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко давит на «улитку» жидкость в «улитке» приходит в движение и начинает двигаться. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал. И о радость, мы слышим голос мамы или героя мультфильма.
На экране появляются картинки животных.
Воспитатель. Человек с хорошим слухом слышит шаги в 5 метрах от себя, а вот волк за 50 метров. Отличным слухом обладают ежи, зайцы, дельфины, летучие мыши. У большинства животных уши расположены на голове, а у кузнечика на передних ногах.
Входит медсестра.
Медсестра: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы сегодня говорите про уши, и хочу вас научить делать массаж ушей.
Массаж уха (из китайской медицины). Дети и воспитатель благодарят медсестру.
Воспитатель. Ребята, иногда люди не слышат или плохо слышат. Таких людей называют глухими и слабослышащими. Закройте уши ладонями. Понравилось ли вам ничего не слышать? (Ответы детей). Это очень неприятно. Слух – это большая ценность. А чтобы слух оставался хорошим, нужно выполнять правила.
На экране появляются картинки.
Воспитатель. Посмотрите на картинки и выберите ту, на которой мальчик поступает правильно.
Правила
1. Не ковыряйте в ушах разными предметами.
2. Не допускайте попадания воды.
3. В холодную погоду защищать уши от ветра и мороза.
4. Не слушать громкую музыку.
5. Нельзя громко кричать и мешать окружающим.
6. Если заболел, обратиться к врачу.
Воспитатель. Давайте эти правила отправим в письме Чебурашке. Пусть он их соблюдает и никогда не болеет. И вы, я надеюсь, будете соблюдать эти правила.
Массаж уха
(из китайской медицины)
Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма.)
Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта.)
Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.)
Растирание ушей ладонями.
Правила ухода за ушами
1. Не ковырять в ушах разными предметами.
2. Не допускать попадания воды в уши.
3. Защищать уши от сильного ветра.
4. Защищать уши от сильного шума.
5. Не сморкаться очень сильно.