Парциальная программа «Социокультурные истоки» как основа для разработки вариативной части ООП по ФОП ДО
презентация

Акимова Кристина Сергеевна

Парциальная программа «Социокультурные истоки» как основа для разработки вариативной части ООП по ФОП ДО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парциальная программа «Социокультурные истоки» как основа для разработки вариативной части ООП по ФОП ДО

Слайд № 1 (титульный). Добрый день, уважаемые коллеги! Поговорим о том, как программа «Социокультурные истоки» помогает работать в изменившихся условиях по реализации ООП ДО в контексте ФОП ДО.

По программе «Социокультурные истоки» мы системно работаем с 2020 года. Данная программа берет свое начало еще с 1995 года. Слайд № 2 (колокольчик). Представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему, а также оригинальную педагогическую технологию, которая соответствует требования ФГОС и ФОП ДО, авторами которой являются профессора, члены-корреспонденты Российской Академии естественных наук И.А.Кузьмин и А.В.Камкин.

Слайд № 3 (информационная справка). «Социокультурные истоки» - интегрированная программа, которая развивает духовно-нравственную стержневую основу образования через введение учебного курса «Истоки» и реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте». Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную и основную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет образовательное учреждение и семью в активном воспитании.

Слайд № 4 (цели). Главная цель программы «Социокультурные истоки» - объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Слайд № 5. Программа способствует решению ряда важнейших задач:

* развитию духовно-нравственных основ образования;

* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума.

Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

На смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам пришла новая программа - ФОП ДО. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Слайд № 6 (Цитата В.В.Путина). Главная цель ФОП ДО - разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

Чтобы достигнуть этой цели, перед педагогами стоят следующие задачи:

  1. приобщать детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность и др.;
  2. охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  3. обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей;
  4. обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд № 7 (ценности). Чем же схожи программа ФОП и «Социокультурные истоки»? Чем может помочь программа «Социокультурные истоки» в реализации ФОП ДО?

При сравнении целей         и задач данных программ мы можем заметить сходство в направленности воспитания детей дошкольного возраста по духовно-нравственным основам, интеграции обучения детей в едином образовательном пространстве - от детского сада до школы и высшего образования, а также приобщение подрастающего поколения к истокам народной культуры, ценностям русского народа.

ФГОС позволял каждому учреждению выбирать программу дошкольного образования и даже создавать собственную, сохраняя пропорции: 60% базовой программы и 40% изменений. Это дало толчок к появлению 44 авторских программ дошкольного образования. Среди самых популярных - «Детский сад по системе Монтессори», «Золотой ключик» и «Истоки».

ФОП ДО сохранила такую возможность: 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, оставшиеся 40% можно формировать по своему усмотрению. Так детские сады могут ориентироваться на специфику национальных, региональных и других условий, что и позволяет сделать программа «Истоки», так как в своей основе она так же, как и ФОП ДО, опирается на принципы и ориентиры, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей.

Каким образом мы реализуем направления воспитания дошкольников с помощью программы «Социокультурные истоки»?

Слайд № 8. Патриотическое направление. В основе - любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Малышам до трех лет будут рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям, бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью мероприятий ко Дню города, Дню Победы. Книги «Верность родной Земле», «Светлый образ».

Слайд № 9. Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.

Трехлетних малышей научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А еще - принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета у взрослых.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью народных, фольклорных праздников с привлечением родительского сообщества. Книги «Сказочное слово», «Добрые друзья».

Слайд № 10. Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.

К трем годам малыш обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют. Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с другими - будь то взрослые или дети.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью привлечения семей воспитанников в образовательный процесс. Книги «Семейные традиции», «Радость послушания».

Слайд № 11. Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.

К трем годам ребенок любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие: быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом.

При освоении программы «Социокультурные истоки» дети приобретают социальные знания и знания о нравственности, соотносят их с главными жизненными ценностями человека и общества, получают собственный опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Российской цивилизации. И, наконец, они получают опыт самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью знакомства с государственными и народными праздниками Российской Федерации, а также смоленской истории. Книги «В добрый путь», «Мастера и рукодельницы».

Слайд № 12. Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности.

Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными играми.

Программа «Социокультурные истоки» для решения задач полноценного физического и психического развития, сохранения и укрепления здоровья и становления ценностей здорового образа жизни, имеет такие особенности, как:

- учёт возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-8 лет при отборе и выстраивании системы духовно-нравственных категорий и ценностей для работы с дошкольниками;

- формирование у детей и их родителей системы жизненно-важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности и содержании своего тела в чистоте;

- гармоничное развитие ребенка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, пение песен, изобразительного творчества, которые обладают развивающим и оздоровительным эффектом, в том числе фольклором Смоленской области.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью разнообразных оздоровительных мероприятий (зачастую с привлечением семей воспитанников, педагогического сообщества), а также участия в акциях, флешмобах к государственным праздникам. Книги «Дружная семья», «Добрые друзья».

Слайд № 13. Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.

Согласно документу, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.

Формы взаимодействия взрослого с детьми в модуле «Воспитание культуры труда в контексте программы «Социокультурные истоки» представлены в книгах для развития и  книгах для развития речи детей, в модулях программы: «Формирование основ гражданской идентичности»; «Развитие основ нравственной культуры»; «Формирование основ социокультурных ценностей», «Формирование основ экологической культуры», «Формирование семейных ценностей».

При реализации программы в контексте «Истоков» к концу дошкольного периода у детей сформированы первичные представления о ценностях труда в жизни человека, его традиционных видах, различных профессиях. У ребенка сформированы основы таких качеств, как уважение к труду, стремление к познанию и истине; трудолюбие; старание, терпение, усердие и др.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью мероприятий, направленных на помощь нуждающимся, волонтёрство. Книги «Добрая забота», «Напутственное слово».

Слайд № 14. Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.

Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада - воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.

В программе «Социокультурные истоки» данное направление реализуется с помощью реализации фольклорного кружка по ознакомлению с народными традициями Смоленский области и России в целом, культурных мероприятиях на различных площадках города Смоленска, выступлениях. Книги «Верность родной земле», «Семейные традиции».

Слайд № 15. В своё время мы заказали комплект всех этих книг на разные возраста и активно используем в саду вместе с тетрадями.

Слайд № 16. Возвращаясь к теме моего выступления хочется сказать, что на наш взгляд программа «Социокультурные истоки» как никакая другая подходит для разработки вариативной части ООП по ФОП ДО, программа актуальна, широко используется и применяется во всех образовательных областях, что помогает разнообразить и расширить обучение воспитанников и педагогов дошкольных организаций доступными для детей средствами, чего требует ФОП ДО.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования

«Смоленский областной институт развития образования

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

программа

9 ноября 2023 года

г. Смоленск


региональный круглый стол

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Цель проведения круглого стола:

- обсуждение актуальных вопросов формирования вариативной части образовательной программы дошкольного образования и ее реализации.

Проблемное поле:

- специфика социокультурных, природных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОО, как фактор, определяющий содержание части, формируемой участниками образовательных отношений;

- выбор образовательных программ и форм организации работы с детьми в условиях реализации вариативной части образовательной программы ДОО;

- дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы как возможный ресурс для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений.

Участники: руководители и педагоги муниципальных и частных дошкольных образовательных организаций; руководители областного и муниципальных методических объединений; сотрудники кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАУ ДПО СОИРО.

Дата и время проведения:

9 ноября 2023 года с 13.00 до 15.00

Форма проведения: очно с онлайн-трансляцией

Ссылка для подключения: https://events.webinar.ru/soiro/931570090 

Регламент основных выступлений – до 10 минут.

Дискуссия – до 5 минут.

Модераторы:

Кравчук Валентина Анатольевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАУ ДПО СОИРО;

Шимаковская Светлана Юналиевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАУ ДПО СОИР

Парциальная программа для детей среднего дошкольного возраста «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Денькина Олеся Юрьевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звёздочка» города Рославля Смоленской области

Реализация образовательной программы ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений

Сулимина Ольга Андреевна, заведующий; муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» Смоленского района Смоленской области

Вариативная часть образовательной программы на основе авторской парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности»

Краева Анна Викторовна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 города Ярцева Смоленской области

Отражение в образовательной программе ДОО региональной специфики и социокультурной ситуации

Андреева Лариса Филипповна, заместитель заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» города Гагарина Смоленской области

Парциальная программа «Социокультурные истоки» как основа для разработки вариативной части образовательной программы ДОО

Акимова Кристина Сергеевна старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Образовательная программа «Английский язык для дошкольников»

Васильева Елена Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» города Рославля

Взаимодействие ДОО с учреждениями социума в рамках реализации вариативной части ОП ДОО

Сидорова Елена Сергеевна, методист муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 города Вязьмы Смоленской области

Программа дополнительного образования «Шахматы» как перспектива для разработки вариативной части образовательной программы ДОО

Сидорова Марина Алексеевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

Тематическое планирование вечеров развлечений в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российск...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ" на 2017 -2018 учебный год

Программа разработана для подготовительной к школе группы...

Рабочая программа по парциальной программе "Социокультурные истоки"

Данная программа по социокультурным истокам для старшего дошкольного возраста....

Парциальная программа "Социокультурным истокам" в ДОУ

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

Парциальная программа "Социокультурные истоки"

Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на ...