Продуктивность воспитательной деятельности
материал
Продуктивность воспитательной деятельности.
Аналитическая справка по результатам диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka.pdf | 2.11 МБ |
diagnostika_sensomotornrogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta_1.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста
Сенсорное развитие в раннем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального
развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.
Оборудование:
1. деревянная доска с тремя (четырьмя) прорезями –
круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Основные задания для детей 2,5-3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | +- | + | + | + | - | |
2 | - | - | + | + | - | |
3 | + | +- | + | - | + | |
4 | + | - | +- | + | - | |
5 | + | + | + | - | - | |
6 | + | + | + | +- | - | |
7 | + | + | - | + | + | |
8 | + | - | +- | + | +- | |
9 | +- | + | - | +- | + | |
10 | - | + | + | +- | + | |
11 | + | +- | + | + | - | |
12 | - | - | +- | + | - | |
13 | +- | +- | + | - | +- | |
14 | +- | - | +- | + | - | |
15 | + | + | + | + | - | |
16 | + | +- | - | +- | + |
Таблица 2. Май
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | + | + | + | + | - | |
2 | - | - | + | + | - | |
3 | + | + | + | - | + | |
4 | + | + | + | + | - | |
5 | + | + | + | - | - | |
6 | + | + | + | + | + | |
7 | + | + | - | + | + | |
8 | + | - | + | + | + | |
9 | + | + | - | + | + | |
10 | - | + | + | +- | + | |
11 | + | + | + | + | - | |
12 | + | - | +- | + | - | |
13 | + | + | + | + | +- | |
14 | +- | - | + | + | - | |
15 | + | + | + | + | + | |
16 | + | + | - | +- | + |
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «+-« отмечены задания, выполненые с неточным соответствием.
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком.
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
2. Выявление интересов и знаний родителей воспитанников.
С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное воспитание детей» и выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:
- большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;
- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
Заключение
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.
В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продуктивность воспитательной деятельности
Продуктивность воспитательной деятельности...
ПРОДУКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мониторинг основной образовательной программы МБОУ СОШ № 30 г.Химки ДО " Бибигон"...
Продуктивность воспитательной деятельности педагогического работника
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы в межаттестационный период. Для определения уровня развития воспитанников, мониторинг достижения детьми планируемых результатов о...
Продуктивность воспитательной деятельности
Аналитическая справка...
Продуктивность воспитательной деятельности
Аналитические справки за уч.года:2021г-2022г2022г-2023г...
Продуктивность воспитательной деятельности
Аналитическая справка 2018-2022Аналитическая справка 2022-2023...
Продуктивность воспитательной деятельности
Динамика результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования по итогам мониторингов, проводимых организацией....