Проект "Сказка в мире музыки"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект направлен на формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности в соответствии с реализацией ФГОС и ФОП ДО, через театрально-музыкальный вид деятельности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №7» города Сосновоборска
Проект
музыкально-театрализованной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Сказка в мире музыки»
Музыкальный руководитель
Попкова Наталья Александровна
Сосновоборск
2023
Содержание | стр |
Введение | 3 |
1.Актуальность проекта | 4 |
2.Цели и задачи проекта | 4 |
2.1 Цель проекта | 4 |
2.2 Задачи проекта | 4 |
2.3 Целевая группа проекта | 4 |
3. Проектное решение | 5 |
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта | 5 |
5. Механизм реализации проекта | 6 |
6. Ресурсы проекта | 7 |
7. Факторы влияющие на реализацию проекта | 8 |
8. Ожидаемые результаты реализации проекта | 8 |
9. Заключение | 8 |
10. Список использованных документов и источников информации | 9 |
Введение
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ МО и Н РФ № 1155 от 17.10.13 г., далее – ФГОС ДО).
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие образного, ассоциативного мышления;
- развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФОП дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
- опыт художественно-творческой деятельности.
Следует, что формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Каждый педагог заинтересован в развитии музыкально-творческого потенциала воспитанников. Поэтому, систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в мире музыки», обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
1.Актуальность проекта
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Вызвать интерес у ребенка и увлечь в мир фантазий способна сказка.
Сказка – та форма, действенный метод воздействия, который детям знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.
Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества.
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
2.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности в соответствии с реализацией ФГОС и ФОП ДО.
2.2 Задачи проекта:
- Научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказке.
- Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с играми-инсценировками, драматизацией и т. д.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Совершенствовать вокально-хоровые и танцевальные навыки.
- Учить детей передавать эмоциональное состояние движениями, жестами, мимикой.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать коммуникативность.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
2.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста; музыкальный руководитель; родители воспитанников; воспитатели старших и подготовительных групп.
3.Проектное решение
(основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Является самым популярным и увлекательным направлением. Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник.
- Восприятие:
- восприятие музыки
- восприятие картины
- восприятие художественной литературы
-мультфильмы
2. Творчество:
- пластилинография
- рисунок
- аппликация
3. Исполнительство:
- пение
- ритмопластика
- хореография
- игра на музыкальных инструментах
Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты.
Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.
Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
4. Жизненный цикл проекта
- Тип проекта: творческий
- Форма реализации проекта: постановка музыкальной сказки
- Сроки реализации проекта: с 4.09 2023 г. по 25.10. 2023 г.
5. Этапы реализации проекта
- Подготовительный (с 4.09.2023г. по 8.09.2023г.)
- Основной (с 8.09.2023г. по 20.10.2023г.)
- Заключительный (с 24.10.2023г. по 25.10.2023г.)
5. Механизм реализации проекта
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | ||||
1. | Изучение научно-методической литературы по музыкально-театрализованной деятельности.
| Методический кабинет | с 4.09.2023г. по 8.09.2023г | музыкальный руководитель |
2. | Анализ интернет-ресурсов по данной теме «Сказка в музыке». Привязка темы к Международному дню хлеба. | Методический кабинет | Музыкальный руководитель, воспитатель | |
3. | Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки, атрибутов и декораций. | Библиотека, музыкальный зал, иное | музыкальный руководитель, воспитатель, родители воспитанников | |
4. | Обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах. | Группа | Родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель | |
5. | Организация консультации для родителей ДОУ на тему: «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительности речи и её взаимосвязь с другими видами деятельности» (Приложение 1) | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель, воспитатель, воспитанники старших и подготовительных групп, родители | |
6. | Организация консультации для родителей на тему: «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» (Приложение 2) | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель, воспитатель, родители | |
7. | Разработка конспектов образовательной деятельности, сценариев сказочных постановок, методических рекомендация для родителей | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель | |
Этап 2 | ||||
1. | Организация образовательной деятельности на тему «Мои любимые герои сказок» (Приложение 3) | Музыкальный зал | с 8.09.2023г. по 20.10.2023г. | Музыкальный руководитель, воспитатель |
2. | Организация образовательной деятельности на тему «Сказка в музыке» (Приложение 4) | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель, воспитатель | |
3. | Чтение художественной литературы: - русские народные сказки «Колосок», «Колобок» | Группа | воспитатель | |
4. | Просмотр мультипликационных фильмов: -«Колобок», Союзмультфильм, 1956 г., 1969 г.; - «Новые приключения колобка». Союзмультфильм, 2012г; - «Колосок» Союзмультфильм, 1980г. | Музыкальный зал, группа | Музыкальный руководитель, воспитатель | |
5. | Выпуск информационного буклета для родителей с рекомендациями «Как помочь ребенку выучить стихотворение или текст роли». (Приложение 5) | Группа | Музыкальный руководитель Воспитанники, родители воспитанников | |
Этап 3 | ||||
1. | -Проведение осеннего праздника в старшей группе по мотивам РНС «Колосок» «Волшебные листья Осени» (Приложение 6) -Проведение осеннего праздника в подготовительной группе по мотивам РНС «Колобок» «Новые приключения колобка» (Приложение 7) | Музыкальный зал | 24.10.2023г. | Музыкальный руководитель, старший воспитатель |
2. | Презентация проекта «Сказка в мире музыки» на педагогическом совете ДОУ | Музыкальный зал | Музыкальный руководитель, воспитатель |
6. Ресурсы проекта:
- Информационные – подбор методической литературы, Интернет-ресурсов по теме проекта.
- Кадровые– музыкальный руководитель, воспитатели.
- Учебно – методические:
– План работы.
– Сценарии музыкальных постановок.
– Театрализованные игры, музыкальные игры, анимационные танцы.
– Музыкально-дидактические пособия (наглядные), костюмы и атрибуты.
Материально-технические:
– Музыкальная аппаратура (микшерский пульт, колонка, нойтбук).
– Подборка определенного песенного материала, использование авторских песен.
– Репродукции, иллюстрации.
– Набор ОРФ инструментов для элементарного музицирования.
7. Факторы, влияющие на успех проекта:
Для того чтобы проект был реализован необходимо:
– последовательность в планировании театрализованной деятельности
– тесное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателей и родителей
– организация консультаций для педагогов и родителей по вопросам:
1) «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительности речи и её взаимосвязь с другими видами деятельности»
2) «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»
8. Ожидаемые результаты реализации проекта
Воспитанники:
- Сформировано эмоционально-оценочное отношения к музыке, литературе, театральному искусству.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получен первой опыт самооценки.
- Воспитанники творчески самовыражаются.
Родители:
- Проявляют активность и заинтересованность в реализации образовательного процесса.
- Повысили общую и музыкальную культуру.
- Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о видах театра.
- Посещают беседы, консультации, реализуемые мероприятия проявляя к ним интерес и участие.
Воспитатели:
- Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода как к ребенку, так и к его родителям.
- Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.
9. Заключение
Реализация данного проекта показала, что познавательный интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
10. Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
-«Музыкальная палитра» № 6 – 2005 г, №11,12 – 2012г – Санкт-Петербург.
-«Музыкальный руководитель» № 6,7,8 – 2008г.; №1 – 2009г.
-Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
-Буренина А.И. «Ритмическая мозаика».
-Н. А. Сорокина «Театр, творчество, дети»
-Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
-Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
-Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
-В.А. Жилин «Речевые упражнения». – Челябинск, 1996.
-Буренина А.И. /Театр возможного/№1: От игры до спектакля. Учебно-методическое пособие –
2-е Издание.
-Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования – М. ТУ Сфера, 2010г
-Равчеева И. П. «Настольная книга музыкального руководителя»/Волгоград: Учитель, 2014.
Радынова О.П., «Музыкальные шедевры: Программа. Настроения, чувства в музыке» - 2-е изд., перераб. – М.:ТЦ Сфера, 2016.
-Радынова О.П., «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» - М.:ТЦ Сфера, 2016
-Резцова С. В., «Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений.
-Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет»/Волгоград: Учитель, 2012
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г.
-Основная образовательная программа ДОУ в контексте с ФГОС и ФОП ДО.
1Дополнительная литература:
-Басина Н., «С кисточкой и музыкой в ладошке»/М., 1997.
-Груздова И.В., «Современный процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.// Справочник музыкального руководителя» №12, 2015.
- Деркунская В.А., «Современные подходы к организации слушания музыки.//Музыкальный руководитель» №8, 2015.
-Кароткова М., «Проблемы музыкальной классики»/М., 1998
-Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., «Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье»/М: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.
-Радынова О.П., «Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.//Справочник музыкального руководителя» №0, 2012.
-Штанько И., «Воспитание искусством в детском саду»/М., 2007.
- Книга «Русские народные сказки».
Интернет-ресурсы:
-Сайт: «Маам.ру» - учебные материалы для детского сада www.maam.ru/detskijsad/-skazka-v-muzyke.html
-Сайт: «Копилка уроков» https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/rolmuzykalnoiskazki
-Сайт: «Мир знаний» http://mirznanii.com/a/180474/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия на тему «Мои любимый герой сказки»
Музыкальное занятие с элементами музыкально-дидактической игры
«Путешествие по сказке «Колобок»
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников с помощью различных видов деятельности.
Задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение выражать в движениях музыкальный образ и настроение;
2. Развивать звуковысотный слух, тембровый слух, голосовой аппарат.
3. Способствовать активизации фантазии ребенка.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Проходите, я очень рада встрече с вами. Давайте поздороваемся песенкой. (Стали полукругом).
Попевка - «приветствие».
Музыкальный руководитель. А теперь легко подышим, полетели наши бабочки легко, дышим, дышим глубоко.
Дыхательная гимнастика с бабочками.
Звучит музыка. Дети берут бабочек, кладут на открытую ладонь, дуют на них, стараясь сделать вдох носом, а выдох ртом продолжительно и долго. Проходите на стульчики и послушайте (садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель. А теперь мы с вами отправимся в сказку, но сначала вам нужно будет отгадать в какую, слушайте загадку:
Прямо с полки, за порог.
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это? (Колобок).
Вы знаете, эту сказку? Только сказка будет необычная, а музыкальная.
Жили-были дед да баба. (На экране).
Вот просит как-то раз дед:
- А испеки-ка ты мне, бабка, колобок?
- А из чего испечь-то? муки-то у нас нет!
- А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось и наскребешь на колобок.
Бабка так и сделала, по амбару помела, по сусекам поскребла, да и слепила колобка. Давайте и мы с вами попробуем слепить колобка.
Пальчиковая игра «Колобок».
Мы лепили колобка (имитация движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка (сжимать и разжимать пальцы)
А потом его катали (катать)
На окошечко сажали (раскрыть ладони, показать их)
Он с окошка прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами0
Укатился вмиг (вращение кистями).
Музыкальный руководитель: Вот какой замечательный получился колобок.
Показывает на экране колобка.
Испекла его бабка, посадила остывать на окошко, а он прыг и укатился.
Катится колобок, а на встречу ему…а кто попался ему навстречу, вы сейчас попробуете отгадать. Послушайте музыку…
И так, кого же встретил колобок? Правильно, зайку! Одевает маску зайца на одного ребят. Показывает на экране картинку. Потому что музыка была легкая, быстрая, отрывистая, похожая на прыжки зайчика. А мы тоже с вами умеем прыгать, как зайчики.
Вставайте и слушайте внимательно.
Музыкально-ритмические игра «Зайчики».
Встретил колобок зайчика, а заяц ему и говорит:
- Колобок, колобок, а я тебя съем! - не ешь меня! Я тебе песенку спою! И запел.
«Песенка колобка».
Катится колобок дальше, а навстречу ему… Сейчас мы с вами узнаем, кто же попался ему навстречу. Послушаем музыку…
Отгадали, кто попался колобку навстречу? Конечно же, мишка, а как вы поняли, что это мишка? Музыка по характеру была низкая, грубая, громкая. Одевает маску медведя на одного из ребят. Показывает на экране картинку. Были слышны тяжелые медленные шаги медведя. А как ходит мишка? У мишки дом большой? Ходят как мишка.
И говорит медведь:
- Колобок, колобок, а я тебя съем!
- Не ешь меня! Я тебе песенку спою! И запел. А вы помогайте мне, песенку подпевайте.
«Песенка колобка».
Покатится колобок дальше, а навстречу ему…. Давайте послушаем, кто же навстречу ему попался? Слушаем..
На экране появляется волк . Правильно, волк, конечно же. Потому что музыка была низкая, строгая, сердитая. Одевает маску волка одному из ребят. Показывает на экране картинку.
И говорит волк колобку:
- Колобок, колобок, а я тебя съем!
- Не ешь меня! Лучше посмотри, сколько у нас музыкальных инструментов! Давайте устроим оркестр.
Оркестр «Во саду ли в огороде».
Покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему …. Слушаем внимательно, кто же попался ему навстречу.
Вы догадались, кого встретил колобок? Правильно, лисичку. Музыка была спокойная, хитрая. Одевает маску лисички и показывает на экране.
И говорит лиса колобку:
- Колобок, колобок, а я тебя съем!
- Не ешь меня лиса! Я тебе песенку спою.
Давайте все вместе песенку колобку поможем спеть.
«Песенка колобка».
А что бы хитрая лиса не съела колобка, поиграем в игру весёлую.
Игра «Хитрая лиса».
Дети образуют круг, в центре на стуле сидит лиса. Дети берутся за руки и движутся по кругу, проговаривая слова:
Уж как шла лиса по травке,
Нашла книжечку в канавке.
Она села на пенек
И читала весь денек.
Лиса: Надоело мне читать,
Буду вас я догонять! (ловит детей, дети бегут на стульчики).
Музыкальный руководитель говорит за Лису: Как мне понравилось с вами играть. Я подобрела и отпускаю колобка. Вот и сказке нашей конец, а кто был в ней – молодец!
- Ребята, вам понравилась наша музыкальная сказка? А кто был самый весёлый персонаж?А самый сердитый? А самый хитрый? Что вам понравилось делать в сказке?
Вы были молодцы! До новых встреч, ребята, до свидания!
Дети под музыку уходят в группу.
Предварительный просмотр:
Роль сказки в музыкально – художественном развитии детей дошкольного возраста.
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.
Для прослушивания музыкального произведения у ребенка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребенок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального
Для успешного музыкально – художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в нее дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнает окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребенок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Знакомство со сказкой и ее персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребенка. Затем предложит ребенку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраску музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально –дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребенка через активные методы:
«Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощение детей».
Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Веселый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко – солено, тихо – громко, добрый – злой, радостный – грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле);
Определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др). Можно также использовать следующие приемы: рифмованние, музыкально – ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных музыкально – художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребенка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.
Именно в таких начинаниях ребенок может проявлять душевно – эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ -
ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.
При всем разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-двигательное общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка.
В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие – наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и содержанию.
Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.
От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Пример игры – драматизации: инсценировка сказки «Лесная аптека», в процессе её разучивания обогащается словарный запас, формируется культура речи, навыки разговора в диалоге. Робкому ребенку игра – драматизация помогает стать смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе, т.к. есть возможность спрятаться за маску, театральный костюм – это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Следующий вид театрализованной игры сюжетно-образная.
В основном это этюды и пантомимы. В этих театрализованных играх педагоги могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действия, перенимая опыт взрослого.
Особую роль в театрализованной деятельности занимают речевые, пальчиковые игры. Они способствуют развитию навыков связной речи, расширяют интонационный диапазон. Например, игра «У кого- что внутри» и Варежковый театр «Матрешки». Эти игры не требуют предварительной подготовки, как и игры этюды. Действия выполняются по тексту игры.
Все без исключения театрализованные игры способствуют развитию фантазии, памяти, формируют понятия добра и зла. От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, где ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к публичной речи можно воспитать путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь могут оказать занятия по театральной деятельности, которые дети очень любят.
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Театральная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театральная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В литературе подчёркивается: основа эмпатии – в умении распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительном движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся героем позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей, помогает ему решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе.
Итак, занятия по театрализованной деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Но для этого необходимо создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонаций, выразительных движений); приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Так, имитационным движениям можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Решению этой задачи способствуют задания типа: «Разные настроения» ( по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним; дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещения выставки картин; прослушивание музыкальных произведений; упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…»
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых ситуации необходимо подчеркнуть мимикой (подарили подарок). Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей. Особое внимание надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Произнеси с разной интонацией», «Говорящие рисунки» – рассказы по схематическим рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения, или, когда один ребёнок рассказывает, а другие разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую роль играют ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не являются самоцелью.
Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизация интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками; домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; изготовление атрибутов и т. д.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:
- насыщение этой деятельности интересным и значимым содержанием для детей;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В мире музыки"
Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка....
В мире музыки
Рекомендация для родителей...
Тематическая разработка "В мире музыки и сказки"
Педагогическое мероприятие из системы музыкально-игровых сценариев "Ручеек радости"Видеоролик к данному занятию можно найти в разделе "Видео"...
В мире музыки. Памятка для родителей.
В доступной форме описываются составные части музыки: мелодия, звук....
В мире музыки и танца
Музыкально-ритмический материал представлен в виде конспекта для открытого показа для родителей в рамках "Дня открытых дверей"...
В мире музыки.
Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка....
"В мире музыки и танца".
Данная программа составлена для детей старшей группы. Цель программы - развивать пластичность, ритмичность, красоту движения. Познакомить детей с музыкой, танцами,плясками и элементами хор...