Картотека Экологических игр
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека
Экологических игр
Дидактических игр по экологии
Выполнил: воспитатель Вержболович А.А.
г. Екатеринбург
- Живая природа.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материалы и оборудование:
- голубая ткань или бумага (пруд),
- несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Ход игры:
детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепить умения детей классифицировать.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением насекомых и животных.
Ход игры:
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- пчела, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
- таракан, муха, пчела, майский жук;
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
- лягушка, комар, жук, бабочка;
- стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.
Материалы и оборудование:
- мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Цепочка»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением объекта живой и неживой природы.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
Цель: развивать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением животных,
- карточки с изображением мест обитания различных животных.
Ход игры:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.
Ход игры:
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материалы и оборудование:
- игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.
«Выбери нужное»
Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.
Ход игры:
На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
Игра "Журавли-журавли".
Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.
Ход игры:
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Игра "Птица без гнезда".
Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.
Ход игры:
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы выле тают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Игра "Пищевые цепочки на лугу".
Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Материалы и оборудование:
- карточки с силуэтами обитателей луга.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
Игра "Пищевые цепочки водоёма".
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Материалы и оборудование:
- карточки с силуэтами обитателей водоёма,
Ход игры:
Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
Игра "Пищевые цепочки в лесу".
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением растений и животных.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
Игра "С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Материалы и оборудование:
- предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда
Ход игры:
Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
«ФОТОГРАФ»
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Ход игры:
«Хорошо ли я фотографирую».
Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала» «камера»?
Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
Второй вариант: «Мгновенная фотография».
Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).
«МИКРОПОКАЗ»
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).
Ход игры:
Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т.д.
Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:
- Различные звуки природы.
Ход игры:
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).
«ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Материалы и оборудование:
- Различные природные материалы.
Ход игры:
Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Материалы и оборудование:
- Маски сов и ворон.
Ход игры:
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
«ПОВТОРИ»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Ход игры:
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).
Ход игры:
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
«УГАДАЙ, КТО Я».
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Ход игры:
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
« ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Материалы и оборудования:
- мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Ход игры:
Первый вариант: «Опиши и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант: «Угадаем вместе».
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей
Материалы и оборудование:
- разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева).
Ход игры:
« На что это похоже?»
дети должны предложить варианты , затем наиболее интересные из них зарисовать.
«НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
«ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»
Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.
Ход игры:
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
«НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
Ход игры:
1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
-Какой может быть снег?
2 вариант: «Подбери природный объект под определение».
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море)?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне)?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
«ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Материалы и оборудование:
- набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека.
Ход игры:
Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
«РЕПОРТАЖ»
Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии).
Ход игры:
Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
- Насекомые:
«Мы - гусеницы»
Цель: создавать условия для всестороннего разития детей.
Материалы и оборудования:
- детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника);
- питьевую воду в стаканах или блюдцах;
- кусочки капусты на подносе;
- небольшие покрывала или полотенца.
Ход игры:
Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я - зеленая гусеница. Я - желтая гусеница. Я -полосатая гусеница. Я-пестрая…»(в зависимости от цвета гольфа).
Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на листочках, можно попить, очень вкусно (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, гусеницам нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (дошкольники прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спит, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает.»
В конце игры можно сделать на одежде значки гусениц из колючек репейника.
«Люди и божьи коровки»
Цель: закреплять знания детей о жизнидеятельности божьих коровок.
Материалы и оборудования:
- эмблемы с изображением божьих коровок,
- покрывало.
Ход игры:
Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!». Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят: «Привет, божья коровка, Лариса! Привет, божья коровка, Саша!» Дети делятся на две команды, например, девочки и мальчики.
Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки-девочки, присядут на куст (ковер, траву…). А божьи коровки - мальчики превратятся в людей. Божьи коровки, девочки - ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнышке, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, но подул свежий ветер, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползаем под листочки (под покрывала, большие платки и пр.), поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки – девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (Пусть дети повторяют эти слова.) И люди ушли, а жучки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики в божьих коровок». (Игра повторяется со сменой ролей.) можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые червяки», «Люди и воробьи».
Пластическая игра "Танец бабочек".
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Материалы и оборудования:
- костюмы бабочек.
Ход игры:
К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.
Игра "Ласточки и мошки".
Цель: закреплять знания детей о птицах.
Ход игры:
Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают:
Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
- Овощи и фрукты:
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Материалы и оборудование:
- фланелеграф,
- нарисованные веточки яблони ,крыжовника, груши, и их плоды и листья.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Угадай, что в руке?»
Цель: развивать сенсорные ощущения.
Материалы и оборудование:
- муляжи фруктов.
Ход игры:
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания об овощах.
Материалы и оборудование:
- картинки с изображением овощей.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Распределение плодов по цвету
Цель: закрепить умения детей классифицировать.
Материалы и оборудование:
- плоды разных оттенков, Вини-Пух.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Цель: закрепить умения детей классифицировать.
Материалы и оборудование:
- плоды разных оттенков, Вини-Пух.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
«Волшебные экранчики»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материалы и оборудования:
- «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств,
- ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Ход игры:
воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
«Две корзины»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.
Материалы и оборудования:
- муляжи овощей и фруктов,
- 2 корзины.
Ход игры:
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»
Цель: показать детям разнообразность плодов.
Материалы и оборудование:
- фланелеграф,
- изображение разнообразных плодов
Ход игры:
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа:
Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще)?
Какой самый красивый (некрасивый), какой самый тёмный (светлый)?
Почему этот плод полезен (вреден)?
Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?
В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.
«ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Материалы и оборудование:
- изображение овощей.
Ход игры:
Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» ( «толстячком»)?
- Растения:
«Какого растения не стало?»
Цель: развивать внимание детей.
Материалы и оборудование:
- стол,
- несколько видов комнатных растений.
Ход игры:
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы и оборудование:
- поднос,
- лепестки разной формы и цвета.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Узнай и назови»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных травах, где они растут и чем они полезны.
Материалы и оборудование:
- лекарственные растения,
- Красная шапочка,
Ход игры:
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)
«Назовите растение»
Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях, их строении и необходимом уходе..
Материалы и оборудование:
- Несколько видов комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
- Неживая природа.
«Где снежинки?»
Цель: закрепить знания детей о временах года и их признаках.
Материалы и оборудование:
- карточки с различным состоянием воды,
- стол,
- обруч.
Ход игры:
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
- мяч.
Ход игры:
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
«Воздух, земля, вода»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
- мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Пластическая игра "Буря на мор".
Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Ход игры:
Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.
Игра "Изобрази".
Попросите детей изобразить: звук ветра, порождае мого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:
Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Ход игры:
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
«НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА»
Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе).
Ход игры:
Воспитатель намечает «тропу» в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Ход игры:
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
«ТЕНЬ»
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе).
Ход игры:
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д. , а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень.
«Цепочка»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением объекта живой и неживой природы.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«ФОТОГРАФ»
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Ход игры:
«Хорошо ли я фотографирую».
Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала» «камера»?
Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
Второй вариант: «Мгновенная фотография».
Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).
«МИКРОПОКАЗ»
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).
Ход игры:
Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т.д.
Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:
- Различные звуки природы.
Ход игры:
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей
Материалы и оборудование:
- разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева).
Ход игры:
« На что это похоже?»
дети должны предложить варианты , затем наиболее интересные из них зарисовать.
«НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Дидактическая игры
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель:
Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме.
Материал:
Игровое поле состоит из двух кругов (диаметр 20 и 30 см). По окружности большого круга расположены коробочки, наполненные природным материалом (шишки, камешки, перья, ягоды, модели солнца, воды, воздуха, мелкие картинки объектов природы). Набор картинок: лес, водоем, поле в разные времена года; животные.
Правила игры:
Водящий выбирает картинку, которую размещает в центре верхнего круга и крутит стрелку. Дети поочередно открывают коробочки, на которые указывает стрелка, называют предмет, находящийся в них и объясняют взаимосвязь между данным предметом и картинкой в центре верхнего круга. Выигрывает ребенок, установивший большее количество взаимосвязей.
Дидактическая игра «Чудо-дерево»
Цель:
Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Материал:
Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.
Правила игры:
Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
Цель:
Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал:
Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры:
Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Вариант:
У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по сим
Дидактическая игра «Лесные жители»
Цель:
Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.
Материал:
Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных.
Схема для составления описательных рассказов о животных. |
Правила игры:
Ребенку предлагаются картинки с изображением животных. |
Дидактическая игра «Экотаблицы»
Цель:
Систематизировать знания о животном мире.
Формировать умение пользоваться графическими символами.
Развивать логическое, образное мышление.
Материалы:
- Таблицы с графическими символами;
- Предметные картинки с изображением представителей животного мира.
Правила игры:
1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.
2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.
Дидактическая игра «Березка»
Цель:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.
Материал:
Круг диаметром 80 см на подставке. В центре круга с одной стороны - изображение веселой березки, с другой стороны - изображение грустной березки. 10 съемных деталей-символов с рисунками «друзей» березки: птичка, солнце, гриб, чистая вода, дождевой червь, божья коровка и ее личинки, почва, умеренный ветер, ребенок, поливающий березка. 10 деталей-символов «вредителей» березки: личинка майского жука, тля, гусеница, загрязненная почва, ураган, жгучее солнце, гриб-губа, жук-листоед, грязная вода (загрязненная отходами производств), ребенок, ломающий веточки дерева.
Правила игры: предлагаем ребенку выбрать деталь-символ, соотнести с «веселой» или «грустной» березкой, объяснить, как это влияет на березку и почему.
Пример: «Это птичка, ее надо поместить рядом с веселой березкой, потому, что птичка поедает насекомых-вредителей, живущих в коре и под корой березки».
«Личинка майского жука. Ее надо поместить рядом с грустной березкой, потому что, личинка живет в почве и кормится корнями деревьев. От этого деревья чахнут и погибают».
| ||
Грустная березка |
| Веселая березка |
Дидактическая игра «Картина природы»
Цель:
Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).
Материал:
Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых.
Правила игры: Предлагаем детям рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор.
Пример: «Это море. В море живут рыбы, морские млекопитающие, рачки, разные водоросли. Я выберу картинку с изображением дельфинов, поселю их в море, потому что это морские млекопитающие».
| ||
Суша, воздух, вода |
| Вода, воздух, суша |
«Лягушка – путешественница»
Цель:
Обобщить знания дошкольников об объектах живой и неживой природы, об их особенностях, свойствах, характерных признаках, взаимосвязях.
Материал:
Игровое поле, карточки с изображением объектов живой и неживой природы на различные виды обобщений (человек, домашние и дикие животные, животные севера и жарких стран, птицы, насекомые; растения: ягоды, деревья, цветы; радуга, облака, снег, дождь…), схематические карточки - обозначения с различными признаками природных объектов и явлений (крыло - лапа, лес -дом, когти - копыта, весна – зима…), кубик, пуговицы - лягушки, фишки - насекомые.
1 вариант: «Лягушечьи загадки»
Цель:
Учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку.
Ход игры:
Дети раскладывают изображения, ориентируясь на карточки - обозначения. (Например: на левой стороне игрового поля находиться карточка - обозначение «когти», на правой - «копыта». Дети работают над обобщением понятий «хищники» и «травоядные»)
2 вариант: «Любопытная лягушка»
Цель:
Выявить взаимодействие между человеком и объектами природы, между объектами живой и неживой природы.
Ход игры:
Вокруг карточки «человек» хаотично выкладываются изображения объектов живой и неживой природы. Ребенок забрасывает лягушку, выявляет положительные и отрицательные связи выпавшего объекта с человеком (Например: Корова дает человеку молоко, но может больно бодаться и т.д.). В центре вместо карточки «человек» можно поместить любую другую (например, «лиса»), тогда дети будут выявлять связи между различными природными объектами (Например: лиса может спрятаться за камнем. Лиса ищет под камнем мышку.)
3 вариант: «Маленькие хитрости»
Цель:
Определить способы приспособления живых организмов к условиям окружающей среды.
Ход игры:
Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок называет способы приспособления живых организмов к среде обитания (Например: У бабочек длинный хоботок, чтобы добывать нектар из цветов.)
4 вариант «Лягушка ищет друзей»
Цель:
Развивать ассоциативное мышление на основе выделения общих свойств и признаков объектов природы.
Ход игры:
Забрасывая 2 раза пуговицу - лягушку на игровое поле, ребенок определяет связь между выпавшими объектами, ориентируясь на их общие признаки (Например: Лягушка и снег – холодные, щука и тигр – хищники…)
5 вариант «Лягушка – болтушка»Цель:
Развивать связную речь на основе использования имеющейся у детей экологической информации.
Ход игры:
Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок составляет сложные предложения о выпавшем объекте (Например: Пчела - это насекомое, которое живет в улье. Слон - это животное, у которого есть хобот…) Играя с перевернутыми вниз изображениями карточками, ребенок может описывать выпавший объект, не называя его. Загадывать объект ребенок может используя только средства пантомимы.
Во всех игровых вариантах за правильные ответы дети получают фишки с изображением жучков и червячков. Выигрывает тот, у чьей лягушки больше всего насекомых.
Дидактическая игра «Кто дружит с деревом?»
Цель:
Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал:
Пано с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры:
На столе стоит пано и разложены карточки с картинками. Дети поочереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.
Например:
Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
Дидактическое пособие «Путешествие капельки Капы»
Цель:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Материал:
Пано-схема, карточки с изображением: снежинки, дождя, сосульки, кипящего чайника; лужи, крана с водой, снежного сугроба.
Вариант сказки:
Дети садятся вокруг пано. Воспитатель рассказывает сказку о путешествии маленькой капельке «Капе».
Жила – была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки). Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что
капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками.
Но Капа была очень любопытной, ей хотелось дальше путешествовать, и она
решила прыгнуть в озеро. Поплавала там немножко, поиграла с рыбками, а рядом с озером росло большое – пребольшое дерево. Корни этого дерева любили пить воду из этого озера, и наша капелька вместе с водичкой по
корешкам и по стволу попала на самую верхушку. Она сидела и раскачивалась и пела свою любимую песенку. Но выглянуло солнышко, и капелька превратилась в белое облачко. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа.
По ходу рассказывания сказки воспитатель перемещает капельку по кругу с объекта на объект.
• Где мы можем встретить капельку Капу? (в кране, в луже, в сугробе и т.д.) – выставляются карточки.
• Какая может быть капелька? (жидкая, газообразная, твердая) – выставляются карточки.
• Какая бывает вода в кране? (холодная и горячая)
• Какую пользу приносит капелька?
• Что будет, если капелька исчезнет?