ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)
методическая разработка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ТЕХНОЛОГИИ
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ТЕХНОЛОГИИ
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Еникеева В.Н
Дергачи 2023г.
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.
Все здоровьесберегающие технологии при творческом подходе со стороны педагогов можно использовать с применением нетрадиционного оборудования.
Преимущества использования
нетрадиционного оборудования.
- Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
- Интерес детей к различным новшествам вызывает положительные эмоции и это тонизирует организм ребенка в целом.
- Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.
Основные принципы
использования нестандартного оборудования
1.Должно быть безопасным, эстетичным, соответствовать возрасту и иметь функциональную привлекательность.
2.Оборудование может быть использовано в самостоятельной деятельности детей.
3. Начинать упражнения от самых простых, постепенно переходить к более сложным и разнообразным.
4. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
5. С целью развития воображения, памяти и речи, воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.
Кинетический песок
Сегодня мы поговорим о играх с песком. Эти занятия хороши тем, что они увлекательны как для детей, так и для взрослых. Для подобных игр есть название – песочная терапия.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в контакте с песком как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса (создан в 2013 г.).
Кинетический песок – похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается даже если попадет на ковер.
Игры с кинетическим песком хороши тем, что не обязательно выходить во двор и можно играть дома или в детском саду даже в дождливый день или зимой.
Характеристика песка
- Состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего.
- Он никогда не сохнет
- Оставляет все поверхности совершенно чистыми
- Неблагоприятная среда для размножения бактерий
- Предназначен для детей с одного года;
- 100% оригинальный продукт
- Изготовлено в Швеции
Кинетический песок способствует достижению воспитательных, образовательных, терапевтических целей.
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную
текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
- Игра с песком способствуют развитию творческого воображения;
- В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь.
- В игре с песком совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми (гиперактивными).
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения;
Что необходимо для игры с песком
-кинетический песок;
-чистая, плоская поверхность (стол, ящик, коробка);
-набор мелких игрушек (человеческие персонажи, животные, машины, здания).
-естественные предметы (камушки, ракушки, цветы и.т.д.)
-песочные наборы (формочки, совочки);
-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
-тихая, спокойная музыка.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру…
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции» для игр с песком.
Предлагаю поиграть с песком
Перед игрой в песок нужно познакомить детей с правилами, которые необходимо соблюдать.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Чужие замки не ломать,
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и лепить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря
Дети, поняли меня?
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»
- «Здравствуй песок»
Цель: развитие тактильного ощущения
Дети берут в руки песок, мнут, пересыпают, прихлопывают ладошками, рассказывают какой песок – мягкий, пушистый и т.д.
- «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильного ощущения, ознакомление с окружающим миром
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки – паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
- «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
- «Археология»
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, фантазии детей
Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
«ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА»
- «Путешествия к звукам»
Игра-сказка «Путешествие в страну «А».
Для того чтобы начать игру взрослому нужно подготовиться:
- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),
- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.
Есть прекрасная страна – Где принцессу зовут А,
(Взрослый ставит в песочницу букву А)
В реке плещутся А-кулы
(В песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)
А-исты в садах живут
(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)
А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут
(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях – А.
- Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)
Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Игра-сказка «Путешествие в страну «Е».
Пожалуйста, давайте познакомимся!..
С милым звуком Е
«Живет в той сказочной стране
Спокойный, добрый, милый Е.
Он утром Ели объезжает
И все игрушки проверяет.
И мчатся с ним по веткам Ели,
Как по зеленой карусели,
“Медведь” и “Белочка”,
“Скворец”, и “Лев” и даже… “Огурец”!
Но вот, друзья мои, беда –
Забыл другие он слова,
Где тоже есть наш милый Е.
Поможем мы его беде?”
С волшебником И
“На облаке мягком,
Что в небе парит,
Звук И, как волшебник,
Над миром летит…
Он счастье несет,
И добра всем желает,
И где что рассыпалось,
Соединяет!
Он любит Индейцев,
Изюм и Икру,
И любит в песочке
Простую игру!
Он рад и с тобою
В песок поиграть,
Чтоб ты все слова
С звуком И мог назвать!”
(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение).
На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку. Такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.
- «Город волшебных букв»
“Давайте строить Город Букв!
Песок у нас здесь есть.
Пусть каждый нарисует сам
Какие буквы есть!
На пары делимся друзья,
Здесь ты сидишь, а рядом – я,
Ты лепишь буквочку мою,
А я должна слепить твою.
Вот так мы весело играем
Из букв мы Город собираем!
- Песочная грамматика
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ:
- Игры «Знакомство с окружающим миром»
Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.
2. Географические игры.
Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3.Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас –использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях.
- Исторические игры (история России, края, города)
ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ
Это проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей.
Ребенку предлагается подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается.
ГРУППОВЫЕ ИГРЫ
Игры с песком в группе направлены на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если «сложные» дети (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Литература.
- Газета «Школьный психолог», январь 2000, №4. Гиперактивный ребенок.
- Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
- Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Чудеса на песке. Песочная игротерапия
- Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
11 Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
- Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.
Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
13. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. Ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-167957-1356018824.jpg)
Доклад:"Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности"
...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473249-1409139724.jpg)
Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”
Цель: формирование представлений о традициях и обычаях русского народа....
Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”
Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”...
Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»
Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-610717-1511972766.jpg)
консультация "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности и ребенка"
В нашей группе созданы педагогические условия здоровье сберегающего процесса воспитания и развития, основными из которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836296-1477267966.jpg)
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника. Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-889142-1489145564.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...