Проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».
проект (подготовительная группа)

tanya.yakovleva1963

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.

     Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Приобщение  дошкольников  к культурному наследию многонационального города Самары».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samara.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».

Тип проекта: информационный

Вид проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.

«Национальная доктрина образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область - не является исключением. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».

Цель проекта.

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской губернии.

Задачи проекта.

  • Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
  • Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
  • Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре, народному творчеству
  • Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат.

Дети познакомятся с народными традициями и народным творчеством народов Самарской губернии. В играх, плясках, песнях будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Повысится интерес к народной культуре, желание познавать новые традиции и обычаи.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Виды деятельности

Подготовительный

Проведение мониторинга с целью определения знаний детей по теме проекта.

Анкетирование родителей.

Оформление предметно-пространственной среды.

Составление конспектов НОД, развлечений и бесед с детьми.

Подбор информации для реализации проекта через ИКТ, подбор стихов о Родине, песни о родном крае, игры и танцы народов Поволжья, презентация «Край, в котором мы живём».

Основной

Проведение НОД, развлечений.

Проведение виртуальных экскурсий.

Пополнение развивающей среды.

Проведение викторин.

Заучивание закличек, считалок и т.п.

Разучивание песен, хороводов, подвижных игр и забав.

Совместные мероприятия с родителями.

Заключительный

Повторный мониторинг, анкетирование родителей

Средства диагностики.

Средства диагностики педагоги разрабатывают сами, исходя из ожидаемых результатов в начале и в конце проекта путем опроса, викторин и т.п. Распределяется уровень знаний на высокий, средний и низкий.

Также используется метод наблюдений за детьми в процессе деятельности, направленной на выявление заинтересованности детей к познанию культурных традиций народов Поволжья.

Роль родителей в реализации проекта.

1. Сбор информации, материала по теме проекта.

2. Помощь в создании атрибутов к хороводам, играм.

3. Создание виртуальных экскурсий.

Реализация проекта.

Виды деятельности

Участники

Составление картотеки подвижных игр народов Поволжья.

Презентация для детей «Подвижные игры и забавы народов Поволжья».

Создание совместно с родителями лепбука «Подвижные игры народов Поволжья».

Тематическое занятие «Шире круг» (с использованием игр народов Поволжья).

Развлечение «Поволжские забавы»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Развлечение «Самара многонациональная» с привлечением артистов.

Показ презентации «Костюмы народов Поволжья»

Тематическое занятие «Музыка народов Поволжья».

Показ видеоролика «Танцы народов Поволжья»

Разучивание народных танцев, хороводов народов Поволжья.

Тематический досуг «Фольклор народов Поволжья».

Музыкально-спортивное развлечение «Мозаика Поволжья» с участием детей и родителей.

музыкальный руководитель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Продукт проекта.

Развлечение «Самарская ярмарка».

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.

2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239

3. Князева, О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.,1998.

4. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческоим ценностям региона. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

5. Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.

6. Лапина, Н.Г. Родничок. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию / Н.Г. Лапина [и др.]. – Тольятти, 2008.

7. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. – М.: СФЕРА, 2009.

8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.

9. Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом

В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны...

Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."

Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....

Проект "Приобщение дошкольников к культурному наследию народов Росси на основе сказок"

Проект позволяет повысить уровень культуры, расширить представление о сказках народов России....