Проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».
проект (подготовительная группа)
Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область - не является исключением. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samara.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».
Тип проекта: информационный
Вид проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы.
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.
«Национальная доктрина образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.
Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область - не является исключением. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».
Цель проекта.
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской губернии.
Задачи проекта.
- Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
- Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре, народному творчеству
- Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат.
Дети познакомятся с народными традициями и народным творчеством народов Самарской губернии. В играх, плясках, песнях будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Повысится интерес к народной культуре, желание познавать новые традиции и обычаи.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Виды деятельности |
Подготовительный | Проведение мониторинга с целью определения знаний детей по теме проекта. Анкетирование родителей. Оформление предметно-пространственной среды. Составление конспектов НОД, развлечений и бесед с детьми. Подбор информации для реализации проекта через ИКТ, подбор стихов о Родине, песни о родном крае, игры и танцы народов Поволжья, презентация «Край, в котором мы живём». |
Основной | Проведение НОД, развлечений. Проведение виртуальных экскурсий. Пополнение развивающей среды. Проведение викторин. Заучивание закличек, считалок и т.п. Разучивание песен, хороводов, подвижных игр и забав. Совместные мероприятия с родителями. |
Заключительный | Повторный мониторинг, анкетирование родителей |
Средства диагностики.
Средства диагностики педагоги разрабатывают сами, исходя из ожидаемых результатов в начале и в конце проекта путем опроса, викторин и т.п. Распределяется уровень знаний на высокий, средний и низкий.
Также используется метод наблюдений за детьми в процессе деятельности, направленной на выявление заинтересованности детей к познанию культурных традиций народов Поволжья.
Роль родителей в реализации проекта.
1. Сбор информации, материала по теме проекта.
2. Помощь в создании атрибутов к хороводам, играм.
3. Создание виртуальных экскурсий.
Реализация проекта.
Виды деятельности | Участники |
Составление картотеки подвижных игр народов Поволжья. Презентация для детей «Подвижные игры и забавы народов Поволжья». Создание совместно с родителями лепбука «Подвижные игры народов Поволжья». Тематическое занятие «Шире круг» (с использованием игр народов Поволжья). Развлечение «Поволжские забавы» | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Музыкальный руководитель |
Развлечение «Самара многонациональная» с привлечением артистов. Показ презентации «Костюмы народов Поволжья» Тематическое занятие «Музыка народов Поволжья». Показ видеоролика «Танцы народов Поволжья» Разучивание народных танцев, хороводов народов Поволжья. Тематический досуг «Фольклор народов Поволжья». Музыкально-спортивное развлечение «Мозаика Поволжья» с участием детей и родителей. | музыкальный руководитель Воспитатель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре |
Продукт проекта.
Развлечение «Самарская ярмарка».
Список литературы:
1. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.
2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239
3. Князева, О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.,1998.
4. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческоим ценностям региона. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
5. Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.
6. Лапина, Н.Г. Родничок. Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию / Н.Г. Лапина [и др.]. – Тольятти, 2008.
7. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. – М.: СФЕРА, 2009.
8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.
9. Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом
В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны...
Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."
Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....
Проект "Приобщение дошкольников к культурному наследию народов Росси на основе сказок"
Проект позволяет повысить уровень культуры, расширить представление о сказках народов России....