Картотека пальчиковых игр
картотека

Цвет Елена Валерьевна

Такие игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

                                    Подборку оформила Цвет Е.В.

Такие игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.

Рекомендуется использовать пальчиковые игры перед проведением практической деятельности или занятий НОД в детском саду.

Новый год

Новый год, Новый год!

 (развести руки в стороны). 

Он стучится у ворот.

 (постучать по столу костяшками пальцев). 

С санками

 (положить на стол ладони вплотную друг к другу) 

Коньками 

(ладони поставить на ребро) 

Со снеговиками.

(сделать «колечки» правой и левой рукой и установить их одно над другим).

Зимушка – зима

Снег пушистый лег на ветви.

(согнуть руки в локтях и высоко поднять их, растопырить пальцы). 

Побежали во двор дети. 

(указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки). 

Лепят бабу под окном, 

(сделать «колечки» правой и левой рукой и установить их одно над другим). 

Дружно катят снежный ком. 

(оединить кончики пальцев в кольцо)

Сосульки

Капли звонко капали

(попеременно ударять указательными пальцами рук по столу)

Все сосульки плакали: 

(поднести руки к лицу, как при плаче). 

«Солнце светит ярко, 

(скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

Нам, сосулькам, жарко!»

(попеременно ударять по столу указательными пальцами обеих рук). 

Осень, осень

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцам по ладони - поочередно)

Шапки, куртки надеваем  (имитируем)

И ботинки обуваем  (топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

Овощи

В огород пойдем, (маршировать на месте)

Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)

И картошки накопаем, (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)

Щавеля нарвем немножко (рвут)

И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаем вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий. (прыжки на носочках ,руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,

Разведѐт повсюду слякоть. (приседаем, руки на поясе).

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. (идѐм по кругу с высоким подниманием колена).

Фрукты

Будем мы варить компот. (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить, (имитируют)

Грушу будем мы рубить, (рубят),

Отожмем лимонный сок, (отжимают),

Слив положим и песок. (кладут, насыпают)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)

Рябиновые бусы

Кисти рябины

(кисти рук расслабить, кончики пальцев – вниз).

Сияют на солнце.  Ветки, качаясь,

(изобразить руками деревья и слегка ими покачивать)

Стучатся в оконце.

(изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «окошко»).

Ягодки бережно

(изобразить, как собирают ягоды с кустика)

С кисти снимаю, Крепкую нитку

(поднять вверх левый указательный палец – «иголка», а правый указательный палец - нитка, вдеваемую в иголку).

В иголку вдеваю. Ягодку к ягодке я нанижу,

(левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку»).

Яркие бусы друзьям покажу.

Солнышко

Я рисую желтый круг - 

(правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе круг). 

Много палочек вокруг. 

(показать указательные пальцы). 

Это солнышко сияет - 

 (раздвинуть пальцы и помахать ими из стороны в сторону над головой). 

Дом

(изобразить «Крышу» над головой) 

И сад наш согревает 

(согнуть  руки в локтях, поднять их и растопырить пальцы в стороны)

 «Птичка».

Птичка летала, (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, (сделать замок)

Птичка пѐрышки помыла. (вращение замком)

Птичка клювом повела (изображают клюв двумя пальцами)

Птичка зѐрнышки нашла.

Птичка зѐрнышки поела,  (стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела (скрещенные ладони делают взмахи).

Мы ребята – мастера»

Стул сломали мы вчера  (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)

Мы – ребята – мастера (указать на себя)

Молотком тук-тук стучали (постучать кулак об кулак)

Гвозди долго забивали (стучать кулаком об указательный палец)

Получилось как-то криво (рукой показать диагональ)

Отпилили мы красиво (имитировать движения)

Зачищали шкуркой долго (тереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким (имитировать движения)

Верх узором украшали (рисуем в воздухе)

Папу посмотреть позвали (приложить ладонь ко лбу)

Посуда

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни - разобьются. (хлопок и развести руки)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (сделать руками большой круг)

Лесные звери

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(поочередно прячут указательный  палец в кулак другой руки)

Серый волк зубами щѐлк-

(соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(руки к щекам, качают головой)

Белочка в своѐм дупле

Орешки щѐлкает в тепле.

(щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушно спят.

(соединяют попарно пальцы рук друг с другом, затем сжимают в « замок»)

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (грозим пальчиком)

Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

Транспорт.

Будем ручками играть

И про транспорт вспоминать

(соединяют пальцы с большим пальцем)

Полетим на самолѐте,

Облака, вы как живѐте?

(изображают крылья самолѐта)

В лодочке качаемся

И волнам улыбаемся

(ладошки «в лодочку», изображают волны)

Мотоцикл мы разгоняем,

Наперегонки играем

(сжимают пальцы в кулак, расслабляют)

С ветром, солнцем и друзьями.

(руками имитируют ветер; показывают на солнце, затем на друзей)

Называйте транспорт с нами

(перечисляют транспорт и зажимают поочередно пальцы)

Солнце

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. 

(потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведѐм.

 (потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки

(встать ровно)

Человек.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

(пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами)

Тот вырасти может

Болезненным, хилым.

(ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями -

Только  - грязнули.

(пальцы рук соединить в замок)

Которые сами

В грязи утонули

(движения, имитирующие пловца)

У них вырастают

Противные бяки,

(«дразнимся буратинкой»)

За ними гоняются

Злые собаки

(руки вперед, правая ладонь лежит на левой изображаем «пасть»)

Грязнули боятся

Воды и простуд,

(потрясти ладонями)

А иногда и вообще не растут!

 (отрицательные движения указательным пальцем).

Какая  у нас большая семья

Как у нас семья большая

(ритмичные хлопки в ладоши)

Да весѐлая.

(удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают рыбку)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(изображают, как плывѐт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

(снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

Скоро в школу.

Семь вещей у нас в портфеле:

(сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,

(загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

«В школу»

В школу осенью пойду.

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учѐным буду!

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!

(грозят указательным пальчиком).

Игры с использованием шарика Су – Джок

 «Черепаха» (с шариком).

Упражнение выполняется, сначала правой рукой, затем на левой.

Шла большая черепаха            

(катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,                

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.                   

(дети катают Су-Джок между ладоней).

«Ёжик» (с шариком).

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож.            

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                        

(массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие          

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             

(массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал,           

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                

(массажные движения мизинца)

На ежа похожи.                        

(дети катают Су-Джок между ладонями)

Игра с шариком Су - Джок.

Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

«Мальчик-пальчик» (с массажными кольцами)

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

- Мальчик-пальчик,

 Где ты был?                 

(надеваем кольцо  Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, 

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,     

(надеваем кольцо  Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

 (надеваем кольцо  Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел.    

(надеваем кольцо  Су-Джок на  указательный палец).

«Медведи» (с шариком)

Упражнение  выполняется,  сначала правой рукой, затем  левой.

Шла медведица спросонок,                  

(шагать шариком по руке, надавливая)

А за нею – медвежонок.                                   

(шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки,          

(шагать шариком по руке в быстром темпе)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать,                 

(нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

«Зайки на лужайке» (с шариком)

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На поляне, на лужайке                                 

(катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки.                               

(прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве,                                                  

(катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,                                 

(прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали.                                

(положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали,                                                  

(вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.                              

(гладить шаром каждый палец)

 «Ёжик на дорожке» (с шариком)

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

По тропинке, по дорожке                                          

(катаем шарик по ладони)

Топают к нам чьи-то ножки.                               

(топаем шариком по ладони)

Это ёж – колючий бок,                      

(показать шарик на развернутой ладони)

По грибам большой знаток!           

(надавить на каждый пальчик поочередно)

«Орешки для белочки» (с шариком).

Движения выполняются в соответствии с текстом.

В руки я орех возьму,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу.

Между пальцев положу, 
И вот так его держу. 
Так, так, и вот так. 
Между пальцев положу.

Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.

Литература

1.Ткаченко.Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у

дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений.

2.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

Картотека пальчиковых игр.

3. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и

родителей. Изд. Мозайка- Синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...