Статья "Роль и особенности сюжетно-ролевых игр в воспитании средней группы дошкольников с ОВЗ"
методическая разработка (старшая группа)

Горячева Юлия Владимировна

Л. С. Выготский выделял основу ролевой игры в воображаемой ситуации – «Ребенок сам создает игровую среду, берет на себя выбранную роль взрослого и выполняет скопированные действия».Источников сюжетно-ролевой игры множество, любой предмет вокруг ребенка, ситуация, поведение родителей. А. В. Запорожец отмечал - «Игра, как сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за рамки обычного круга впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

« Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной деятельности детей. В ролевых играх развиваются действие в представлении, ориентация в отношениях между людьми, начальные навыки сотрудничества» - (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова) Игра довольно увлекательное занятие для ребенка в любом возрасте, особенно со свободным сюжетом. Вся привлекательность такого занятия заключается в свободных действиях ребенка. Дети в такой игре управляют предметами, ситуацией, действиями. Да, действия, происходящие в игре носят статус «как будто», но для ребенка это очень серьезная и ответственная деятельность. Вспомните себя в 4-5 лет за игрой – мы с головой уходили в сюжет.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что источником ролевых игр является окружающий мир во всем его разнообразии. Ролевые игры органично интегрированы в различные организованные и самостоятельные занятия детей и играют важную роль в их развитии и воспитании .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и особенности сюжетно-ролевых игр в воспитании средней группы дошкольников с нарушением зрения

Общие ролевые действия и игры слабовидящих детей обычно монотонны и не меняются. Слабовидящие дети очень редко играют в больших группах, объединенных одним сюжетом игры. Чаще всего они собираются в группы по два-четыре человека, в отличие от детей с нормальным зрением, группы которых могут достигать и пятнадцати человек

Обычно развивающиеся детки проявляют длительный интерес к одной и той же игре, могут играть в нее несколько дней подряд. А дети с проблемным зрением чаще всего не начинают играть во «вчерашнюю» игру без напоминания воспитателем.

Для определения уровня развития сюжетно-ролевых игр, ребенку предлагается определенная роль в игре, и он должен рассказать о своих действиях в ней. Сравнение содержания игр в вербальной и субъективной плоскостях позволяет сделать вывод, что вербальная игра более свободна и активна среди людей с нарушениями зрения. Обычно слабовидящие дети с большим удовольствием рассказывают о своих действиях, когда им предлагают рассказать об игре «дочки-матери» .

Детям с патологией зрения ближе маленькие группы (до трех человек). Им нравиться разговаривать между собой. Детям без патологии – ближе активные игры с предметами и в движении. Данное различие обусловлено затруднением слабовидящих детей выполнять действия с предметами. Сюжетно-ролевые игры выводят слабовидящих детей из зоны комфорта и побуждают к действиям с предметами. Визуальная ориентация затруднена, но таких детей нужно готовить к реальной социально жизни.

Для детей с патологией зрения сюжетно-ролевые игры можно компенсировать вербальными играми. Но это не постоянно, а лишь на первых этапах формирования. Вербально можно первоначально понять уровень воспринимаемых ребенком жизненных ситуаций .

Если у нормально развивающихся дошкольников формирование игры происходит за счет накопления объективных впечатлений и овладения объективно-инструментальными действиями за счет редукции объективных действий и их интернализации во внутренний воображаемый план с активным развитием опосредованных опосредованным образом, то при дефиците объективно-инструментальных действий формирование игры происходит за счет сокращения объективных действий и их интернализации во внутренний воображаемый план при активном развитии опосредованного образа. Все воспринятые ребенком ситуации, поведение взрослого, отношения между людьми дети просто воспроизводят его в словесном варианте игры. Это может быть связано с отсутствием сенсорного опыта у детей с патологиями зрения .

Если использовать вербальный способ игры на протяжение всего формирования, но процесс растянется во времени.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, слабовидящих детям сложно выбрать предмет для игры, в силу проблем здоровья. Им сложно описать функциональные свойства предметов и практические действия с ними.

Они долго разглядывают игрушки, чтобы взять именно нужный предмет. При описании функциональных свойств объектов трудно назвать отдельные части. У ребенка в руках инструмент для стрижки. Когда экспериментатор объясняет, что это такое, ребенок часто просит поиграть и забывает, что нужно выполнить работу. Такие действия довольно часто встречаются у детей с проблемами зрения .

Детей с плохим зрением разделяют на несколько групп, в зависимости от тяжести заболевания (патологии), процента визуального восприятия мира и вытекающих из этого социальных и психологических проблем развития. Такие проблемы появляются еще в дошкольном возрасте – дети понимают отличие своего здоровья от остальных. А взрослее это осознание становиться проблемное – накладывается осложнение в виде подросткового возраста. Они полностью осознают свои физиологические особенности, от этого страдает социальное развитие.  Осознание отличия себя (слабовидящего ребенка) от людей со здоровым зрением приобретает личностный смысл .

Психологическое и социальное развитие детей, слабовидящих или со здоровым зрением, идет по одному механизму в ходе взросления. Но, как упоминалось выше – у слабовидящих деток начинаются осложнения при восприятии себя.

Процесс обучения различным формам деятельности у слабовидящих детей идет медленнее и проблематичнее. Это происходит и из-за физического недостатка, и из-за психологических и социальных проблем.

Исходя из всех трудностей, важно тренировать и развивать двигательные навыки. Они у детей с проблемным зрением наиболее уязвима. Ребенок испытывает ряд трудностей в формирование ряда действий, что влияет на самостоятельную деятельность. В дошкольном возрасте у детей речь участвует в формировании предметной деятельности, мотивации в обучении .

В связи с этим развивающее влияние основной деятельности распространяется с течением времени. Л. И. Солнцева – «В дошкольном возрасте сосуществующими формами основной деятельности для слепых являются предметы и игры». Д. М. Маллаев – «В младшем дошкольном возрасте-игра и обучение».

Есть определенная существенная разница между пониманием функционального назначения предмета и способностью выполнять определенное действие с этим предметом, у детей с патологией зрения есть затруднения в этом понимании .

Если рассматривать образовательную деятельность детей с патологией зрения, то следует отметить – ей присущи проблемы, как и у здоровых детей, так и особенности слабовидящих. Слабовидящие дети имеют менее устойчивую мотивацию, в отличии от детей со здоровым зрением. Поэтому, при неудаче в деятельности, слабовидящие дети могу резко переключиться.

Каждый вид внимания и памяти подвержен влиянию патологий зрения ребенка, но все же сохраняют способности к полноценному развитию и стабильности .  

Таким образом, развитие внимания у детей с патологией зрения связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных черт личности в условиях активной деятельности и осуществляется по тем же законам, что и у людей с нормальным зрением. При правильной и целостной психолого-педагогической поддержке в 4-5 лет можно избежать множества негативных явлений в развитии внимания или хотя бы ослабить их неблагоприятное влияние .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Рассмотрим  предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.Предмет диагностики...