Доклад.
материал

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".

В. А. Сухомлинский

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов: как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира, как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, как интересно можно жить в этом мире, как воспитать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра. Поэтому, опираясь на поставленные задачи, меня как человека творческого привлекла театрализованная деятельность. К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организационного обучения детей в детском саду. Воспитатели используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего, как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Во многих исследованиях обозначены психологические особенности детской художественной игры как формы усвоения социального опыта общения. Она предполагает обязательное вовлечение индивидуального и прежде всего эмоционального опыта ребёнка. Театр и игра близки ребёнку, который стремиться воплотить в действии жизненные впечатления, позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, программа, сценарии, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использована при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях. Этим опытом можно поделиться и с другими педагогами.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов с детьми работы с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.

Работая над данной темой, я поставила перед собой такую цель: Формирование всесторонне-развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности; совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации; развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

2. Обогащать и активизировать словарь детей; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать диалогическую и монологическую речь, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

3. Развивать память, мышление, воображение, внимание; расширять представления детей об окружающей действительности; учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров; воспитывать желание играть театральными куклами, используя их в самостоятельной деятельности.

5. Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности с детьми, способствовать возрождению такой традиции как «домашний театр».

Обобщив свой многолетний опыт работы по театрализованной деятельности, я решила разделить всю эту деятельность на четыре направления:

1. Предметно – пространственная развивающая среда.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Работа с социумом.

Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, она способствует адаптации ребёнка в социальной среде. Вот поэтому в первую очередь постаралась создать предметно-пространственную развивающую среду, соответствующую возрасту и теме моей работы. Ведь ребёнок с детства должен быть погружён в такой волшебный и знакомый мир сказок. Малыши, приходя в нашу группу, попадали в мир знакомый им с самого раннего детства и практически у всех детей адаптация была лёгкой.

Создавая «сказочный мир», я разработала проекты :

- «Сказка в гости к нам пришла» - (первая группа раннего возраста). Целью которого стало: помочь малышам преодолеть речевую пассивность, посредством погружения в мир русских народных сказок и потешек, создав предметно- пространственную развивающую среду в группе и на групповом участке способствующую этому погружению и развитию познавательных способностей и самостоятельности детей.

- «Наш цветник» - (первая группа раннего возраста).

Цель: оформить цветник по русским народным сказкам.

- «Театральная среда» (2 группа раннего возраста).

Цель: Приобщать к сказкам посредством различных видов театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

- «Летняя площадка» (младшая группа).

Цель: Создать на территории участка младшей группы условия для развития двигательной активности и оздоровлению дошкольников с использованием русского фольклора.

- Проект «Масленица» (средняя группа).

Цель: Знакомство детей с народным праздником Масленица, воспитание любви к своей Родине посредством игр - драматизаций.

В рамках работы над проектами у нас постепенно обновилась предметно-пространственная развивающая среда и были созданы различные зоны активности, в которых дети могли самостоятельно обыгрывать знакомые сюжеты сказок, перевоплощаться в любимых героев и чувствовать себя увереннее. Так же были обновлены различные виды театров : пальчиковый, плоскостной, настольный, перчатковый, театр на палочках, театр ростовых кукол, театр на ложках и т. д. Наша театральная копилка пополнилась детскими костюмами, атрибутами, масками, декорациями для разыгрывания любого спектакля по русской народной сказке.

Следующее направление – это работа с детьми.

В работе с детьми я использовала такие формы и методы:

-театрализованные игры-спектакли;

-мини игры на занятиях;

- игры-драматизации в повседневной жизни;

-театрализованные игры на праздниках и развлечениях;

-театрализованные игры в повседневной жизни;

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;

- занятия творческого объединения «В гостях у сказки»;

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- самостоятельная театрализовано-художественная деятельность.

- упражнения для социально – эмоционального развития детей.

- коррекционно – развивающие игры.

- артикуляционная гимнастика.

- задания для развития речевой интонационной выразительности.

- игры – превращения «учись владеть своим телом», образные упражнения.

- упражнения на развитие детской пластики.

- пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.

- упражнения на развитие выразительной мимики.

- упражнения по этике во время работы над постановкой спектакля.

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Театрализованную деятельность при работе с детьми я старалась включать во все образовательные области, ведь играя с детьми легче и быстрее можно добиться поставленных целей.

Я разработала Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности «В гостях у сказки». Цель этой программы: развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра. Программа состоит из трех самостоятельных модулей: для детей младшей, средней и старшей группы.

В рамках этой программы мы с ребятами подготовили такие спектакли:

«Колобок», «Новогодняя сказка», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Лесной зонтик», «Сказка про ёжика Фру-фру, который был всем недоволен», «Новогоднее представление», «Зайчишкин день рождения», «Цирк! Цирк! Цирк!». Так же были созданы мультфильмы руками детей «Нам весело!» и «Сказка о непослушной принцессе».

Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности как в ДОУ так и дома, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте, режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами - родители воспитанников. Так же постаралась возродить такой вид детско-родительской деятельности как «Домашний театр». Родители с удовольствием приняли участие в акции «Домашняя постановка».

Так же использую в своей работе и традиционные формы работы с родителями :

- консультации, буклеты, анкетирование: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников», «Знакомим с разными видами театров»;

- организация работы родительского клуба «Путеводитель по образованию»

- выступления на родительских собраниях: «Возрождаем домашний театр», «Как устроить домашний театр для детей, мастерим вместе с ребёнком»;

- индивидуальные беседы в рамках подготовки роли, «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста», «Почитай мне сказку, мама!», «В мире мультфильмов. О выборе мультфильмов, которые не калечат!».

Накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультирую. В 2017 году выступала на районном семинаре по теме: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Являюсь активным участником педагогических интернет форумов.

Занимаясь с детьми театром, я стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Включение театральной деятельности в образовательный процесс позволило добиться нужной динамики в развитии детей были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций: внимания, памяти, мышления и воображения. Позволило развить у детей следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции, самостоятельность.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности во всех образовательных областях приводит к следующим результатам:

- Дети приобретают уверенность в себе.

- Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

- Дети умеют строить диалог.

- Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

- Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

- Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

- Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

- Дети умеют распределять между собой обязанности.

- Дети могут запомнить и описать любимого героя.

- Дети сочиняют этюды по сказкам.

Находясь в обществе детей, чувствуешь себя в мире детства и этот мир кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни. Как хочется заглянуть в этот мир хоть на мгновение и сделать этот мир детства еще краше и добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...