Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников
консультация (старшая группа)
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_sirohina_yu.i.docx | 34.07 КБ |
mo_sirohina_yu.i.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1
г. Шебекино Белгородской области»
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Подготовила: Сирохина Ю.И.,
воспитатель
2021г.
1 слайд
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.
2 слайд
Что такое профориентация в ДОУ?
Это - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада.
3 слайд
На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
4 слайд
Цель работы: способствовать эффективному развитию у детей представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.
5 слайд
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
6 слайд
Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
В ходе работы были изготовлены и созданы:
-библиотека с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;
- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»; словесные игры, игры с предметами, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства»,
- в совместной деятельности детей и родителей были изготовлены, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»;
-также в группе есть зоны различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики;
-созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий: «Ателье», «Спасатели», «Школа», «Почта», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.
7 слайд
Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
8 слайд
Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:
- организованная образовательная деятельность: «В школе», «На кухне», «В больнице», «В магазине», «В парикмахерской», «Мы пожарные», «Водители», «Мы ребята моряки», «На почте», «Ателье», «Инспектор ГИБДД».
9 слайд
- рассказы воспитателей и родителей, беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Профессии наших родителей»;
10 слайд
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, встречи с интересными людьми (пожарный, научный сотрудник музея, почтальон, инспектор ОГИБДД);
11 слайд
-экскурсии в детском саду в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, в кабинет кастелянши детского сада;
12 слайд
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная деятельность детей.
13 слайд
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
#1055;риближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.
2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.
14 слайд
В ранней профориентации дошкольников мы используем современные образовательные технологии.
1. Игровые технологии.
Сюжетно-ролевые игры.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:
-имитируются производственные сюжеты, ситуации,
-профессиональная социальная среда,
-модели профессионального поведения,
-модели межличностных профессиональных отношений.
Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».
15 слайд
Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.
В нашей группе дети играют в настольно-печатные игры такие, как:
Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.
«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр мы закрепляем знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Словесные игры.
«Кто больше знает профессий», «Кто что делает?», «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Назови, что лишние».
16 слайд
Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».
Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.
Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.
Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».
17 слайд
2. Проектная деятельность.
Были созданы и реализованы проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?», «Все работы хороши».
18 слайд
#1055;ознавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.
В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.
19 слайд
4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.
Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.
Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.
В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:
- виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;
20 слайд
-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.
В старшей и подготовительной группах мы разрабатываем и проводим с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».
Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.
Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
21 слайд
Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1
г. Шебекино Белгородской области»
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Подготовила: Сирохина Ю.И.,
воспитатель
2021г.
1 слайд
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.
2 слайд
Что такое профориентация в ДОУ?
Это - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада.
3 слайд
На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
4 слайд
Цель работы: способствовать эффективному развитию у детей представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.
5 слайд
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
6 слайд
Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
В ходе работы были изготовлены и созданы:
-библиотека с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;
- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»; словесные игры, игры с предметами, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства»,
- в совместной деятельности детей и родителей были изготовлены, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»;
-также в группе есть зоны различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики;
-созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий: «Ателье», «Спасатели», «Школа», «Почта», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.
7 слайд
Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
8 слайд
Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:
- организованная образовательная деятельность: «В школе», «На кухне», «В больнице», «В магазине», «В парикмахерской», «Мы пожарные», «Водители», «Мы ребята моряки», «На почте», «Ателье», «Инспектор ГИБДД».
9 слайд
- рассказы воспитателей и родителей, беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Профессии наших родителей»;
10 слайд
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, встречи с интересными людьми (пожарный, научный сотрудник музея, почтальон, инспектор ОГИБДД);
11 слайд
-экскурсии в детском саду в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, в кабинет кастелянши детского сада;
12 слайд
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная деятельность детей.
13 слайд
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
#1055;риближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.
2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.
14 слайд
В ранней профориентации дошкольников мы используем современные образовательные технологии.
1. Игровые технологии.
Сюжетно-ролевые игры.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:
-имитируются производственные сюжеты, ситуации,
-профессиональная социальная среда,
-модели профессионального поведения,
-модели межличностных профессиональных отношений.
Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».
15 слайд
Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.
В нашей группе дети играют в настольно-печатные игры такие, как:
Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.
«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр мы закрепляем знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Словесные игры.
«Кто больше знает профессий», «Кто что делает?», «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Назови, что лишние».
16 слайд
Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».
Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.
Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.
Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».
17 слайд
2. Проектная деятельность.
Были созданы и реализованы проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?», «Все работы хороши».
18 слайд
#1055;ознавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.
В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.
19 слайд
4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.
Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.
Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.
В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:
- виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;
20 слайд
-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.
В старшей и подготовительной группах мы разрабатываем и проводим с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».
Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.
Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
21 слайд
Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
из опыта работы по ранней профориентации дошкольников...
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...
Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...
«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в ...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Дл...
Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)
laquo;Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - ин...