Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников
консультация (старшая группа)

Юлия Игоревна Сирохина

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_sirohina_yu.i.docx34.07 КБ
Файл mo_sirohina_yu.i.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1

г. Шебекино Белгородской области»

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Подготовила: Сирохина Ю.И.,

воспитатель

2021г.

1 слайд

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.

2 слайд

Что такое профориентация в ДОУ?

Это - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада.

3 слайд

На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

4 слайд

Цель работы: способствовать эффективному развитию у детей представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.

5 слайд

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

6 слайд

Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

В ходе работы были изготовлены и созданы:

-библиотека с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;

- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»; словесные игры, игры с предметами, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства»,

- в совместной деятельности детей и родителей были изготовлены, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»;

-также в группе есть зоны различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики;

-созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий: «Ателье», «Спасатели», «Школа», «Почта», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.

7 слайд

Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

8 слайд

Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:

- организованная образовательная деятельность: «В школе», «На кухне», «В больнице», «В магазине», «В парикмахерской», «Мы пожарные», «Водители», «Мы ребята моряки», «На почте», «Ателье», «Инспектор ГИБДД».

9 слайд

- рассказы воспитателей и родителей, беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Профессии наших родителей»;

10 слайд

- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, встречи с интересными людьми (пожарный, научный сотрудник музея, почтальон, инспектор ОГИБДД);

11 слайд

-экскурсии в детском саду в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, в кабинет кастелянши детского сада;

12 слайд

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная деятельность детей.

13 слайд

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:

#1055;риближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.

2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.

14 слайд

В ранней профориентации дошкольников мы используем современные образовательные технологии.

1. Игровые технологии.

Сюжетно-ролевые игры.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:

-имитируются производственные сюжеты, ситуации,

-профессиональная социальная среда,

-модели профессионального поведения,

-модели межличностных профессиональных отношений.

Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».

15 слайд

Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.

В нашей группе дети играют в настольно-печатные игры такие, как:

Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.

«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр мы закрепляем знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Словесные игры.

«Кто больше знает профессий», «Кто что делает?», «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Назови, что лишние».

16 слайд

Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».

Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».

17 слайд

2. Проектная деятельность.

Были созданы и реализованы проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?», «Все работы хороши».

18 слайд

#1055;ознавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.

В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.

19 слайд

4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.

Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.

Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.

В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:

- виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;

20 слайд

-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.

В старшей и подготовительной группах мы разрабатываем и проводим с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».

Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.

Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

21 слайд

Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1

г. Шебекино Белгородской области»

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Подготовила: Сирохина Ю.И.,

воспитатель

2021г.

1 слайд

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.

2 слайд

Что такое профориентация в ДОУ?

Это - система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада.

3 слайд

На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

4 слайд

Цель работы: способствовать эффективному развитию у детей представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.

5 слайд

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

6 слайд

Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

В ходе работы были изготовлены и созданы:

-библиотека с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;

- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»; словесные игры, игры с предметами, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства»,

- в совместной деятельности детей и родителей были изготовлены, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»;

-также в группе есть зоны различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики;

-созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий: «Ателье», «Спасатели», «Школа», «Почта», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.

7 слайд

Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

8 слайд

Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:

- организованная образовательная деятельность: «В школе», «На кухне», «В больнице», «В магазине», «В парикмахерской», «Мы пожарные», «Водители», «Мы ребята моряки», «На почте», «Ателье», «Инспектор ГИБДД».

9 слайд

- рассказы воспитателей и родителей, беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Профессии наших родителей»;

10 слайд

- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, встречи с интересными людьми (пожарный, научный сотрудник музея, почтальон, инспектор ОГИБДД);

11 слайд

-экскурсии в детском саду в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, в кабинет кастелянши детского сада;

12 слайд

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная деятельность детей.

13 слайд

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:

#1055;риближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.

2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.

14 слайд

В ранней профориентации дошкольников мы используем современные образовательные технологии.

1. Игровые технологии.

Сюжетно-ролевые игры.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:

-имитируются производственные сюжеты, ситуации,

-профессиональная социальная среда,

-модели профессионального поведения,

-модели межличностных профессиональных отношений.

Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе».

15 слайд

Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.

В нашей группе дети играют в настольно-печатные игры такие, как:

Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.

«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр мы закрепляем знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Словесные игры.

«Кто больше знает профессий», «Кто что делает?», «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Назови, что лишние».

16 слайд

Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».

Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».

17 слайд

2. Проектная деятельность.

Были созданы и реализованы проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?», «Все работы хороши».

18 слайд

#1055;ознавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.

В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.

19 слайд

4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.

Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.

Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.

В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:

- виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;

20 слайд

-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.

В старшей и подготовительной группах мы разрабатываем и проводим с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку».

Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.

Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

21 слайд

Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.

из опыта работы по ранней профориентации дошкольников...

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...

Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в ...

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Дл...

Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"

Использование современных образовательных  технологий  в работе с  детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)

laquo;Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - ин...