Картотека дидактических и речевых игр для детей среднего возраста
методическая разработка (средняя группа)

Кочетова Екатерина Сергеевна
речевые игры для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx665.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Средняя ГРУППА


 Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе. Дом — дома — много домов, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

Игра «Подбери родственные слова к слову «Родина»

 Цель: способствовать развитию фонематического слуха, словотворчества. Педагог предлагает ребятам найти однокоренные слова к слову Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

 Игра «Сосчитай этажи»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных «Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Дом с одним этажом, — какой? — (одноэтажный дом) дом с двумя этажами, — какой? — (двухэтажный дом) дом с тремя этажами, — какой? — (трёхэтажный дом) дом с четырьмя этажами, — какой? — (четырёхэтажный дом) дом с пятью этажами, — какой? — (пятиэтажный дом) дом со многими этажами. — какой? — (многоэтажный дом)

Игра «Посчитай»

 Цель: упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными, посчитать от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1. Улица, широкая улица, красивая улица. (одна широкая улица, две широких улицы, пять широких улиц) Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом. Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога. Магазин, детский магазин, большой магазин. Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник. Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. Этот проспект широкий, а другой ещё… (шире) Этот переулок тихий, а тот ещё… (тише) Эта дорога узкая, а рядом ещё… (уже) Этот дом старый, а другой ещё… (старее) Эта площадь большая, а рядом ещё… (больше) Этот памятник высокий, а другой ещё… (выше)

Упражнение «Придумай название улицы»

 Цель: упражнять в образовании прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово. В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили. На этой улице стоит завод. Назовём её (Заводская). На этой улице много цветов. Назовём её (Цветочная). На этой улице много школ. Назовём её (Школьная). На этой улице много берез. Назовём её (Берёзовая). На этой улице много садовых деревьев. Назовём её (Садовая). На этой улице находится аптека. Назовём её (Аптечная). Придумай ещё несколько названий улиц сам.

Беседа с детьми «Городские профессии»

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, и сказать о чём оно.

Нужно сшить — зови портного, Модельера пригласи.

Хочешь есть — поможет повар, Блюдо у него проси.

 Если хочешь быть красивым, К парикмахеру иди.

Украшение на праздник Ювелиру закажи.

Туфли подобьёт сапожник, Разрисует всё художник.

И цветочница цветы Срежет вам для красоты.

Часовщик часы починит, Массажист усталость снимет,

Врач больного исцелит, Словно доктор «Айболит».

 Тренер сильным стать поможет, Вас заснять фотограф может.

А кондитер вкусный торт К дню рожденья испечёт.

Почту вовремя доставит Самый быстрый почтальон.

 И таксист домчит вас быстро, Все дороги знает он.

 Чтобы людям всем помочь, Трудятся они и день и ночь.

Все профессии важны, Все профессии нужны.

Дети отвечают, о чем это стихотворение (о профессиях). — Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. У ваших родителей разные профессии. Давайте расскажем, друг другу о том, кем работают ваши мамы и папы. Но не забывайте, что отвечать нужно полным предложением: «моя мама работает…» или «мой папа работает…». Дети по очереди рассказывают о профессиях своих родителей. При необходимости воспитатель помогает ребёнку с ответом. — Молодцы.

Давайте сейчас немного поиграем и вспомним городские профессии.

Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.

 Врач людей… (лечит)

Учитель детей… (учит)

Пожарный пожар… (тушит

) Повар обед… (варит, готовит)

 Парикмахер волосы… (стрижёт, укладывает, причёсывает)

Полицейский за порядком… (следит)

 Портниха одежду… (шьёт, чинит)

 Пекарь хлеб… (печёт)

Писатель книги… (пишет, сочиняет)

 Доярка коров… (доит, кормит)

Строитель дома… (строит)

Фотограф людей… (фотографирует)

 Продавец в магазине… (продаёт) —

Расскажите, какие профессии нужны в городе?

Кто что делает

Воспитатель задает вопрос, а играющие отвечают глаголами:

  • что делает мама? – убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;
  • что делает папа? – ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;
  • что делает бабушка? – работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;
  • что делает дедушка? – читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;
  • что делаешь ты? – играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.

Кто что делает?

        

Ласковые словечки

Для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребенку, просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама – мамочка», «бабушка – бабуля», «брат – братишка» и так далее.

Ласковые слова

Хорошо или плохо

Игра строится в форме общения. Воспитатель задает вопросы, игроки отвечают. Например: «Помогать маме мыть посуду – это хорошо?» – «Да!» – «Почему?». Или: «Отбирать у младшего братика игрушки – это хорошо?» – «Нет!» – «Почему?».

Хорошо или плохо

Угадай, кто это

Игра для средней группы строится в форме отгадывания по определениям. Воспитатель перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:

  • ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;
  • добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;
  • сильный, строгий, работящий, умный – папа;
  • добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;
  • красивая, активная, прилежная, модная – сестра;
  • веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат. https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2020/10/scale_1200-e1603880458632.jpg

Моя семья самая…

В ходе дидактических игр про семью детсадовцы лучше узнают родных, начинают понимать важность семейных отношений, ценить их.

Педагог задает вопрос «Какая твоя семья?». Играющие поочередно отвечают прилагательными: дружная, веселая, активная, спортивная, большая, любящая читать, любящая путешествовать и прочее. Объясняют свои определения. Например: «Наша семья большая, потому что в ней 8 человек».

Моя семья самая…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

Данная картотека игр поможет воспитателям проводить игровые занятия в интересной для детей форме....

Картотека дидактических игр по экологии для детей среднего возраста.

Эта подборка игр по экологии предназначена для того,чтобы в процессе игр у детей расширялись знания об экологии,формировалось правильное  отношение к живой природе,способствует бережному отношени...

Картотека дидактических игр речевого развития для детей средней группы

Картотека дидактических игр речевого развития...

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Картотека  игрпо  речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста

Картотека дидактических игр по познавательному развитию детей среднего возраста...

Картотека дидактических игр по экологии для детей среднего возраста

Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой!...